Речная полиция на Темзе
 
Паровой катер "Алерт" оставляет станцию
Темзенской полиции у моста Ватерлоо.
"Стрэнд", 1891

 

 

Сегодня экскурсия будет посвящена речной полиции на Темзе, чья штаб-квартира находится в двух милях ниже собора Св. Павла, в Уоппинге. Тем более что знаменитая погоня Шерлока Холмса и доктора Уотсона на полицейском катере за Джонатаном Смоллом, впервые описанная на страницах "Lippincott's Monthly Magazine" в феврале 1890 года, состоялась в сентябре 1888 года, и мы сможем, если повезёт, лицезреть её со стороны.

Темзенская полиция берёт свое начало в конце XVIII века, когда по инициативе Патрика Колкухауна и Джона Харриота и с одобрением правительства, 2 июля 1798 года в самом центре тогдашнего Лондонского порта на Уоппинг-Хай стрит начало действовать Морское полицейское учреждение. До этого не охраняемая никем река была полна пиратов и воров, ежегодно с разгружавшихся в порту судов похищалось товара на сумму до 500 тысяч фунтов стерлингов, а таможенные доходы короны при Георге III ежегодно теряли до 50 тысяч фунтов. Официальным адресом Морской полиции стал Уоппинг-Нью-Стэйрз (Новая уоппингская пристань), 259.

Штаб-квартира Темзенского дивизиона Столичной полиции
в Уоппинге. "Стрэнд", 1891

В 1839 году речная полиция перешла под контроль Столичной полиции и превратилась в Темзенский дивизион. Что же представляла собой Темзенская полиция в 1888 году?

Ответственности Темзенского дивизиона подлежала дистанция продолжительностью 17 миль от моста в Челси до речки Баркинг-Крик. Руководил дивизионом суперинтендант Джордж Скитс, в  распоряжении которого находились старший инспектор, семь инспекторов первого класса, сорок инспекторов второго класса и 147 констеблей (помимо пяти детектив-сержантов). В противоположность наземной полиции, которая строилась по армейскому образцу, полиция речная основывалась на примере королевского военно-морского флота, о чём свидетельствовала даже их форма: вместо узкого мундира речные полицейские носили двубортный синий бушлат, а вместо шлема — чёрную лакированную соломенную шляпу-канотье, пришедшую ещё от тех времён, когда была организована Морская полиция. "Они крепкие, подтянутые, с бронзовым загаром парни, эти "мокрые Бобби" лондонской полиции, — писал Эрнст Карр, побывавший в Уоппинге в 1901 году. — Постоянная обнажённость и долгие часы работы тяжёлыми вёслами превратили их в железных мужчин со стальными мускулами. Что-то неопределимое в лице и поведении выдаёт в них где угодно моряков – и, действительно, они целиком набраны среди опытных моряков и лодочников". Каждый из чинов речной полиции рангом от инспектора и выше был облечён правом таможенного досмотра.

Штаб-квартира речной полиции находилась всё там же в Уоппинге. В 1869 году на месте старого здания, чуть выше входа в бывший Темзенский туннель инженера Бруннеля, рядом с построенной в том же году станцией подземки Уоппинг на Восточной Лондонской линии, было выстроено солидное кирпичное здание с арестантскими камерами, комнатой для задержанных и конторой, выходившей окнами на реку (на его месте в 1908 году возведено здание, сохранившееся до сих пор). Другой станцией Темзенской полиции был понтон, причаленный сразу же за мостом Ватерлоо, ниже по течению. Здесь всегда стояла наготове шлюпка, предназначенная для спасения самоубийц. Эта шлюпка была оборудована специальным роликом на корме, позволявшим втягивать в лодку пытавшихся утопиться легче, чем переваливать их через борт. По сведениям Темзенской полиции, за предыдущий 1887 год на реке произошло 25 самоубийств, и ещё 15 были предотвращены полицией.

"Спасите!"
Полицейский спасает женщину из воды близ
Тауэрского моста. Рис. Гордона Брауни, ок. 1900

Несостоявшимся самоубийцам выдвигали обвинения, и они становились подопечными тюремного капеллана. Обычно такие спасённые из воды люди больше не пытались повторять свои попытки покончить с жизнью. На понтоне у моста Ватерлоо были оборудованы частные комнаты, где жил инспектор с женой, арестантская и конторские помещения, меблированные обычными столами. Здесь же был установлен телеграф. Имелась также запасная комната, где констебли держали свои непромокаемые плащи, и ещё несколько комнат, одна из которых (сами полицейские называли её "Приемной") предназначалась для приведения в себя утонувших, имела кровать и ванну с горячей и холодной водой. На причал были вытащены лодки, а у нижнего его конца пришвартован паровой катер "Алерт". В Попларе напротив Фолли-Уолл с 1856 по 1895 года в качестве понтона Темзенская полиция также использовала бывший бриг "Мария Гордон" (получивший название "Роялист"), а в Эрите — поставленный на прикол тендер "Спрей".

