5.01. Вс
Звонил Ливанов, обещал приехать 8-го. Как всегда, со своими предложениями по тексту и по актёрам. |
6.01. Пн
Долго сидели в телеобъединении над планами и ломали голову по поводу запусков этого года. Каплан и Лев эскизов не показали (после переделок по моим замечаниям). Лиепа не приехал, но Инна Шлионская вернулась из Москвы с хорошими вестями. |
7.01. Вт
В наконец опустевшей комнате сидел с ассистенткой и принял ряд ответственных решений: вместо Ахеджаковой попробую Гузееву, вместо К. Лаврова – Романцова. |
8.01. Ср
Единственная радость – начались встречи с актёрами, гримы, фотопробы. Первой была Гузеева – делаем из неё жгучую вамп. Она таковой и является. Обычно до этого её высветляли. Сделали гримы Воробьёву (оперетта), Романцову (БДТ), Ефимову (Ленфильм), Парфёнову. Приходили ещё пара парней на эпизоды. |
9.01. Чт
Сегодня приезжает Марис Лиепа на роль полковника Валентайна. Притом – очень хочет сниматься. Только беда в том, что прибудет он на студию в те часы, когда я буду вести партком. Партком сложный. Говорильня, причём страстная, продолжалась до начала девятого. Лиепу я так и не увидел. |
10.01. Пт
На студии наконец встретился с Лиепой. Очень яркая личность. Думаю, украсит наш фильм. |
14.01. Вт
Сдача эскизов прошла без меня – проспал. Опоздал также на гримы актёров – молодые ребята на роль Хэдерли. Появился около 12-ти. Долго возились с причёской Оли Захаровой (протеже Набирухина) на роль невесты Уэста. |
15.01. Ср
Панихида в БТА (умер Авербах). Народу очень много. Приехал Ливанов. Я вёл прощание. Хоронили на Комаровском кладбище. |
16.01. Чт
Как всегда, когда Ливанов собирается в чём-то меня переубеждать (в данном случае он имел много поправок по сценарию и предложений по усовершенствованию отношений Холмса и Ватсона) он начинает очень агрессивно, явно пытаясь сразу меня сломить. На сей раз я сразу принял его и Виталия идеи, т. к. сам мучился из-за слабой роли Ватсона в этих сериях. Всё кончилось мирно, он ушёл на примерки, подарив мне брошюру про себя. |
17.01. Пт
Просмотрел картотеку в актёрском отделе: нашёл нескольких фон Борков. Надо обдумать сериал Холмса для Проката (как просит Сизов). |
19.01. Вс
Написал бумагу на имя Сизова по его просьбе с проектом переделок всего сериала о Холмсе для показа в Кинопрокате – получилось шесть односерийных фильмов + то, что мы начинаем снимать, может быть сдублировано для Госкино. |
20.01. Пн
Решился я на Ю. Богатырёва на роль Борка (с подачи Векслера, с которым мы, наконец, долго пообщались. Ведь до начала съёмок осталось меньше месяца). Решили строить на натуре декорацию – дом Холмса. |
21.01. Вт
Отнёс Каплану два тома моих «Studio» с картинками «домов Холмса». |
24.01. Пт
Москва. Заседание «по спасению кино», в котором из режиссёров участвуют Михалков, Ростоцкий, Наумов, Матвеев и я. Говорили почти до трёх. Основная идея – отделить творчество от фабрики. Посетил Ливановых – взял у него дописки для сценария. После этого поехал к Дашкевичам, где Володя крутил мне кассету с музыкой к Холмсу. |
27.01. Пн
Приехал Ю. Богатырёв – долго возились с его гримом (усы кайзера). Думаю, это будет удачный фон Борк. |
29.01. Ср
В Америке вчера случилось печальное событие – на 75 секунде после запуска взорвался топливный бак «Челленджера» – погибли семь астронавтов, среди них две женщины. Пришла Светлана Смирнова и мы сделали первую прикидку грима. |
30.01. Чт
Сделали примерку и основательный грим Сафоновой. Получается интересный декаданс. Нужно уже собираться в дорогу. |
31.01. Пт
Поселился в гостинице «Москва». Посетил Иванову – долгий разговор о принципах работы над Холмсом для TV и кино. Просит просчитать смету дополнит. расходов. Вечером пошёл к Соломиным. Они в новой квартире на Суворовском бульваре (бывшая Ю. Семёнова). Разговоры о кризисе в Малом театре. |
2.02. Вс
Беседа с Риной Зелёной. Рано лёг спать, т. к. завтра утром начинается трудовая неделя – поездка в Белые столбы. |
3.02. Пн
Машина, которую заказала администраторша Ира, опоздала. Шофёр – разгильдяй и лодырь был ужасен. Ехали в Белые столбы целую вечность. В машине замёрз. Долго блуждали по коридорам Госфильмофонда. Наконец, я получил ящики с картотекой английских документ. фильмов. Набрал целую кучу названий. Можно было бы начать смотреть, но шофёр сказал, что у него рабочий день кончается. Вечером – у Ливановых. Продолжение разговоров о сионизме. |
4.02. Вт
Снова дорога в Белые столбы – мороз -20. Шофёр попался хороший и быстрый. На монтажном столе прокрутил 32 коробки плёнки, отобрал много интересных кадров. Не было времени даже пообедать – Ира приносила мне тарелки в монтажную. Встретил там Дмитриева, который интересовался моей работой и Холмсом. Вообще – «Вишня» и «Холмс» стали моими отмычками ко всем. По возвращении в Москву говорил с Сизовым – он всё-таки хочет сделать киноверсии из старых фильмов о Холмсе, и так же, как Иванова, просит наших предложений по параллельным съёмкам. |
5.02. Ср
Дал задание Тигаю и Визгину – подготовить смету на кинофильм о Ш. Холмсе. |
6.02. Чт
Отъезд в Ригу. |
7.02. Пт
Моя команда – Тигай, Каплан и Визгин (без Векслера – больна Светочка) прибыли в холодную промозглую Ригу. Встретил Саша Метелица. Живём в гост. «Латвия» вместе с Тигаем, чтобы не доплачивать по 8 рублей. Зато завтрак – казённый. Первый день – осматриваем саму Ригу. Свозил Каплана-старшего на «Бейкер-стрит», который выбрал 7 лет назад со мной Каплан-младший. Старая Рига с тех пор приведена в порядок, но только она. Остальная часть города, да и вся республика, в запустении и убожестве (в сравнении с Эстонией и Литвой). Съездили в Кемери, посмотрели «усадьбу Ройлотта» – приют, санаторий для больных детей – на предмет «дома Холмса», но дом очень велик. Консультировались в музее этнографии (скансен) – советуют ехать в Цесис. |
8.02. Сб
Сегодняшнее направление поисков «дома Холмса» – небольшого и отдельно стоящего на «просторах Суссекса» хуторка – на восток, в сторону Сигулды, Цесиса и Пскова. Исколесили примерно 250 км, очень унылая и однообразная архитектура, хотя природа очень подходит – холмы, просторы. Магазины пусты и убоги. Обедали в какой-то деревне. На обратном пути осмотрели подробно скансен и нашли то, что нужно – на берегу озера экспонат «усадьба рыбака». Конец дня – пробежка по магазинам, совершенно бесполезная. |
9.02. Вс
Направление поиска – юго-запад в сторону Елгавы, т. е. бывшей Митавы, княжества курляндского, откуда вышли Анна Иоанновна, Бирон и пр. Кроме дворца на острове (сельхозакадемия) и пары церквей ничего не осталось – угрюмое, безликое место. Местность плоская, по-видимому, плодородная, хутора полуразрушенные. Ничего не нашли и окончательно утвердились в решении – снимать в этнографическом заповеднике. Поезд ранний – в 7 вечера. Прошлись по гастрономам (кровяная колбаса, конфеты) и поехали. Вечером в купе подбили бабки – в Риге получится примерно 20 съёмочных дней, в Выборге – 15. |
