СОЛОМИН Виталий Мефодьевич

Народный артист России.

Родился 12 декабря 1941 года в г. Чите.
Отец - Соломин Мефодий Викторович (1905-1960).
Мать - Рябцева Зинаида Ананьевна (1910-1992).
Супруга - Соломина Мария Антониновна (род. 2.03.1949 г.), выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работает в Доме моделей, участвует в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах "Городской романс" и "Сильва".
Дочери - Анастасия (1973 г. рожд), окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева и работает в этом коллективе; Елизавета (1984 г. рожд.).
Внук - Кирилл (1996 г. рожд.).

С детства Виталий под руководством родителей – профессиональных музыкантов – занимался музыкой, играл на фортепиано. Когда учился в школе, его интересы были самыми разнообразными. Особенно увлекался математикой, спортом, причем самыми разными его видами – игровыми, гимнастикой, акробатикой, боксом, легкой атлетикой.

Окончание школы совпало с приездом в г. Читу комиссии из Москвы, из Щепкинского училища, которая набирала курс из молодежи Сибири. Возглавлял комиссию В.А.Смирнов. Виталий решил попробовать свои силы и предстал перед комиссией. В результате было принято однозначное решение: ехать в Москву и поступать в училище, тем более, что к этому времени его окончил старший брат Юрий. Отец очень хотел, чтобы и младший сын стал актером.

В 1959 г. Виталий был принят в училище им. Щепкина в класс к Народному артисту СССР Н.А.Анненкову. Его педагогом на все время учебы стал Борис Маркович Казанский.

Со 2-го курса Виталия начали приглашать репетировать и играть роли в спектаклях Малого театра. Но не все спектакли увидели свет. Так, когда Виталий Соломин был уже студентом 4-го курса, А.Эфрос пригласил целую группу студентов в свой спектакль "Танцы на шоссе" (авторы - Гердт и Львовский). Фабула спектакля состояла в конфликте отцов и детей. В те годы эта тема была более чем спорной, почти политической, и чиновники побоялись дискуссии и обвинений по ее поводу. На последнем этапе подготовки спектакль закрыли.

В тот период Малым театром руководил Е.Р.Симонов. Он пригласил всю группу студентов, участвовавших в спектакле, на работу в Малый. Вместе с Виталием в этой группе были Я.Барышев, М.Фомина, Т.Рыжова, М.Кононов, В.Павлов. Началась работа в театре. Виталию приходилось играть разные роли, но особенно дорога ему роль в спектакле "Твой дядя Миша" Г.Мдивани. В этой постановке он играл сразу две роли вместе с замечательным актером В.Хохряковым, с которым впоследствии подружился.

Потом были разные периоды в театральной жизни, были перерывы, даже по несколько лет. Менялись режиссеры, руководство театра. Спасала работа в кино. Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий в небольшой роли, стала картина "Улица Ньютона, дом 1" (1963). Потом последовали "Председатель" (1964) и "Женщины" (1965), в котором Виталий сыграл главную роль – Жени. Фильм имел огромный успех у зрителей, был прекрасно встречен специалистами. В 1966 году В.М.Соломин сыграл роль Кирилла в картине "Старшая сестра". Его партнерами стали такие замечательными актеры, как М.Жаров и Т.Доронина. В дальнейшем Виталий часто и успешно снимался.

Из театральных работ того периода (конец 60-х гг.) запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном В.Хохряковым и режиссером Юнниковым "Не все коту масленица" (1973 г.).

Новый художественный руководитель Малого театра М.И.Царев, увидев Виталия в этой роли, стал готовить его к роли Чацкого в спектакле "Горе от ума" (1974). Внутри театра проводился конкурс на ее исполнителя, однако во время встреч с Царевым в процессе подготовки к роли, у него сложилось впечатление, что Царев уже решил, что Чацкого играть будет именно он, причем Виталию предоставлялась полная свобода в трактовке образа. Царев разрешил даже, чтобы сам выход Чацкого был необычен: он, как бы поскользнувшись, падал, выходя на сцену (подразумевалось, что герой молод, дурашлив, полон озорства). М.И.Царев сказал о пьесе: "Мы ее очень хорошо читали, но мне хотелось бы, чтобы мы ее сыграли". Долгие годы спектакль был своего рода визитной карточкой театра, им начинался театральный сезон. Далее было несколько совместных работ с Нелли Корниенко, - это спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" и "Живой труп".

Наступило время, когда из молодого, подающего надежды, Виталий стал актером, на которого можно ставить спектакли. Режиссер Л.Е.Хейфиц так и поступил с несколькими спектаклями, где-то даже рискнул, потому что Виталий считал, что не ко всем ролям он подходил. Например, в пьесе Салынского "Летние прогулки", которую комиссия принимала 7 раз, каждый раз что-то вычеркивала, вымарывала.

