КАРАЧЕНЦОВ Николай Петрович |
||||
Народный артист России, член Российской академии кинематографических искусств Мир театра Николай открыл для себя в раннем детстве. Мама Николая в те годы заканчивала ГИТИС. Параллельно как балетмейстер-постановщик ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, таких как ГАБТ, Казанский музыкальный театр, Музыкальный театр Улан-Батора в Монголии и др. Часто на репетиции брала с собой и маленького Колю. Неповторимый дух театра, красота балетного искусства с первой минуты заворожили мальчика. Коля решил стать балетным танцовщиком. Со своей стороны, Янина Евгеньевна считала такое занятие "не для мальчиков". С трудом отговорив сына от его выбора, отвела Николая в одну из спортивных секций. На некоторое время о профессии артиста было забыто. Правда, увлечение пластикой и танцами осталось у Николая на всю жизнь. С 10-го класса Караченцов вовсю занялся подготовкой к поступлению в один из московских вузов, причем отнюдь не театральный. В то время при Центральном детском театре была создана группа "Актив", которую набирали из старшеклассников московских школ. В обязанности "активистов" входило дежурство в здании театра и слежение за соблюдением порядка школьниками. "За компанию" вместе со своим другом в "Актив" попал и Николай Караченцов. Жизнь снова столкнула его с театром. Благодаря появившейся возможности Николай не только пересмотрел весь репертуар ЦДТ. В Клубе Искусств при театре прослушал весь курс лекций для школьников, на которых "читали" известнейшие актеры того времени: Эфрос, Марков, Филиппов и др. Слушатели тех лекций если не связали позже свою жизнь с театром, то уж обязательно полюбили его всей душой. Вскоре при ЦДТ открылась и студия самодеятельности для школьников. Караченцов записался в нее одним из первых. Руководителями студии были Печников и Миньковская, которые стали для Николая первыми учителями актерского мастерства. Надолго запомнилось волнение и от первой в жизни сыгранной роли в спектакле "Фигаро". Тогда же Николай твердо решил стать профессиональным актером. В 1963 году с блеском прошел три тура в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе. С тех пор театр стал неотъемлемой частью жизни актера Николая Караченцова. Его учителями были именитые актеры-"старики": профессор Виктор Михайлович Монюков, Василий Осипович Топорков, Василий Яковлевич Станицын. Талант начинающего артиста сразу заметили. За первую же студенческую работу, Дахно в спектакле Панова "Метелица", Караченцов был удостоен приза "за лучшую мужскую роль". Особую оценку получила и его дипломная работа - Милославский в "Иване Васильевиче". В 1967 году Николай Караченцов с отличием окончил Школу-студию. Обычно выпускников школы автоматически "распределяли" во МХАТ. Но в 1967 году в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года - "Ленком") в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Васильевича Эфроса сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава. Новый главный режиссер театра Монахов обратился с письмом к руководству Школы-студии МХАТа с просьбой о помощи. Впервые за всю историю существования школы, в виде беспрецедентного "исключения", десять ее лучших выпускников были направлены в театр Ленинского комсомола. Так Николай Караченцов стал актером театра и за 30 лет творчества ни разу не "изменил" "Ленкому". Среди первых работ Николая - постановки, поставленные еще Эфросом. Приход в 1973 году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Николая в первом спектакле Марка Григорьевича "Автоград 21" (1973), Захаров пригласил актера на главную роль в своем следующем спектакле "Тиль" (1974). Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелый текст, новые решения театральной постановки. Великолепно сыгранный Николаем образ Тиля – шута, хулигана и бунтаря – стал "кумиром" советской молодежи 1970-х. "Тиль" имел оглушительный успех. Постановка стала вехой в культурной жизни советского общества. С того времени имя Николая Караченцова стало известно всей стране. Не меньший успех имела работа актера и в следующей постановке Захарова "Юнона и Авось" (1981). Граф Резанов в исполнении Николая – яркий и харизматичный образ путешественника, романтика и авантюриста, человека мужественного, волевого, в то же время ранимого и умеющего любить. Созданный им образ - настолько гармоничен, что тем более не случайным кажется фатальное совпадение имен и отчеств героя и актера. Спектакль сразу же стал одной из самых знаменитых московских постановок. "Революционный" дух, новый жанр "рок-оперы" сделали "Юнону и Авось" классикой, культовым спектаклем 1980-х. Позже была выпущена и ставшая хитом аудиоверсия постановки. Вот уже 20 лет спектакль идет на сцене "Ленкома" и до сих пор собирает аншлаг. В театре Николай Караченцов сыграл десятки ролей в постановках всех жанров: драмы, мюзиклы, комедии, рок-оперы. Его герои - совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. Каждая роль актера - "прожита" и пропущена через себя. В каждой - огромная концентрация внутренней энергии и таланта актера. Среди работ Николая Караченцова - герои спектаклей "Автоград 21" (режиссер М. Захаров, 1973), "Тиль" Гр. Горина по мотивам Шарля де Костера (режиссер М. Захаров, 1974), "Звезда и Cмерть Хоакина Мурьеты "(режиссер М. Захаров, 1976), "Гамлет" У.