14.02. Пт
На студии занимался делами картины – костюмы, гримы, парики. |
18.02. Вт
Приехала на примерку Катя Зинченко (жена Ватсона) – длинная и нелепая. Несчастная, нигде не работает. |
19.02. Ср
На главной редакции обсуждалась работа телеобъединения. Потом было освоение павильона – дом Холмса. Ничего ещё не готово. Так странно снова очутиться в этих стенах. Пробуждаются какие-то инстинкты из прошлого. Это почувствовали несколько человек. Юрий Богатырёв долго врал и увиливал – короче, отказался от роли. Вечером работал над реж. сценарием – ливановский вариант. |
20.02. Чт
В павильоне сегодня всё более готово. Затем состоялся партком... От всей этой болтовни голова пухнет, а ведь завтра первый день съёмок! Вместо Богатырёва решил звать Андрея Миронова (или Лиепу). |
21.02. Пт
Первый съёмочный день начался с разговора с Ливановым, который потребовал доли в гонораре за сценарий (из-за его переделок, сделанных им по собственному усмотрению). Далее всё шло бодро и весело. Смеялись даже больше, чем надо. Освоили павильон. Кроме Ливанова и Соломина снимался симпатичный парень из БДТ Миша Морозов. Съёмка кончилась лишь в 9 вечера. После этого наши женщины поздравили нас с 23 февраля и напоили чаем. |
22.02. Сб
Появился Смоктуновский, старый, умытый, приветливый – настоящий актёр. Весь день он страдал из-за слабой своей памяти. Монологи длинные. Я ещё помню по «Пиковой», что для него это – нож острый. Уж он и бумажки писал, и Аркадий ему подсказывал, но реноме актёра требовало – «играть», а играть можно только свободно владея текстом. Ливанов, естественно, изображал перед ним на площадке командира. Они ведь давние знакомые – снимались 27 лет назад у Калатозова. Ужасно плохой актёр оказался Романцов – кривляка. Векслер пребывал в чёрной меланхолии – особенно озлобился, когда Ливанов прошёлся по Эрмлеру, его еврейскому диктату на Ленфильме. Но работалось хорошо, много успели, ещё больше впереди. |
23.02. Вс
Время прошло в очередной серии анекдотов и шуток вперемешку с моими криками «Мотор». Я сформулировал основу кинорежиссуры: три дела должен знать режиссёр: кричать «мотор» и «стоп», а также говорить актёрам: «мягче» или в редких случаях – «ярче». Анекдоты Ливанова о Рошале и Калатозове. Например: Рошаль открывает вечер 12 апреля, говорит о коммунист. субботнике с Лениным, о Дне космонавтов и освоении космоса, вдруг – «Да, ведь сегодня пасха» и убегает... Сняли в общей сложности 347 м. Это почти месячный план. Конец дня был отмечен в пивной, что и видно (примечание: по почерку). |
24.02. Пн
Медленно, но неотвратимо Ливанов уже с утра начал вплывать в дурное расположение духа. Прицеплялся ко всему – к незаключённому договору, к тому, что его мало сегодня снимают, ко мне. Тут и пришлось его одёрнуть. Ор, крик и т. д. Может быть и напьётся. Первые дни радостного играния прошли, ему надоело. Соломин, к сожалению, его подзаводит, как я заметил. Тоже ведь режиссёр теперь, только херовый. Сегодня первый раз снималась Сафонова и, естественно, полдня ушло на поиск внешнего вида – костюм, причёска, грим. Слабая у меня всё-таки гримёрша Лиля. |
25.02. Вт
Ливанов повторил требование по поводу доли в гонораре. Я ответил, что для этого нужно сосчитать объём его текстов и определить %. Сейчас это ещё невозможно сделать. – Тогда, дайте десятку, – сказал он. Я ему дал 50 рублей. Слава богу, закончили съёмки в квартире Холмса! И он не запил. Снято за эти дни 537 метров. Я очень доволен молодым актёром Мишей Морозовым (клерк Смит). |
27.02. Чт
После обеда поехали выбирать интерьеры с Капланом и Векслером – Спорткомитет, муз. школа на В.О., Голландское посольство на Маклина, Витебский вокзал. Классический ленинградско-лондонский набор. |
28.02. Пт
Звонил Смоктуновский, интересовался материалом. |
3.03. Пн
В павильоне снимал сцену с Майкрофтом Холмсом (Б. Клюев). Долго возились с текстами и бесчисленной аппаратурой из музея связи. «Господ» почти не снимал, но они терпеливо ждали очереди. |
4.03. Вт
Полторы смены, чтобы закончить объект «Кабинет Майкрофта». Затем в зале более часа смотрели материал со Смоктуновским и пр. Непонятно, что получается. Кажется, жмут зверски. Наконец, скрылся от посторонних глаз в павильоне – второй день Клюев чувствует себя, естественно, легче. Рано отпустил «господ». Долго снимали монологи. У Клюева с памятью, как у Смоктуновского. |
5.03. Ср
Снова полторы смены... Новый объект – дом министра. Каплан построил очень плохую и неудобную декорацию – буквой Г в русском стиле с ужасным голубым цветом. Снималась Сафонова с «господами». Ливанов уже не ревновал, а послушно работал. Зато Виташа дулся. Проковырялись до полуночи. Моя био-графиня Люба пытала Ливанова и Лену насчёт меня. |
6.03. Чт
И опять полторы смены. В павильоне снимал «господ», Сафонову (остатки сцены), Смоктуновского и Романцова. Очень спешили, т. к. Смоктуновский дал один день до поезда, но тем не менее, кажется, репетировали очень тщательно. Должна сцена получиться. Соломин сидел в стороне. Во-первых, судя по всему, они поссорились с Васей, а во-вторых, у него, действительно, нечего играть. Сценарная слабость. Увы! Каждый раз приходится придумывать – как его втянуть в действие. |
7.03. Пт
Отправился на пр. Маклина в Городской военкомат (бывш. голландское посольство – приведено в образцовый реставр. порядок) снимать два прохода Холмса и Ватсона. Заняло это полдня – свет, организация, ожидание и т. д. Потом в группе было чаепитие по случаю 8 марта, преподнесены цветы, затем в объединении это было продолжено, но уже за закрытой дверью и со спиртным. |
9.03. Вс
Вчера я позвонил в Москву и поздравил с праздником Рину Зелёную. Трепетная и ехидная старушка долго говорила о том, что она и не чаяла услышать меня, надеялась поговорить хотя бы с уборщицей нашей группы. И просила выслать тексты. Сегодня утром печатал её сцену, чуть переделал и отправил по почте. |
10.03. Пн
День, посвящённый монтажу и разбору завалов скопившегося материала, бесконечное количество раз прерывался разного рода совещаниями и согласованиями у Хохлова... Монтировал с Люсей допоздна. |
11.03. Вт
Только около трёх часов я, наконец, добрался до монтажной и засел с Люсей за эпизоды на Бейкер-стрит (Каплану нужно переделывать декорацию в итальянский ресторан). В монтажной была Зверева, которая выпытывала мои планы. |
12.03. Ср
Выбираем натуру – институт травматологии (примечание: в Александровском парке) и Арсенал (Арт. музей). Остаток дня – в монтажной. |
13.03. Чт
Отобрал материал, съездил к художнику Андрею Пахомову в мастерскую, где у него коллекция старинных мотоциклов, отобрал один для фильма. Монтировал сцены с Майкрофтом. Борка согласился, наконец-то, играть Куравлёв. |
14.03. Пт
Съездили в город и посмотрели интерьеры для «Арсенала». Остановились на Доме композитора. |
17.03. Пн
На работе лишь час пробыл в монтажной. Затем был вызван в главное здание и уже назад не вернулся. |
