МИХАЛКОВ Никита Сергеевич

МИХАЛКОВНародный артист России, председатель Союза кинематографистов РФ, президент Российского фонда культуры, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, представитель России в Европейской киноакадемии, лауреат Государственных премий России, премии Ленинского комсомола, Государственной премии Казахской ССР, доктор наук Международной академии наук и искусств

Родился 21 октября 1945 года в Москве. Сама семья, в которой воспитывался Никита, словно бы и не оставляла ему иного выбора пути, как в искусство: его прадед - Василий Суриков, великий русский художник; дед - Петр Кончаловский, выдающийся мастер живописи, мать - Наталья Петровна Кончаловская, поэт, писатель; отец - Сергей Владимирович Михалков, поэт, писатель, автор текстов Государственных гимнов СССР и России; брат - Андрей Кончаловский, кинорежиссер. Так и случилось, и сегодня семейной традиции верны уже дети Никиты Михалкова - сын Степан от брака с актрисой Анастасией Вертинской, избравший карьеру режиссера, и все трое детей от второго брака с Татьяной Михалковой (возглавляет фонд "Русский силуэт", учрежденный для поддержки российских дизайнеров и производителей модной одежды): Анна, молодая актриса, Артем, студент режиссерского факультета во ВГИКе, Надя, сыгравшая в "Утомленных солнцем" и готовящаяся ныне к еще более значительной роли (отец совместно с Глебом Панфиловым написал ее для фильма, продолжающего относящуюся к 1930-м годам историю, но уже во время Великой Отечественной войны).

В 1956-59 годах Никита учился в музыкальной школе, занимался в театральной студии при Театре имени Станиславского. Впервые на киноэкране Михалков появился еще в школьные годы - он сыграл небольшие эпизоды в фильмах "Солнце светит всем", (реж. К. Воинов, 1959), "Тучи над Борском" (реж. В. Ордынский, 1961), "Приключения Кроша" (реж. Г. Оганесян, 1962). Но первое по-настоящему серьезное соприкосновение юного Никиты с кинематографом произошло, когда он уже сдал экзамены на актерский факультет Щукинского училища: Георгий Данелия пригласил его на одну из главных ролей в фильм "Я шагаю по Москве" (1963), где Михалков воплотил светлый, обаятельный образ юноши, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне - своем и своей страны.

Затем были еще многие роли: танкиста Бородина в "Перекличке" Д. Храбровицкого (1965), старшего лейтенанта Ежова в "Песне о Маншук" М. Бегалина (1969), летчика Чухновского в "Красной палатке" М. Калатозова (1969), молодого князя в "Дворянском гнезде" А. Кончаловского (1969), ротмистра Минского в "Станционном смотрителе" С. Соловьева (1971). Каждая из них давала новый опыт, углубляла постижение граней актерского ремесла, а все вместе они подводили к необходимости перехода на следующую ступень овладения кинематографическим искусством - в режиссуру. С 4-го курса Щукинского училища Михалков ушел во ВГИК - на 2-й курс, в мастерскую к замечательному мастеру Михаилу Ромму, выпускником которой уже был брат Никиты Андрей. Точнее, Никита не ушел, а попросту был изгнан за самовольные отлучки, связанные со съемками (руководство института не поощряло студентов к обретению самостоятельного опыта на киноплощадках), но все же успел "подпольно" поставить дипломный спектакль "12 разгневанных мужчин" с Николаем Бурляевым в главной роли.