Полицейские доставили на станцию
арестованного подозреваемого.
Рис. Гордона Брауни, ок. 1900

Обязанности речной полиции были обширны и хлопотны. Офицеры Темзенского дивизиона должны были охранять имущество кораблей, барж и прибрежных складов и причалов, держать реку чистой от известных воров и просто подозрительных личностей, предохранять корабли от появления на их борту до постановки на якорь вербовщиков и агентов от   содержателей низкопошибных пансионов. Во время регат и особых водных праздников в Путни и других местах с центральной станции отправляли туда для поддержания порядка несколько лодок. Речные полицейские обязаны были не дозволять сбрасывание мусора в реку, снабжать незамедлительной информацией и оказывать помощь плавучим пожарным паровым брандспойтам в случае возникновения где-нибудь пожара, а также ловить дезертиров и иных преступников, преступивших закон в открытом море.

Важной частью обязанностей Темзенского дивизиона являлся поиск тел убитых, самоубийц и случайно утонувших людей. Процесс ловли трупа производился только в течение одного приливного цикла, после чего считалось, что отсутствующее тело почти наверняка было унесено за пределы досягаемости. Если труп в итоге находили, его сначала фотографировали, а затем сохраняли максимально долго для установления личности, но не на станции, а в приходском морге, следуя в этом отношении обычным правилам касательно любых трупов, найденных полицией в любой части города, так же как при обнаружении тел любых находящихся без сознания людей, которые могли умереть до установления личности. Когда тело по приказу коронера предавали земле, одежда продолжала храниться приходскими властями, но демонстрировалась только тем, кто приносил с собой полицейский ордер на это.

Инспектор и два констебля усаживаются
в четырёхвёсельный баркас, в то время как третий
констебль помогает столкнуть лодку в воду.
"Стрэнд", 1891

Интересно, что второй выпуск журнала "Стрэнд", позднее прославившийся публикацией рассказов Конан Дойла, в 1891 году вышел со статьёй "Ночи с Темзенской полицией", где описывал пример типичной патрульной ночи. Из очерка следует, что большая часть времени в патрулях была посвящена ловле воров и опознанию самоубийц. Шла в статье речь и о проблемах, связанных с отсутствием женщин в речной полиции: одна из иллюстраций показывала двух полицейских, снимающих мокрую одежду с пытавшейся утопиться женщины. "Первая мысль, которая придёт читателю при взгляде на иллюстрации, — комментирует автор, — что эту работу должен делать представитель её собственного пола." В обычных участках Столичной полиции специально для обыска арестанток нанимали женщин. Однако на понтонной станции у моста Ватерлоо не было места, где бы можно было постоянно держать женщину-полицейского, да и самоубийства женщин происходили не столь часто, чтобы можно было нанять кого-либо для этой цели специально.

Сутки были разделены на четыре вахты, каждая по  шесть часов, и полицейские лодки патрулировали реку днём и ночью. Каждые два часа со станции уходила лодка со свежими полицейскими на смену той, чья вахта закончилась. Таким образом каждая лодка находилась 6 часов на дежурстве и 12 часов вне дежурства. В течение первых сорока лет работы в качестве Темзенского дивизиона полицейские обходились для своих патрулей гребными вельботами и парусными лодками, однако прогресс не стоял на месте, дерево в судостроении постепенно заменялось железом, и когда в 1878 году на Темзе более шестисот человек погибли при столкновении колёсного прогулочного парохода "Принцесса Алиса" с винтовым угольщиком "Байулл Касл", стало очевидным, что и полиции для полноценного осуществления её обязанностей нужны новые, более совершенные средства передвижения. В 1884 году для речной полиции были приобретены два паровых катера. Итого, в 1888 году полиция имела в своем распоряжении эти катера и еще около 20 вёсельных лодок. Один паровой катер, "Алерт", использовался для постоянного осмотра и охраны мостов; а другой — суперинтендантом для посещения участков и общего надзора за службой. К 1891 году катеров было уже три, а к 1898 году флот Темзенской полиции пополнился ещё восемью паровыми катерами.

Полицейские находят подозрительного
человека на одной из речных барок.
Рис. Гордона Брауни, ок. 1900

Использовавшиеся в полиции гребные суда были двух типов: патрульные двухвёсельные лодки и наблюдательные лодки, имевшие два обычных весла и пару коротких весел. В каждую такую лодку садился инспектор и два констебля, выполнявшие функции гребцов. С наблюдательной лодки инспектор контролировал работу патрульных лодок, кроме того, была учреждена система тщательного надзора за патрульными, при которой встреча с каждой из полицейских лодок отмечалась проверяющим инспектором в особом журнале с указанием места и предыдущего маршрута.

Чарльз Диккенс-младший приводит довольно любопытные сведения о деятельности детективов в речной полиции. До 1875 года Темзенскому дивизиону не было придано ни единого детектива. В этот год их стало трое, в 1877 году прибавился ещё один; количество арестов, однако, которое началось в 1875 году со 107, упало в 1876 году до 88, а затем уменьшилось ещё, несмотря на добавление четвёртого детектива, до 73 в 1877 году, в то время как число получивших приговор упало с 70 до 57, и затем до 48. И это при том, что полицейские дивизионы Столичной полиции, границы которых выходили к реке, отмечали скорее рост преступности, чем её уменьшение. По мнению Диккенса, объяснялось это тем, что Темзенский дивизион был наиболее занятым, а гребля в ночных патрулях, особенно во время штормов и зимних туманов, требовала огромного напряжения сил и времени.


Светозар Чернов