18.03. Вт
Поездка в Сосновую Поляну – посмотреть, как делают нам старинные два автомобиля для «Холмса». Пока это очень смахивает на самопал. Погода стоит весенняя, солнечная. В павильоне, где было назначено освоение – декорация «Пресс» не готова. Всё очень приблизительно, без деталей, а главное – опять нет отходов и всё без фантазии – Каплан выдохся. Искали по подвалам и котельным варианты проходов в таинственном доме и т. д. |
19.03. Ср
Снимали одни проходы и пробеги по котельной и подвалам, т. к. у Каплана декорация пресса по-прежнему не готова. Первые съёмки у новых для меня актёров. Гузеева аж тряслась от волнения. Не думал, что она такая психопатка. |
20.03. Чт
Что-то мы больно веселимся на площадке с Векслером и Тигаем, сплошные шуточки и хорошее настроение, хотя дело идёт очень медленно – возня с трюком, свечками, керосиновыми лампами и тому подобным. |
21.03. Пт
Я собрался было идти на съёмку, как вдруг паника – срочно ехать к Ходыреву, к которому мы уже месяц ждём приёма. А далее была съёмка допоздна – ковыряние в павильоне – история с прессом. Стало известно, что Ливанов очень болен – не проходит высокая температура. Соломин в Риге – тоже о нём ничего не известно. |
24.03. Пн
Мучительные съёмки эпизода, когда пресс давит несчастного инженера Хэдерли. В дело были вовлечены каскадёры и трюкачи, которые с помощью блоков и канатов поднимали и опускали плиту пресса. Вся надежда на то, что этот эпизод почти в темноте и звуком поможем. Ливанов лежит с воспалением лёгких. Самое время было бы отодвинуть выезд в Ригу, но там уже всё заказано, хотя Хохлов и Жаров до сих пор не подписали просьбу группы об оплате дорогих гостиниц (а других нет). |
26.03. Ср
День начался с организации съёмок на Витебском (Паддингтонском) вокзале – долгий выезд, установка точки, афиши, костюмы актёров (кровь, палец инженера и т. д.), но снимать я уже не мог – надо было ехать в Смольный на Пленум Горкома по итогам съезда партии. |
28.03. Пт
Утренний просмотр материала был сорван из-за парткомовских посетителей и решения неотложных дел в телеобъединении. Освоение декорации «Дом фон Борка». Поездка в город на выбор интерьера «Дом Старка». Остановились на Доме архитектора. Опять павильон, просмотр материала (пресс) – кажется, получилось. Ливанов болен, хамит по телефону. Конец дня – вереница посетителей и просителей. |
31.03. Пн
Долгая съёмка с новыми актёрами – Куравлёвым и Татосовым. Новая декорация – усадьба фон Борка. Опять довольно долго боролись с недоделками. К 5-ти часам сняли первый кадр. Татосов – средней руки актёр. Неслучайно он не в БДТ. Зато Куравлёв произвёл на всю группу самое милое впечатление. У него – защитная реакция на все случаи жизни (опыт работы в кино) – валяет дурачка («Мастер русского наигрыша» – говорит он о себе со смехом). Это был его первый день съёмок у нас, а посему я вырвался домой поздно. |
1.04. Вт
В девять я был у студии – сели Векслер, Тигай и Заиграева. Поехали смотреть мотоцикл – отлично. Потом в Сосновую Поляну – смотреть автомобили – самопалы, но сойдёт. Их повезут в Ригу. Потом в Дом архитектора снимать, но тут выяснилось, что съёмки сорваны из-за отсутствия грузовика для мебели. Визгин – пижон и лодырь. Поехал на студию и засел в монтажной – собрали эпизод «под прессом». Вроде ничего. |
4.04. Пт
Последний рабочий день перед экспедицией. Вечером звонил Ливанов со скандалом из-за денег. Грозился не приехать. |
6.04. Вс
Целый вагон съёмочной группы прибыл в Ригу. В том числе даже Зверева, хотя синхронных эпизодов, по-моему, у нас не будет. С ней – 3 техника. Меня поселили в гостинице Совмина «Ридзене» – шик для начальства, номер люкс: бархат, плюш, два туалета и т. д. Остальные живут в «Латвии». Посмотрели машины «ретро» – очень плохо. Потом поехали по загородным точкам утвердить с Векслером – дом Холмса, дороги Суссекса и т. д. В Латвии уже нигде нет снега. Обедали в Сигулде. |
7.04. Пн
После двенадцати пошёл с Капланом довыбирать натуру по старому городу. Я старался искать не традиционное средневековье и неметчину, а современный Лондон ХХ века. Нашли несколько хороших, приведённых в порядок точек. Пообедали в ресторане на «Бейкер-стрит» – малосольная форель, деревенские колбаски. Поехали на автостоянку – машины в том же состоянии и совершенно ясно, что завтра снимать их невозможно. Устроил скандал Визгину и Тигаю. Ещё раз туда съездил – ни души. Идёт так называемый «кайфичек». Ливанов изволил сказать, что приедет 14-го апреля. |
8.04. Вт
«Машина Ватсона» не была ещё, естественно, готова, но мы всей кавалькадой, даже тонваген со Зверевой для записи тарахтений, поехали в Сигулду снимать проезды мотоцикла с дублёрами. Старинная машина (1907 года) еле двигалась – на энтузиазме хозяина. Намотали мы более 1.000 метров плёнки (в картину пойдёт 20). В конце дня появилась и «Антилопа-Гну». И даже один проезд удалось снять. День был холодный и пасмурный. |
9.04. Ср
Снова холодно. Но день светлее и во второй половине – чистое небо и ясное солнце. Тигай в ангине, но тем не менее командовал массовкой. Снимали в городе – «Годолфин-стрит» – кэб, мотоцикл, народ, велосипедисты. Сняли кадры и для комбинаторов. Когда вернулся в отель – звонок от Ливанова. Врачи запрещают ему уезжать до майских праздников – остаточные явления пневмонии. Делать нечего – будем на той неделе сворачивать экспедицию в Ригу, останавливаться. Сдача фильма отодвинется на месяц. Вероятно, будет перерасход. Вчера вечером в программе «Время» Горбачёв на встрече в Тольятти сказал, что с пьянством борьба только начинается. Сегодня вечером я решил принять «night cup» – рюмку хорошего виски – кукиш. В баре – одна минералка, даже пива нет. Как тут не вспомнить естественное чувство противоречия. |
10.04. Чт
Сегодня – день освоения. Тигай и Векслер заехали за мной, и мы посетили строительство крыльца и забора у дома Холмса (скансен), а потом автостоянку – наши «славные» машины. Вот и всё освоение. |
11.04. Пт
Снимали все общие планы вокруг коттеджа Холмса. Только общие, т. к. актёров нет, одни дублёры или дублёры дублёров, похожие на дублёров. Мотоцикл при последнем издыхании. Машины ещё пока живы (на них уже точат зубы Титов с «Климом Самгиным» и Мельников, который собирается ставить фильм по сценарию Валуцкого про русского сыщика, который борется с немецкими шпионами перед Первой мировой войной. Каково!). К концу дня пошёл снег. Последние кадры уже снимали в пурге. Холод собачий. |
13.04. Вс
Снег лежит на газонах. На Бейкер-стрит завезена тонна соли. В 12 часов дня приезжаю на площадку: массовка, две машины, кэб, два мотоцикла, стая велосипедистов и – Соломин, злой как чорт из-за того, что его вызвали на два дня, а может он, якобы, один. Верчусь, юлю. Чистим крыши от снега и в конце концов снимаем на «Бейкер» всё возможное с Ватсоном и дублёром Холмса + кадры комбинаторов для дорисовок. |
