«Хорошие знакомые»

– Скажите, Ватсон, вам никогда никто не встречался из этих милых джентльменов? Проверьте вашу наблюда­тельность.

– А кто это?

– Это мои хорошие знакомые.

– Я с ними не знаком.

Очевидно, Ватсон не смотрел фильмы ужасов начала и середины ХХ века. Ведь все эти портреты являются вставленными в паспарту кадрами из фильмов. Разберём по порядку.

 

"Доктор Джекил и мистер Хайд" (Dr. Jekyll And Mr. Hyde, 1931). Самая известная, оскароносная экранизация повести Р.Л. Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", с блестящим гримом, под которым практически неузнаваем элегантный Фредерик Марч.

Слева:

"Упырь" (The Ghoul, 1933). В главной роли – легенда хоррора Борис Карлов ("Франкенштейн", 1931). Профессор-египтолог пытается обрести вечную жизнь при помощи жертвоприношения драгоценного камня богу Анубису. Но что-то идёт не так...

 

Справа:

"Призрак" (Lo spettro, 1963). Итальянский "джалло" при участии иконы жанра Барбары Стил, героиня которой при помощи доктора-любовника умерщвляет полупарализо­ванного мужа, но его призрак начинает преследовать её.

Сверху:

"Тревожный дозор" (Doomwatch, 1972). Наиболее поздний и наименее известный хоррор, о заражениях на острове после утечки токсичных веществ.

 

Слева:

"Сын доктора Джекила" (The Son of Dr. Jekyll, 1951). Один из традиционно многочисленных сиквелов известного сюжета, спекулирующих на успехе первоисточника.

 

Справа:

"Странное дело доктора Эр-Икс" (The strange case of doctor RX, 1942). История о серийном убийце от специа­лизировавшейся на хорроре студии "Universal". Кстати, актёр Лайонел Этуилл (записной кинозлодей тех лет) сыграл в одной из экранизаций "Собаки Баскервилей" доктора Мортимера.

Слева (портрет, который Холмс держит в руке в начале сцены):

"Призрак Оперы" (The phantom of the opera, 1925). Одна из первых киноверсий многократно экранизированного романа Гастона Леру о музыканте с обезображенным кислотой лицом, который скрывается в подземельях парижского оперного театра, и мстит обидчикам. В главной роли – актёр и основоположник гримёрного искусства Лон Чейни, он же "человек с тысячью лиц".

 

Справа:

"Человек-волк" (The wolf man, 1941). Начало одной из долгоиграющих франшиз ужасов – история оборотня. В сиквелах будут сплошные кроссоверы – встречи с Дракулой, Франкенштейном и пр. В главной роли – наследник рано умершего отца, Лон Чейни-младший, не снискавший славы предка, но ставший одной из икон хоррора, наряду с Карлоффом.

А это уже кадр из "Охоты на тигра". Слева: всё тот же "Человек-волк".

 

Справа:

"Кабинет доктора Калигари" (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1920). Классика немецкого экспрессионизма, фильм, повлиявший на развитие жанра. Безумный учёный совершает убийства при помощи загипнотизированного сомнамбулы (в этой роли – великий Конрад Фейдт, мало проживший, но успевший запомниться даже в СССР как визирь Джафар из "Багдадского вора").

 

опознание провёл Михаил Холодковский


< 221b.ru >