Через некоторое время Виталий решил сам делать постановки и за все отвечать. Один его спектакль театр не выпустил, а потом был "Живой труп" (1984), в котором он сыграл роль Протасова. Ставил его с переменным успехом, много раз показывал, репетировал, и, в конце концов, в несколько измененном варианте выпустил его на сцене филиала Малого театра. Спектакль шел несколько лет. В те годы с ним даже был связан один неприятный момент, – в газете "Правда" за подписью некоего Велихова появилась скандальная статья о постановке. Однако, в то же время, Виталий получал множество писем от зрителей в поддержку спектакля. Затем было еще несколько режиссерских работ, среди которых особенно запомнилась постановка пьесы В.Ливанова "Мой любимый клоун" (1989).

Через некоторое время В.Соломин пришел в театр имени Моссовета. Период работы в этом театре продлился два года (1987-1989). Здесь он сыграл в спектакле по пьесе В.Астафьева "Печальный детектив".

Тем временем, в Малом театре произошла смена руководства. Виталий вернулся «домой» и поставил спектакль по пьесе Островского "Дикарка" (1991), в котором сыграл Ашметьева. Спектакль несколько лет шел на сцене Малого.

После успешной постановки В.Соломину впервые самому предложили сделать постановку – "Свадьбу Кречинского" по А.В.Сухово-Кобылину (1997). Он охотно принял это предложение. В результате получился музыкальный спектакль, и сейчас он с успехом идет на сцене филиала Малого театра. До этого, после возвращения в театр, он сыграл Астрова в спектакле "Дядя Ваня" (1994) в постановке С.Соловьева, очень интересного режиссера.

Помимо театра Виталий Соломин много работал в кино. Благодарное чувство испытывал он к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Его любимая - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В процессе съемок актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. Впоследствии этот же режиссер пригласил его сыграть в "Пиковой даме". Большой успех принес В.Соломину фильм "Зимняя вишня". Очень дорога ему была работа в фильме "Даурия", поскольку действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родном для Виталия. С удовольствием снимался в музыкальных фильмах "Сильва" и "Летучая мышь", так как с детства любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, который Виталий решил все-таки не продолжать. Одна из последних работ Виталия Соломина - многосерийный фильм "Все красное". Эти и многие другие фильмы принесли Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей.

К 2001 году фильмография актера насчитывала несколько десятков картин.
Среди них :
"Улица Ньютона, дом 1" (1963 год)
"Председатель" (1964 год)
"Женщины" (1965 год)
"Любимая" (1965 год)
"Старшая сестра" (1966 год)
"Бабье царство" (1967 год)
"Крепкий орешек" (1967 год)
"Происшествие, которого никто не заметил" (1967 год)
"Бег иноходца" (1968 год)
"Впереди день" (1970 год),
"Салют, Мария!" (1970 год)
"Даурия" (1971 год),
"Расскажи мне о себе" (1971 год)
"У нас на заводе" (1972 год)
"Вот моя деревня" (1972 год)
"Последние дни Помпеи" (1973 год)
"Открытие" (Рукопись академика Юрышева) (1973 год)
"Прыжок с крыши" (1977 год)
"Сдается квартира с ребенком" (1978 год)
"Сибириада" (1978 год)
"Летучая мышь" (1979 год)
"Шерлок Холмс и доктор Ватсон" (1979 год)
"Кто заплатит за удачу?" (1980 год)
"Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1981-86 годы)
"Сильва (1981 год)
"Пиковая дама" (1982 год)
"Предел желаний" (1982 год)
"Человек, который закрыл город" (1982 год)
"Полоса везения" (1983 год)
"Возвращение с орбиты" (1984 год)
"Предел возможного" (1984 год)
"Зимняя вишня" (1985 год)
"Искренне ваш..." (1985 год)
"55 градусов ниже нуля" (1986 год)
"Он, она и дети" (1986 год)
"Светик" (1989 год)
"Зимняя вишня-2" (1990 год)
"Рогоносец" (1991 год)
"Черный квадрат" (1992 год)
"Пленники удачи" (1993 год)
"Зимняя вишня" (1995 год)
"Интервью с Гитлером" (1995 год)
"Воспоминания о Шерлоке Холмсе" (2000 год)
"Казус Белли" (2001 год)

В 1995-1996 гг. В.Соломин пробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм "Охота". Съемки начались на киностудии "Ленфильм". Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для нее - расшитые камзолы и платья - делались мастерами по специальной технологии. Картина демонстрировалась по телевидению.

В.М.Соломин - Народный артист России (1991), лауреат Премии Москвы (1998). Он являлся членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.

В свободное время В.Соломин с удовольствием читал классику, каждый раз находя в ней что-то новое. Среди современников почитал творчество писателя Владимира Орлова ("Альтист Данилов", "Аптекарь"). Читая его произведения, удивлялся, как точно можно словами выразить обуревающие душу мысли и чувства. Очень любил музыку Поля Мориа, Демиса Руссоса, Э.Хампердинка. В последнее время увлекся итальянской классической оперой.

Вечером 23 апреля 2002 года Соломин был занят в спектакле «Свадьба Кречинского». Во время первого акта актёру внезапно стало плохо – как оказалось позже, у него случился ишемический инсульт. Больше месяца Виталий Мефодьевич пролежал в больнице имени Склифосовского, последние две недели не приходя в сознание. 27 мая 2002 года Виталий Соломин скончался.

 

Международный Объединенный Биографический Центр.

www.biograph.ru