14.04. Пн
Очередная порция абстрактных кадров с дублёрами – проезды по «имперскому» Лондону – уже развалился мотоцикл, не пришла лошадь, разбежались велосипедисты, разваливаются наши машины, и лишь профессиональная рижская массовка как вышколенная шествует по тротуарам. Лупит солнце, что для комбинаторов очень плохо, но снимаем. У всех уже чемоданное настроение, деньги проедены и пропиты, в магазинах ничего особенного. |
15.04. Вт
Встал рано. Погода, что называется – лётная. Итак, можно подвести некоторые итоги нашей деятельности в Риге – в принципе мы сняли всё, что хотели снять в качестве натуры – Бейкер-стрит, усадьба Холмса, улицы Лондона и т. д. Загвоздка лишь в том, что сделано это практически без актёров. К каждому общему плану, который ещё будут дорисовывать комбинаторы, нам предстоит снимать крупные планы и даже целые сцены. Визгин не хочет консервации, надеется, что всё-таки мы сдадим картину в срок – 7 июля. Закроем съёмочный период в мае, остальное – как досъёмки. |
18.04. Пт
Десять минут я смог уделить своей картине – Ливанов поправляется и кажется на той неделе будем снимать. |
20.04. Вс
Надеюсь, что завтра мы всё-таки начнём снимать кино. Вчера я посмотрел материал комбинаторов, получилось прилично, теперь это надо довести до образности. |
21.04. Пн
Долгое ожидание выезда на съёмку в Дом архитектора. В конце концов – отмена опять из-за мебелевоза. |
22.04. Вт
Приехали Ливанов и Куравлёв. Съёмки состоялись – снимали их сцену в доме Борка до восьми вечера. Ливанов – в новом гриме ирландца (дядя Сэм), кривлялся, как собака. Еле унял его, а заодно и Куравлёва («мастера русского наигрыша»). Завтра продолжим. |
23.04. Ср
Снимали сегодня Ливанова и Куравлёва. У Куравлёва уже от Ливанова начинают играть желваки на висках. Завтра ещё более тяжёлый день – Зелёная и Соломин. |
24.04. Чт
Полторы смены. Сегодня имею всех: Ливанов, Соломин, Зелёная, Куравлёв. Каждый в отдельности не подарок. Элик Кацев делал исторические снимки всех героев + съёмочная группа с ними. Работали допоздна. В результате перевалило за 50% отснятого материала. Рина Васильевна поразила меня своей законсервированностью. Она не изменилась. Конечно, дряхлости чуть прибавилось, но все шуточки те же, голова ясная и т. д. Мы не только сняли её, но Зверева также записала её в чистом виде в тон-ателье. Сегодня же она уезжает в Москву, заработав за один день около 800 руб. (хитрости Тигая). |
25.04. Пт
Досъёмки к начатым сценам – Ливанов и Куравлёв. Элик Кацев принёс вчерашние снимки – особенно хорошо получилась карточка всей группы и в центре Зелёная. На всех лицах умиление и понимание исторического момента. Поэтому все красивые и помолодевшие. Редкое и яркое явление. Выяснилось, что съезд кино состоится 13–15 мая, а быть в Москве надо 11-го. Под вопросом наш отъезд в Выборг. Вероятно, до съезда мы будем снимать в Ленинграде, а во второй половине мая в Выборге. (А дальше – ужас: Франция!) Только мы с Тигаем составили подробный календарь, и опять всё поломалось. Наступила тёплая погода и того гляди – всё зазеленеет. Тоже проблема! |
26.04. Сб
Снимаем, наконец, в Доме архитектора. Сегодня здесь безлюдно, работать удобно, хотя очень тесно и жарко. На улице лето: +23. Странное свойство у Гузеевой. Она начинает хорошо работать, если её пугнуть или ударить. Она даже просит об этом (вероятно, мазохистка). Приезжало телевидение («Телекурьер»), а вечером показали интервью со мной и как мы снимаем (со стороны даже интересно). После съёмок мы с Аркадием съездили на Смоленское лютеранское кладбище. Ужасное состояние, но точку для съёмок нашли. Надо торопиться, т. к. всё вот-вот зазеленеет. |
28.04. Пн
С утра снимали разговор Старка и Хэдерли в автомобиле (павильон). Зря взяли целую смену, т. к. сняли быстро. После парткома поехал по южному берегу Финского залива искать место съёмок на завтра. Доехал до Лебяжьего далеко за Ломоносов. Вернулся поздно. |
29.04. Вт
Бессодержательный день. Простояли на натуре, глядя в синее солнечное небо, в ожидании хотя бы облачка, чтобы снять Ливанова к кадрам в Риге на пасеке. Не сняли ни метра. |
30.04. Ср
Под Киевом произошла авария на атомной электростанции. Первыми это обнаружили шведы. В Польше детям дают лекарство. Облако прошло над Финляндией, Чехословакией, Болгарией. В Киеве паника. Мы снимаем весь день Ливанова и Соломина. Опять было телевидение. Закончили ресторан и финал фильма. Огромные очереди за водкой. Около бензоколонок – сотни автомобилей. |
6.05. Вт
В 10 утра у парткома... Потом уехал на съёмку на Смоленское лютеранское кладбище (Ливанов, Соломин, Светлана Смирнова). За время праздников кладбище ещё более осквернилось, но сняли мы несколько красивых кадров. В Ленинграде радиация поднялась на 12%. В монтажной скопилось огромное количество материала, которое пора разбирать, а времени нет. |
7.05. Ср
С утра искал Андрея Петрова, чтобы получить разрешение на съёмки в Доме композитора. Ловил его в Мариинке, в Союзе композиторов, написал ему слёзное письмо... и получил отказ. Полной машиной с Ливановым и Соломиным в гриме поехали его уговаривать. Он оказался вредным и крепким малым при мягкой внешности. В разговоре стало понятно, что не пускают Ленфильм из-за того, что там не работают ленинградские композиторы. Снимали возле и внутри Арсенала (Арт. музей). Погода солнечная. Бесконечные разговоры о радиации. |
8.05. Чт
Митинг, посвящённый Дню Победы, во дворе студии был многолюдный и торжественный. Я выступил с речью, в которой подчеркнул вклад последнего года Ленфильма в военную тему. Сказал об аварии в Чернобыле, о радиации, атоме, картине Лопушанского и т. д. Потом снимали в Доме архитектора, куда нас пустили только в 3 часа (срочная перекидка из-за отказа в Доме композитора). |
16.05. Пт
Вернулся в Ленинград из Москвы, пошёл на студию. Посмотрел материал, отобрал дубли. Группа уже вся в Выборге. |
17.05. Сб
Дует холодный западный ветер, уносит тучи, небо проясняется... Короче, мы опять начинаем снимать и поэтому небо будет безоблачным. А нам нужно совсем наоборот. Выборг стоит на своём месте без изменений, гостиница «Дружба» набита финнами. Возле «дома Маннергейма» идёт установка самолёта. Идёт медленно, т. к. весь наш «рабочий класс» ловит рыбу – идёт весенний клёв. Норвежские дракары стоят теперь на берегу возле отеля. Я живу в том же номере, что и во времена «Вишни». |
18.05. Вс
Ливанов приехал со всем своим семейством. Тихая жена, светленькие дети и он – ложное впечатление благовоспитанности. Всё время была плохая погода, но как только мы начали съёмки – небо синее и шпарит солнце. Снимали возле дома Борка – Куравлёва и Татосова. Самолёт получился убедительный, вполне иллюзионный. Ветер дует со всех сторон и самочувствие моё ухудшается. Начал пить антигриппин, а вечером мы с Куравлёвым посетили ресторан и «лечились» 50-градусной водкой. |
19.05. Пн