Учась во ВГИКе, Михалков снял несколько комедийных сюжетов для "Фитиля" и курсовую работу - лирическую короткометражку "...А я уезжаю домой" по сценарию, написанному с Евгением Стебловым, с котором они вместе снимались у Данелии. Дипломом Михалкова стал "Спокойный день в конце войны" (1970, по сценарию, написанному совместно с Рустамом Ибрагимбековым), показавший уверенное владение режиссерской профессией. Потом была воинская служба на Тихоокеанском флоте, и лишь в 1973-м молодой режиссер смог выйти на площадку своего первого "большого" фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" (приз жюри на МКФ в Дели в 1975 году) по сценарию, написанному в соавторстве с Эдуардом Володарским. Острый вестерновый сюжет позволил молодому мастеру развернуть на экране блистательный парад режиссуры, включая и великолепную работу с актерами, и великолепную камеру Павла Лебешева.

Следующий фильм Михалкова - "Раба любви" (1975, "Золотой Козлотур" кинофестиваля в Тегеране и специальный приз жюри кинофестиваля "Молодое кино" в Йере, Франция) с Еленой Соловей, сыгравшей звезду русского дореволюционного кино, прототипом которой послужила Вера Холодная. Вновь великолепное чувство стиля, юмор, острота психологических характеристик, тончайшая палитра цвета, неожиданность режиссерских приемов.

Самая зрелая, глубокая, мастерская, психологически тонкая работа Михалкова этого периода - "Неоконченная пьеса для механического пианино" по незавершенной пьесе А.П.Чехова "Платонов". Картина завоевала множество фестивальных призов ("Большая Золотая раковина" на КФ в Сан-Себастьяне в 1977 году, "Золотая пластина" на МКФ в Чикаго в 1978 году, Гран-при Союза художников кино и ТВ на белградском МКФ лучших фильмов мира "ФЕСТ" в 1978 году, "Давид ди Донателло" за лучший иностранный фильм в Италии, 1978 год). По сути, Михалков и его соавтор по сценарию Александр Адабашьян обогатили чеховское наследие еще одной пьесой, которую спустя годы (1987) сам же режиссер поставит в Италии на сцене "Teatro di Roma".

Фильм "Пять вечеров" (приз "Золотой щит Оксфорда", 1978; лучший иностранный фильм на экранах Польши и Болгарии в 1979 году; первый приз на Международной неделе авторских фильмов в Малаге в 1982 году; лучший иностранный фильм по признанию Национального совета кинокритиков США, 1981) по пьесе Александра Володина Михалков снял "вынужденно" - чтобы не распускать группу на двухмесячный перерыв между летней и зимней натурой, предусматривавшийся во время съемок "Обломова". Вместе с тем это работа глубоко не случайная для Михалкова, с прекрасными актерскими работами Людмилы Гурченко и Станислава Любшина, по-володински тонкая, добрая, полная любви к своим, казалось бы, самым обыкновенным героям, людям, многое в жизни испытавшим и немногого добившимся.

есколько дней из жизни И.И.Обломова" (1979; премия "Золотой щит Оксфорда" за лучшую режиссуру в 1980 году; лучший иностранный фильм по признанию Национального совета кинокритиков США, 1981; первая премия на XIII Международной неделе авторского фильма в Малаге, 1982), экранизация романа Гончарова с Олегом Табаковым в главной роли, не могла не стать пространством для выражения позиции режиссера в давнем споре "западников" и "славянофилов". Михалков здесь явно на стороне Обломова, а не Штольца. Не закрывая глаза на леность и бездеятельность Обломова, он в то же время акцентирует иные, главные для него стороны этого характера: его внутреннюю чистоту, цельность, органичное ощущение связи с родной землей.

Вскоре затем Михалков ставит комедию "Родня" (1981), вызвавшую суровое недовольство кинематографического руководства - режиссер позволил себе весьма критически показать растущую бездуховность советского общества: фильму были навязаны многочисленные поправки, впрочем, не изменившие его сути.

Следующая работа Михалкова - камерная драма "Без свидетелей" (приз ФИПРЕССИ кинофестиваля в Москве, 1983; приз и диплом за режиссуру на ВКФ в Киеве в 1984 году; приз Испанской федерации киноклубов на МКФ в Вальядолиде в 1984 году) - стала для него нелегкой проверкой на режиссерское мастерство: все действие фильма происходит в скромном интерьере стандартной современной квартиры с участием всего двух актеров - Ирины Купченко и Михаила Ульянова.

