ВАЩИЛИН Николай Николаевич |
||
Я родился в голодном послевоенном 1947 году 7 апреля, в праздник Благовещения, что сильно скрашивает мою жизнь. Мать с отцом вернулись после войны, где и полюбили друг друга, на станцию Локня Псковской области. Там в эвакуации жила моя бабушка Аня. Деда моего Якова в 1944-м расстреляли доблестные солдаты СМЕРШа за то, что он перешёл линию фронта, взял своё сало и поделился с другом Лисицыным. Друг его и заложил, чтоб завладеть телом моей бабушки. Семья была поражена в правах, нельзя было работать нигде. Вот в поисках работы и пропитания родители со мной на руках приехали отстраивать разрушенный город Ленинград. Поселились в подвале с крысами на острове Голодай (Холидей при Екатерине Второй), потом на 3-ей линии Васильевского острова, дом 42. Там я жил до 18 лет. С отличием закончил 7 классов школы №32 и вечерний техникум авиаприборостроения. Работал лаборантом в Институте Электромеханики. Чтобы не поддаться ворам и бандитам, в 1961 году пошёл заниматься борьбой самбо в общество «Труд» к А.С. Массарскому. Он привёл меня в кино, к Г. Козинцеву. Пробы на тень отца Гамлета я не прошёл – пластика не та. Хорошая больно. Я уже стал мастером спорта и членом сборной молодёжной команды по дзю-до. Позже вошёл в сборную СССР. Тренировались, кстати, мы вместе с Вовой Путиным. И в кино подрабатывали тоже вместе, Массарский приводил своих спортсменов на съёмки баталий. У Козинцева я спросил, как стать режиссёром. Он посоветовал закончить какой-нибудь институт и поступать к нему на Высшие режиссёрские курсы. Так я поступил в Ленинградский институт авиаприборостроения в 1966-м, и в 1972-м его закончил по специальности инженер по приборам космической медицины. Подрабатывал в кино каскадёром. В 1970 году, работая у Козинцева на фильме «Король Лир» и послушав его рассказы про ФЭКС, пошёл работать в ЛГИТМиК к Меркурьеву – учить трюкам актёров. Для этого закончил аспирантуру по спортивной педагогике, защитил диссертацию и стал доцентом. Но предшествовла этому кончина Г.М. Козинцева в мае 1973 г. и прощание с мечтой о Курсах. Правда, в 1974-м снимаясь в «Романсе о влюблённых», я завёл разговор об этом с Андреем Кончаловским и сделал вторую попытку, работая у него постановщиком трюков на «Сибириаде». Но... После «Сибириады» А. Кончаловский покинул Родину, а я завершал докторскую диссертацию по проблеме «Двигательная культура актёра» и, пользуясь связями в мире кино, пробил стажировку в Париже. Конкуренты-каскадёры накатали письмецо в КГБ о моих порочных связях с предателями Родины и королями преступного мира (были такие у меня в каскадёрах, Костя-Могила, в частности) и я чудом избежал ареста. Пришлось хлопнуть дверью, посадить пару-тройку «писателей» и перейти на работу во Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников профтехобразования, деканом, потом проректором по учебной работе. Всё это время вторым планом шла работа в кино, причём я выбирал только интересные мне картины и только летом, в период отпуска. Одной из таких работ была и постановка трюковых сцен в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». С Масленниковым, мы, кстати, встретились задолго до «Холмса» – ещё на съёмках у Козинцева. Потом он позвал меня на свой первый самостоятельный фильм «Завтра, третьего апреля...» Я там Фантомаса изображал. Затем была «Ярославна», а потом уже «Холмс». Третьим планом была работа на Ленфильме и в СТД (Союзе театральных деятелей), в студиях каскадёров. Так что полсотни сегодняшних асов вышли из моей «пекарни»: Бурлачко, Севастьянихин, Головкин, Орлов и многие другие. Жил, строил дом. Зарабатывал деньги, чтобы кормить семью – жену и двоих детей, Тимофея и Ольгу. Когда вырастил, они меня из дома выгнали, с ментами. Уж больно дом красив – камин, дубовые потолки, вид на Петропавловский собор. В 1990 г. Михалков позвал меня в Китай снимать «Ургу» и поучиться режиссуре. Но оказалось, он хотел видеть меня своей рукой (правой или левой). После трёх лет работы в ТРИТЭ зам. председателя правления я вернулся в Питер, и Путин сделал меня директором баскетбольного клуба «Спартак». Кино я оставил, тем более пришли туда мои антиподы типа Иншакова. В 2001-м меня ушли из «Спартака». Я поработал в женской баскетбольной команде «Балтийская звезда» PR-менеджером до 2005 и придумал церемонию с парусниками на 300-летие Санкт-Петербурга. Идею украли на «Алые паруса». Я плюнул и пишу рассказы. Читайте их на Общелит.com или Проза.ru. Я с детства хотел быть писателем и рыболовом. Когда мама сказала, что про рыбалку писателей не бывает, я дал ей почитать «Старик и море» Хэмингуэя. Прочитав, мама сказала, что этот мужик плохо кончит, и послала меня по вышеуказанному пути. Слава Богу за всё. Всем большое спасибо! Особенно анестезиологам!
Фильмография Николая Ващилина:
|
||