Встал с отчётливым ощущением температуры. В жутком самочувствии поехал смотреть работу комбинаторов на «пепелище». Пообедали в столовой, и я поехал на съёмку «Имение Борка». До Борка хотели снять финальный уход героев в парке Монрепо, но появилось солнце и пейзаж погас. Снимали режимные кадры допоздна. Ливанов начал кобениться, придираясь к каждой мелочи, избрав объектом своей ненависти ассистентку Шлионскую. В этом же материализовался его антисемитизм. |
20.05. Вт
День начался со скандального звонка Ливанова с угрозой, что он немедленно уезжает в Ленинград, т. к. никто ему не говорит, что, когда и где снимается. Возились целый день у станции Гвардейское (погранзона), которая изображала «Eyford». Опять сухомятка и шофёрская уха из мелочи. Пришёл по нашей заявке паровоз, но не тот, а послевоенный. Использовали как средство для дыма. Одолевают корреспонденты: два типа якобы из программы «Время», даже новая редакторша «Кадра» прикатила. Долго дожидались режима, приехали за полночь и ещё долго пили у меня чай с Векслером и Тигаем. Прибыли каскадёры для съёмок кадра с отрубанием пальца. (См. сюжет из программы «Время» от 24 мая) |
21.05. Ср
Пожалуй, это единственный день, когда мы работали напряжённо. Утром вместе с каскадёрами поехали в имение Старка и определили место падения из окна. Затем всей группой отправились на пепелище, где комбинаторы уже приготовили домакетку на совмещение. Подождали проходящего поезда и сняли эпизод с актёрами на пепелище. После этого – тут же на шоссе досняли крупные планы Ливанова и Соломина к проездам, снятым под Ригой с дублёрами. Затем был объявлен обеденный перерыв, и я впервые нормально пообедал в «Дружбе» прекрасным борщом и судаком. С Соломиным мы выпили по 200. И наконец – вечерняя режимная съёмка. Падение Хэдерли из окна с отрубленным пальцем. Параллельно группа ловила рыбу на вечерней зорьке. Последние приятные дни на природе – скоро пойдут комары. |
22.05. Чт
Практически съёмки в Выборге с актёрами закончены. Остался один кадр, который я придумал позднее – самолёт, стоящий на взлётном поле с точки зрения дома фон Борка – с дублёрами Куравлёва и Татосова. Стоит ясная солнечная погода, поэтому ждали облачка почти целый день, загорали, я ел молодой щавель и заячью капусту. |
23.05. Пт
Работал в монтажной – разобрался с хроникой. Зверева записала Сафонову. |
25.05. Вс
В 11 часов меня ждала Люся Образумова в монтажной. Там была и Зверева. До чаепития мы занимались хроникой. Смонтировали фоны под титры в начале и конце обеих серий, а также бобслей о мощи Британской империи. Занялись с Люсей чисткой материала и прошли три с половиной ролика. Застряли на сцене со Смоктуновским. Это было уже около восьми вечера. |
26.05. Пн
Ветреный, дождливый день, пасмурно и промозгло. Казалось бы – идеальная погода для съёмок. Однако, Ливанов так долго валандался, получал в кассе деньги и т. п., что мы, прождав его у моря до половины четвёртого, пока не появилось солнце, дали обед до пяти и лишь около семи вечера сняли кадр «пасечник на пасеке». Пропал день, не состоялось моё общение с Люсей, с комбинаторами. |
27.05. Вт
До часу дня я вместе с Тигаем и администратором лазал через заборы, под железнодорожными составами, через вагоны электричек, взбирался по насыпям и шагал через горы мусора на путях. Искали натуру для эпизода «На рельсах метро». Не нашли. Я уехал на студию на метро. Они продолжили поиски. Придётся «менять творческое решение». Затем сидел в монтажной, куда неожиданно пришёл Никита Михалков. Японский тоненький тестер на психическое состояние, который он продемонстрировал, показал, что у меня на душе «ясно». В конце дня съездил в Смольный, где нам зачитали правила поведения за границей. Оставил расписку. Вернулся в монтажную, где провозился до начала десятого. |
28.05. Ср
В 11 был в монтажной, откуда в 13 часов Тигай вытащил меня для поездки на вагоноремонтный завод смотреть натуру. Опять плохо. В 15 часов – встреча с комиссией РК. Потом опять монтажная уже до конца. Прошли всю первую серию. Вычистили эпизоды. Может быть будет и интересно и даже смешно. |
29.05. Чт
В 9:30 встретился в парткоме... Потом монтировал вплоть до начала парткома. Прозаседали до шести вечера. После чего я снова оказался в монтажной. Вторая серия получается слабее первой, очень много говорильни, мало действия. Зато придумал финал, где Холмс и Ватсон будут смотреть в кинематографе финальные титры сериала. Поговорил об этом с Оковитым. |
31.05. Сб
Весь день монтировал, дошли почти до конца. Упёрлись в неразрешимые проблемы с Риной Зелёной. Это надо делать не торопясь, подумав, и кропотливо. Вообще, вторая серия вызывает у меня большую тревогу. Надо придумать в эпизодах, которые ещё предстоит снять, какие-то кунстштюки. |
2–9 июня – Кинофестиваль в Гавре с «Зимней вишней». |
9.06. Пн
С места в карьер – к Фёдору Павловичу на день рождения, а затем на вокзал в Москву. В купе с Крюковым. |
10.06. Вт
Поехал на Мосфильм и узнал в прокате, что к 1 апреля «Вишню» посмотрело около 25 млн. Совэкспортфильм делает в Париже дубляж на англ. языке. Индия купила для широкого показа по стране. |
11.06. Ср
Снова в Ленинграде. Здесь прохладнее, чем в Москве, но в течение дня потеплело. Сперва поехали выбирать натуру – нашли рядом в доме на Кировском, потом долго собирались и наконец сняли возле дворца Кшесинской сцену у дома Ватсона с Катей Зинченко. Смотрел материал комбинаторов. Нестояние кадра подтвердилось. Потом смотрели кинопроектор для финала и Аркадий предложил хорошую идею, чтобы крутил его я. Наконец поглядели выборгский материал – нормально. С завтрашнего дня будем вкалывать по две смены. |
12.06. Чт
Утренняя разминка Ливанова – звонок по телефону со скандалом по поводу встречи на вокзале, такси, гостиницы и т. п. Отказ идти на озвучание. Однако, по прилёте Соломина около 12-ти оба сидели как миленькие в тон-ателье. Писали кольца до 4-х. Потом пробовал юных немок на озвучании с акцентом Гузеевой. В городе наступила жара вроде московской. Потом вечером в режиме снимали эпизоды дома Оберштейна. На Кировском, во дворах домов 26-28. Вокруг толпы пьяниц. Кончили поздно. |
13.06. Пт
Две смены съёмок в павильоне. «Дом Лукаша» – в сборе все черти с Брондуковым и двумя симпатичными молодыми актёрами. Возились в жаре, духоте и тесноте до десяти вечера. Приехал Дашкевич, у меня для него было 10 минут. Обнаружился Валуцкий. И с ним говорили минут 15. Отменил партком из-за отсутствия времени. Смотрел материал комбинаторов – ничего (биплан, метро). Капризы и эгоизм Ливанова. Зато Соломин, посмотрев вчера на озвучании материал, успокоился и повеселел. Зато Векслер всё делает через немогу. |
14.06. Сб
Наконец, состоялась съёмка в метро, на рельсах, которые мы так долго искали. С нами был работник первого отдела метро, весьма критически настроенная личность. В последнем «Огоньке» – рецензия на «Вишню». Два раза в жизни я снимал проблемное совр. кино – Кузяев и Вишня. И оба раза удостоен разноса в «Огоньке», что почитаю за большую честь, ибо издание это – средоточие сов. мещанского, догмат. мышления. Они, видите ли, предлагают кончить фильм отъездом в Женеву. |