Шекспира (режиссер А. Тарковский, 1976), "Жестокие игры" А. Арбузова (режиссер М. Захаров, 1979), "Юнона и Авось" А. Вознесенского и А. Рыбникова (режиссер М. Захаров, 1981), "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского (режиссер М. Захаров, 1983), "Школа для эмигрантов" Д. Липскерова (режиссер М. Захаров, 1990), " Sorry " А. Галина (режиссер Г. Панфилов, 1992), "Чешское фото" А. Галина (режиссер А. Галин, 1995), "Ясновидящий" по Л. Фейхтвангеру. Недавно увидела свет постановка пьесы Григория Горина "Шут Балакирев", в которой Николай играет роль Меншикова. Актер начал сниматься с 1967 года. На протяжении десятилетий Николай Караченцов - одна из ярчайших звезд не только театра, но и кино. Известность как киноактеру и поистине всенародную любовь ему принесли роли в таких фильмах, как "Старший сын" (1975), "Собака на сене"(1977), "Трест, который лопнул" (1982). Сегодня Николай Караченцов - один из "наиболее снимаемых актеров". В копилке актера - более 100 киноролей в картинах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т.д. Актер снялся в картинах большинства ведущих режиссеров страны. Как театральные работы, так и киноперсонажи в исполнении Николая разноплановы, не похожи друг на друга. Ему с равным успехом удаются роли и "героев-любовников", и психологически сложные характеры. Все "каскадерские" трюки Николай всегда исполняет сам, без дублеров! Сегодня актер продолжает осваивать новые образы и жанры. Одной из последних работ в сериале "Досье детектива Дубровского" Караченцов пленил зрителей новым образом отечественного супермена. Среди наиболее известных работ актера в кино: Многие из этих картин становились лауреатами всесоюзных, российских и международных фестивалей и конкурсов, были отмечены различными премиями и наградами. Работа Караченцова в кино не ограничивается непосредственным участием в съемках картин. Актера часто и много приглашают для озвучивания зарубежных художественных кинолент. В частности, французский актер Бельмондо "говорит" исключительно голосом Николая Караченцова. Голос актера звучит и во многих мультфильмах для детей, таких как "Ловушка для Бамбра", "Пес в сапогах" и др. Талант Николая Караченцова - поистине многогранен. Неизменным успехом и любовью слушателей пользуется его песенное творчество. Это - множество песен к различным фильмам и мультфильмам в исполнении актера. В частности, в кинофильмах "Белые росы", "Собака на сене", "Трест, который лопнул", в мультфильме "Пес в сапогах", во многих других. Всего в творческом активе - более 100 песен, в том числе выпущенных на дисках и кассетах: "Юнона и Авось" (1981); "Вечер современной музыки на стихи С. Есенина. Я московский озорной гуляка" (2000, "Письмо матери"/ "Капли"/ "Клен ты мой опавший"), "Давид Тухманов и Юрий Энтин. О многих шестиногих" ("Жук-Дровосек"/"Серенада-Цикада"/ "Назойливая муха"), "У Вас в гостях Дюймовочка, Красная Шапочка и знаменитый утенок Тим" (2001, "Красная Шапочка"/ "Знаменитый утенок Тим"/ "Профессор и блоха"), "Моя маленькая леди" и др. В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актера "Сны и были Николая Караченцова". Несмотря на насыщенный график работы, постоянные разъезды, съемки, репетиции Николай Караченцов успевает вести и активную общественную жизнь. Актера часто приглашают в качестве члена жюри различных конкурсов и фестивалей театрального и киноискусства. Николай Караченцов является председателем жюри Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова. Н.П. Караченцов - народный артист РСФСР (1989), член Российской академии кинематографических искусств. Избирался секретарем Союза театральных деятелей России. Главное увлечение Николая Караченцова – теннис. Любимый вид спорта дает актеру необходимый заряд энергии и бодрости. Он не раз становился участником ряда теннисных турниров, в том числе "Большой шляпы", "Марко-Гаррос", за кубок "Большого колпака". Как-то даже сыграл партию с первым Президентом России Б.Н.Ельциным. А еще Николай – заядлый автомобилист. Очень любит друзей, ценит настоящую мужскую дружбу. Живет и работает в Москве.
Международный Объединенный Биографический Центр. www.biograph.ru
|
||||