16.06. Пн
В тон-ателье привели немок на роль Гузеевой, но ничего мы не записали, т. к. не работала аппаратура. Вся техника на студии разваливается. Днём сидел в монтажной – очень много работы. Вплотную пришло озвучание, а мы не готовы. |
17.06. Вт
Озвучание. Записали всю роль Миши Морозова, немку (русские тексты), а также Корецкого. Люся Образумова ждала меня в монтажной. Доделали несколько сцен. |
18.06. Ср
Озвучание сцены с Татосовым и Куравлёвым. Прошло весело и творчески. Стоит жара. Прохлада только в тон-ателье. Немного помонтировал. |
19.06. Чт
Аспид прибыл – смена озвучания с Ливановым и тем же Куравлёвым уже была совершенно не похожа на вчерашнюю. Конфликтный характер нашего фаворита вносит заразу в любую мирную обстановку. Затем сидел до позднего вечера с Люсей в монтажной. Прошли, наконец, всё до конца по первому разу, даже Рину Зелёную смонтировали. |
20.06. Пт
Озвучание Ливанова, Смоктуновского и Романцова, который специально приехал из Вильнюса, несмотря на катастрофу на жел. дороге, долетел. Смоктуновский рвался открывать какую-то (театральную) выставку в Манеже. Ливанов ехидничал и т. д. в старом репертуаре. На нервах всё-таки записали всего Смоктуновского. Он остался доволен своей ролью, уехал. После озвучания я сидел ещё в монтажной и смотрел новый материал (посредственный). |
21.06. Сб
У всех выходной, а я даже забыл, что это такое. Съёмка в Спорткомитете эпизода в особняке Уолтера (Ливанов, Соломин, Марис Лиепа), Соломина опять не встретили на вокзале, опять скандал, я отстранил от работы Инну Шлионскую. После этого мои скандалисты успокоились. |
22.06. Вс
Съёмка – две встречи Холмса и Ватсона в деревне в Суссексе. Несмотря на то, что сцены короткие, работа шла медленно – освоение, плохая погода, головная боль, у актёров похмелье (кроме Ливанова). Лишь около шести часов дело было сделано. |
23.06. Пн
Озвучание Ливанова и Соломина, партком короткий по приёму, опять озвучание и съёмка на фронт-проекции – купе (?) поезда. Возня комбинаторов продлилась до десяти вечера. Кажется, виден конец съёмкам. Завтра опять две смены. |
24.06. Вт
Озвучание Ливанов-Соломин + артист Иловайский, перед которым Василий устроил низкую и неприличную игру знаменитости с рядовым актёром. На деле этот Иловайский, робкий и поношенный, показал себя на озвучании толковым и профессиональным, а тот... Сколько было бешенства! Итак, первый тур озвучания наших героев закончился. Сегодня они отбывают в Москву. Правда, Соломина мы ещё будем снимать в павильоне – на рир-экране в купе (?), за завтраком (яйцо и т. д.) и в кабинете с Катей Зинченко, которая окончательно превратилась в щуку. Приезжало телевидение – брало интервью для передачи обо мне. Вечером начался показ по Лен. TV – всего сериала о Холмсе. Опять из окон на улицах хрипит голос Ливанова. |
25.06. Ср
Озвучание – эпизод с гидравлическим прессом. Работали до 16 часов. Смотрел материал комбинаторов – хроническое непопадание в экспозицию. Пусть Векслер думает, что делать. |
26.06. Чт
Озвучание, короткий партком, а вечером сидел с Люсей в монтажной. Очень устал, опять жарко. |
27.06. Пт
На заседание Президиума Худсовета я не пошёл, а засел в монтажной, хотя жара там (южная сторона) стояла весь день ужасная. Люся даже плохо себя почувствовала около 8-ми часов. Собрали и вычистили первые четыре части. По Лен. телевидению показывают весь сериал, поэтому звуки нашей увертюры из монтажной слышать как-то даже неловко. Было сегодня короткое озвучание с немцами. |
29.06. Вс
Я весь день просидел в монтажной. Первую серию вроде бы мы сделали, завтра посмотрим в зале. Во второй серии пришла идея разбить эпизод с Майкрофтом на несколько (по мере называния персонажей), но начали монтировать и запутались. Надо сначала сделать на бумаге. |
30.06. Пн
День монтажа. Посмотрел целиком первую серию – странная история: то, что казалось действенным (пресс и т. п.) теперь смотрится скучно, а болтовня на Бейкер-стрит со Смоктуновским и Сафоновой, которая казалась бесконечно длинной, теперь стала интересной. Длинно – девять частей. Надо сокращать. Прошли первые три части. Состоялось освоение декорации «Квартира Оберштейна». Завтра будем снимать. |
1.07. Вт
Полторы смены съёмки. Ливанов из Москвы, Соломин из Риги. Снимали их хождение по дому Оберштейна. Затем фронт-проекцию с поездами. Одновременно – монтаж. Фронда отмела Холмса от выдвижения на лауреатство гос. премии и выдвинула «Ивана Лапшина» Германа. Борьба идёт. |
2.07. Ср
Снимаем сцену «у Оберштейна» с Клюевым и Лиепой, но без Брондукова, который запил во Львове. Кое-что досняли, но ещё много осталось на завтра – в том числе и Брондуков. Монтаж остановился. |
3.07. Чт
Снимали все хвосты – Брондукова к вчерашней сцене, Ливанова и Соломина в финальных кадрах. Канитель с комбинаторами. Снятые ранее кадры на рире – в браке. Предстоит пересъёмка. Проводы Ливанова и Соломина. Фактически это был последний съёмочный день. |
4.07. Пт
Позавчера и вчера была «Собака Баскервилей», а сегодня – обе серии «Сокровищ Агры». «Агра», конечно, самая слабая из сериала. С девяти утра – озвучание. Писал молодых актёров и Игоря Ефимова (Лестрейда). |
5.07. Сб
С трёх меня уже ждала Люся. Просидели до десяти вечера. Сделали первую серию и три части второй. |
6.07. Вс
С 12-ти приехал на студию и прошёл с Люсей всю картину до конца. Если первая серия практически вся готова, то во второй ещё очень много пробелов, которые даже нужно снимать. |
7.07. Пн
Выбирали натуру – нашли на Каменном острове – наш ленфильмовский корт. |
8.07. Вт
Озвучание с девяти часов. Возня с эпизодниками, которых озвучили актёры из нашей студии. Кончили рано. Остальное время практически всё ушло на отбор дублей и монтаж. Получили пять коробок всего оставшегося материала. Слава богу, без брака! Даже у комбинаторов. Провозились с Люсей до ночи, но сделали только одну сцену в доме Оберштейна – её завтра озвучивать (М. Козаков – Лиепа). |
9.07. Ср
Трудовой день начался в девять озвучанием (Миша Козаков не подошёл, но долго извинительным тоном говорил о своей «Пиковой даме», подарил пластинку с Гердтом – «Фауст»). Потом началось озвучание шумовое. В час дня я снимался с наклеенными усами для финала – киномехаником. Сидел в монтажной, срочно вклеивал весь материал перед завтрашним просмотром. Люся совсем впала в старческий маразм. Потом поехали на Каменный остров на ночную съёмку – я рубил палец инженера Хэдерли из резины и снимали пробеги фон Борка. |
10.07. Чт
Утром с Дашкевичем посмотрели весь фильм, обе серии. Первая почти готова, вторая ещё совсем сырая. Надо ужимать и сильно. Кроме того, много неясностей. Ася продолжала шумовые. Дашкевич в муз. отделе договорился о записи музыки во вторник. |
11.07. Пт
Озвучание – приехал Борис Клюев на один день. Нужно всего его записать по всей картине. Зверева боялась, что он плохо озвучивает, но он быстро, т. е. до 4-х справился. |
12.07. Сб
Целый день работал в монтажной, суровой рукой расправляясь со второй серией. Да и первую тоже слегка подсократили. Меня беспокоит Дашкевич – успеет ли он с музыкой? |
13.07. Вс
Несмотря на дождливую погоду, пришлось застрять у Дашкевича, вроде бы он всё успел и даже ноты нынче отправлены в Ленинград. |
14.07. Пн
Монтировали до 9-ти вечера. Зверева продолжила, более того за уикенд сумела довести себя до истерики, скандал по поводу своего ухода с картины за то, что я назвал её истеричкой. Вмешались все. Я сказал, что расцениваю это как дезертирство солдата, которому нагрубил, видите ли, генерал. Картина не укладывается в метраж. |
15.07. Вт
Запись музыки. Зверева работала с Наташей Ливитиной. Без Бори! Новый дирижёр Вл. Рылов, молодой, контактный, приветливый и толковый. Всё шло, как ни странно, без скандала. Один раз я заставил Дашкевича поменять характер музыки в увертюре (его тянет на оперетту), но конфликт снял всё тот же Рылов. |
16.07. Ср
Закончили запись музыки. Утром писали духовой оркестр и тапёров под изображение на экране. Вечером закончили с симфоническим оркестром. Много плохой музыки, как всегда, придётся выкидывать. Кацев и объединение посмотрели весь наш фильм (без меня). Обсуждали, есть полезные предложения. |
17.07. Чт
Начинается заключительный этап работы. Прибыли Ливанов и Соломин для озвучания на два дня. А также необходимы досъёмки и пересъёмки. Пересъёмки – рир с поездом, а досъёмка – финальный кадр – эмблема. Что мы и сделали. Ливанов со страшной простудой. Голос его с насморком теперь будет увековечен в фонограмме наших серий. Соломин с большим (больным?) зубом. |
18.07. Пт
Насморк Ливанова чуть поутих. Целый день упорного труда, усилий перед экраном в тёмном ателье (а за стенами тёплое солнечное лето) и к вечеру озвучание (тьфу-тьфу-тьфу) закончено! Под конец даже Ливанов стал казаться симпатичнее. (У него завтра день рождения). Кроме того, он сказал, что МВД хочет выдвигать нашего Холмса на премию Дзержинского. От студийного руководства прячусь, пусть отвыкают. |
20.07. Вс
Мы с Образумовой были единственные на всей территории студии, кто работал сегодня в такой летний прекрасный день с переменной облачностью и свежим ветерком. С утра, правда, была ещё Зверева, но отобрав музыку с кислой рожей, она незаметно удалилась. Наконец, я завершил монтаж первой серии, вогнав её в 8 частей. Теперь возможны небольшие монтажные поправки только при установке музыки, которую Зверева сведёт только к среде. Люся хотела было начать чистить вторую серию, но сил больше нет. Кончили мы около девяти вечера. |
22.07. Вт
Аркадий Тигай говорит, что сведение музыки будет только завтра. |
23.07. Ср
Моё отсутствие в течение двух дней привело к тому, что целый день ко мне в монтажную ходили люди с бумагами на подпись. Зверева записала клавесин и до ночи сводила фонограмму с 16-канальной записи. Мы с Люсей прошли почти всю вторую серию, кроме двух частей и остановились только потому, что я должен был ехать в Грузино. Это было уже около девяти. |
24.07. Чт
Вся студия устремилась в конференц-зал на худсовет по картине Сокурова «Скорбное безмолвие». Я не пошёл, сказавшись очень занятым в монтажной, т. к. в понедельник уже перезапись. Все вышли из зала с недоумёнными рожами. Конечно, это фиолетовая муть, но в Москве новый секретариат Союза её поддержит и из-за этой картины могут у них начаться неприятности. |
25.07. Пт
Сидел в монтажной, поставили музыку в шести частях. |
26.07. Сб
Вернулся в город, пообедал дома и снова в монтажную. Люся очень медленно по этой жаре работает. Едва доделали (поставили музыку) первую серию. Зверева тянет плёнки к перезаписи в понедельник. |
27.07. Вс
До часу дня я поработал в монтажной, а затем до конца дня общался с Валуцким. |
28.07. Пн
В 10 утра вновь встреча с «дорогим и любимым» Василием Борисовичем, который уже совершенно лопается от важности и говорит о продолжении сериала как о решённом деле. Записали несколько колец с текстовыми огрехами. А с 12-ти началась перезапись и продолжалась до глубокой ночи (1,5 смены, за которые мы проверили плёнки, а записали лишь две части). В разрывах провёл заседание в парткоме. Наш зарубежный отдел сообщил, что пришёл из Госкино телекс на мою поездку в сентябре в Ирландию. |
29.07. Вт
По-прежнему стоит жара. Вернулся в город и прямо на студию. На перезаписи сегодня сделали в отличие от вчерашнего три части. |
30.07. Ср
Стоит душная влажная жара. Это очень осложняет работу в монтажной. Мои мозги еле соображают, Люся ползает как дохлая муха. Ещё такого не было, чтобы к перезаписи у нас не стояла музыка, а сейчас полсерии ещё не сделаны. На перезаписи дело с первой серией пришло к концу. Сильный эффект производят титры. |
31.07. Чт
В конференцзале посмотрели первую серию – народу понравилось, оценили достижения в области жанра. Векслер боится, что не успеет отпечатать копии к 6 августа. У Хохлова обсуждали проблему пролонгации без штрафов. Провёл короткий партком. И снова в тёмный зал до полуночи – перезапись. |
1.08. Пт
Только сегодня мы закончили с Люсей расстановку музыки, а комбинаторы ещё по-прежнему должны уйму кадров. Первая гроза после жары накануне Ильина дня, как положено. Весь вечер пишем части второй серии. Глядя, например, на помогающую нам Наташу Ливитину, я понимаю, какой мастер и профессионал Зверева. |
2.08. Сб
На студии мы наконец закончили перезапись! Всё! Но ощущение свободы пока ещё не наступило. Посмотрели с Векслером и Капланами вторую серию. Все сказали, что уровень соблюдён. |
4.08. Пн
Долго возился с комбинаторами, которые ни одного метра плёнки не сдали в картину без переделок. |
6.08. Ср
Позвонил в Смольный Лопатникову и тут же поехал туда. Говорили (в т. ч.) о премии Холмсу, о званиях народных артистов... На студии настаивают, чтобы состоялся просмотр Холмсов, чтобы никто ничего не сказал. |
7.08. Чт
Читал лихие статьи о театре..., потом начался просмотр нашего фильма, который необходимо было, как говорят, показать до поездки в Москву, чтобы никто ничего... Однако, копия была только первой серии, вторую Сосновая Поляна не отдала и в очередной раз опозорился Палечек, которому я ещё три дня назад говорил о технологической невозможности показа второй серии с двух плёнок. Однако, успех был. По словам Шахмалиевой и Шустера я понял, что ждали провала. Но не дождались. Едем в Москву. |
8.08. Пт
В Москве жарко до 30°. В 11 часов начался на TV просмотр Холмсов. Принимал Герман Грошев, принял без поправок. Все довольны, кроме меня. Вторая серия, которую я посмотрел накатом первый раз, плоха, длинна, скучна. Надо резать. |
11.08. Пн
Перво-наперво занялся переделкой второй серии – начиная с четвёртой части и до конца мы с Люсей пошевелили все части. Выкинули примерно 100 метров, поменяли титры и переделали весь финал со мной у киноаппарата и профилями героев. В четыре часа состоялся просмотр этой второй серии, но я не ходил смотреть. Говорят, смотрели неплохо. Получили бланки для заполнения на выдвижение на звание. Погода постепенно меняется на осень. Уже нет той жары, пролетает холодок. |
12.08. Вт
Зверева начала чистовую перезапись. |
13.08. Ср
В 14 часов на «Икарусе» поехал в молодёжный лагерь «Зеркальный», где выступил перед 700 комсоргами школ и показал 1 серию нового Холмса, а потом отвечал на вопросы. Это был триумф, овации, скандирование и т. д. Обедал там, ужинал, катался на катере по озеру. |
14.08. Чт
Зверева начала делать поправки ко второй серии. Комбинаторы запороли прекрасный кадр с дирижаблем над Лондоном. |
15.08. Пт
Последний день перед отпуском. Последняя перезапись – конец второй серии получился хорошо, и я теперь успокоился. |
1.09. Пн
Визгин сказал, что кинопрокат интересуется нашим Холмсом. |
19.09. Пт
Утром на меня обрушился шквал телефонных звонков... а главное – Галя Скоробогатова из ЦТ, которая предложила мне вести всесоюзную «Кинопанораму». |
23.09. Вт
Вот и закончился мой отпуск. Усталый и измученный вышел я на работу. Серия бесед... Всё катится по-старому. Какая-то бесперспективность и уныние. Во второй половине дня – Кинопанорама. В творческой комнате я беседовал с Лёшей Германом и молодыми – Светозаров, Овчаров, Мамин. Кажется, получилось остро и интересно. |
28.09. Вс
Вечером – отъезд в Москву. |
30.09. Вт
Утром прессконференция в Доме кино Джульетты Мазины. Телевидение записывало, но потом уже во второй половине дня для «Панорамы» я беседовал с ней у неё в номере в гостинице «Советская». Переводил и участвовал в разговоре Георгий Дм. Богемский – знаток итальянского кино. Мазина (накануне зал Дома кино приветствовал её стоя) совсем не робкая Джельзомина в руках неистового Федерико, как она пытается изобразить. На деле это маленькая энергичная деловая женщина. Явно приехавшая в Россию с теми же целями, что и Мастроянни. Они вместе в последнем фильме очень хороши. Феллини сымитировать невозможно, да и пересказать тоже. |
9.10. Чт
Вечером мои дамы смотрели «Холмса» вместе с киноклубом, который ведёт Аксёнов. До 11-ти беседовал с этим молодёжным клубом. Интересно. |
6–13 ноября – поездка в Ирландию с «Зимней вишней». |
20.11. Чт
Москва. Завтрак у Валуцкого, Алла в Польше. Сегодня – комиссия по определению категории «Холмсу». Хессин в коридоре сказал, что фильм наш («ХХ век») снят с программы, т. к. передан в Госкино в Прокат. Стал туда звонить. Обнаружил, что они хотят показывать только первую серию. Устроил скандал. До Сизова или Войтовича не дозвонился. |
21.11. Пт
В поезде ехал с американцем, который интересовался кино, спрашивал, надо ли быть членом партии, чтобы ставить фильмы. Звонил в Москву – получили первую категорию, но... после показа по TV. А фильм-то передан в прокат! Началась путаница перестройки. Не дозвонился ни до Сизова, ни до Войтовича. Приехал в город Дашкевич. Мелькнул, но не появился. |
24.11. Пн
Попытка дозвониться до Войтовича утром не увенчалась успехом. Зато в конце дня он уже меня сам искал, и мы поговорили. Он согласился с моим предложением перемонтировать «ХХ век» в одну общую серию. Дали телекс Сизову. И тут я струхнул. Как это у меня получится? Сгоряча наобещал. Тем более надо будет ехать в Москву монтировать, перезаписывать и т. д. Выступил в ДК им. Кирова на тему о перестройке в кино. Подарили цветы и книгу о Митрохине. Потом смотрели Холмса. В Доме кино вечер Татосова, а мы заседали в Секретариате. |
25.11. Вт
Осуществил серию звонков и разговоров о Холмсе и гос. премии (Скоробогатова, Голутва, Чирсков, Хохлов). |
27.11. Чт
Завертелись дела с переделкой Холмса. Нужно Визгину делать приказ на проведение работ. Нужна смета. |
29.11. Сб
Народу набилось в Белую гостиную Дома кино сверх меры. Толпы любопытных пришли посмотреть на моск. гостя – птицу высокого полёта. Времени было мало и дело ограничилось выступлением Климова и его ответами на вопросы. Впечатление от него – фюрер, одержимый идеей человек, не желающий вступать в диалог. Главное в его идеях – против конформизма, против Ермаша, ничего конкретного – как работать и кто будет работать. Похвалил «Кинопанораму» со мной. Я отшутился: «В Москву не поеду». «Зря. Я как раз об этом хотел поговорить». После этого я поехал в ДК им. Газа. Встреча со зрителями. Их интересует ситуация в кино. |
30.11. Вс
Кинопанорама с Р. Быковым (о Сафоновой и «Вишне»). |
1.12. Пн
Сидел с Люсей Образумовой над планом переделок «Холмса». Когда вернусь из Болшева – просил всё сделать. |
2–7 декабря – семинар в Болшево. |
8.12. Пн
На вокзале купил билет. Поехал на телевидение. Хлопотал насчёт постановочных за Холмса (всё запуталось из-за передачи фильма в прокат). |
9.12. Вт
Съездил в Дом кино – рассчитался за командировку и взял билеты на премьеру. Что делать с этой премьерой? Смотрел собранный Образумовой односерийный вариант. Длинно и глупо. Предстоит много работы. |
10.12. Ср
Ужасно неохотно еду в Москву. |
12.12. Пт
Впервые выспался в поезде. Инна занята распределением билетов на сегодняшнюю премьеру. В Доме кино нас представлял Менакер. На сцене – одни евреи, зато в зале мало, хотя народу навалом (на два зала). Я просидел всё время в баре – сначала была водка, которую организовал Визгин, потом шампанское. |
15.12. Пн
Посмотрел собранный Люсей фильм «Холмс» – много наваляла, пришлось сидеть до 8 часов. Но всё равно до конца не сделали. |
16.12. Вт
Сидел в монтажной. Сокращения, которые мы производим, очень полезны. Просто удивительно, что они не приходили в голову этим летом, когда делали картину. Как важно отойти! |
17.12. Ср
Нас с Голутвой и Хохловым вызывают на той неделе на заседание коллегии и секретариата. Войтович должен смотреть в понедельник наш фильм о Холмсе (тогда же будет запись для Кинопанорамы). Визгин составляет смету на «Холмса». В монтажной закончили сокращения, получилось 2693 м. Завтра посмотрим. |
18.12. Чт
Целый день я говорил, трещал. Сначала выступал перед работниками «управления» – единый политдень. Битый час рассказывал про Болшево и эксперимент. То самое «управление», откуда идут на меня анонимки. Потом в телеобъединении обсуждали планы. Потом партком. Прозаседали до половины седьмого. Дальше я сидел в зале и смотрел сокращённого «Холмса». Вот бы сейчас переделать и телесерии! |
19.12. Пт
Дал интервью радио в какую-то новогоднюю передачу (о Холмсе, конечно). Образумова сделала все поправки. Теперь – 2682 метра. |
21.12. Вс
Метель усиливается, город завален снегом. Вечером в поезде в одном купе со мной ехал Визгин с яуфами «Холмса». |
22.12. Пн
Долго стояли за такси. Визгин поехал на «Мосфильм» – показывать в прокате «Холмса». Я – в Госкино.
|