К творчеству А.П. Чехова Михалков вновь обратился в фильме "Очи черные" (1987; специальный Почетный диплом на внеконкурсном показе на МКФ в Вальядолиде в 1987 году), сделав адаптированную версию "Дамы с собачкой" - с главным героем-итальянцем, роль которого авторами (Михалковым, Адабашьяном и Сузо Чекки Д`Амико) была написана специально для Марчелло Мастрояни.

Большим художественным событием стал фильм "Урга" (1991, "Золотой лев" на кинофестивале в Венеции, «Гран-при» на МКФ в Кельне в 1992 году, главная премия Европейской киноакадемии "Феликс" за лучший европейский фильм, 1993; номинация на "Оскара" в 1993 году, приз "Ника"-92 за лучшую режиссуру, Государственная премия России). В картине противопоставляются естественные ценности жизни табунщика-монгола и обезличивающей современной цивилизации. Сценарий "Урги", как и последовавших затем "Утомленных солнцем" и "Сибирского цирюльника", был написан режиссером совместно с Ибрагимбековым.

В 1993 году Михалков снимает документальный фильм о своей дочери "Анна: от шести до восемнадцати" (1993; "Серебряный голубь" на МКФ в Лейпциге в 1994 году, приз "Золотой витязь" на МКФ в Тирасполе в 1994 году; диплом МКФ в Берлине в 1994 году).

В "Утомленных солнцем" (1994) Михалков, сам сыгравший в картине главную роль командарма Котова, воссоздал страшную атмосферу сталинских репрессий 1930-х годов. Фильм принес режиссеру первый для новой России "Оскар" за лучший иностранный фильм в 1995 году, Государственную премию России, «Гран-при» жюри кинофестиваля в Канне, «Гран-при» "Янтарная пантера" на фестивале в Калининграде, приз прессы за лучший фильм России в 1994 году.

Высокобюджетный фильм "Сибирский цирюльник" (1999), созданный в сложной ситуации развала российского кинематографа, показал его огромные потенциальные возможности, подлинный уровень профессионализма его мастеров. Режиссер остается верен своим фундаментальным принципам: в фильме вновь сталкиваются обезличивающая цивилизация Запада и мир ценностей, воспитанных русской культурой. В мае 1999 года картина открывала показ фильмов на Каннском кинофестивале, в Париже впервые за всю историю русского кино ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров.

Фильм снимался студией "ТРИ ТЭ", созданной Михалковым в 1988 году и ныне активно продюсирующей не только собственные работы режиссера, но и его коллег, мастеров игрового и документального кино. В числе наиболее значительных произведений этой студии - "Нежный возраст" Сергея Соловьева.

Кроме названных режиссерских работ Н. Михалков поставил фильмы "Автостоп" (1990), "Реквием Великой Победы" (1995, сореж. С. Мирошниченко), "Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на Родину. Музыка русской живописи" (1996) и другие.

Все эти годы Михалков активно снимается как актер - в "Сибириаде" А. Кончаловского (нефтяник Алексей Устюжанин; готовясь к этой роли, он осваивал профессию героя на настоящей буровой), "Портрете жены художника" А. Панкратова, "Собаке Баскервилей" И. Масленникова (сэр Генри), "Жестоком романсе" Э. Рязанова (Паратов) и его же "Вокзале для двоих", "Инспекторе ГАИ" Э. Уразбаева (Начальник станции ТО), "Полетах во сне и наяву" Р. Балаяна, "Униженных и оскорбленных" А. Эшпая (князь Валковский), гоголевском "Ревизоре" С. Газарова (Городничий) и других, а также в собственных фильмах - "Свой среди чужих..." (атаман Брылов), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (доктор Трелецкий), "Родня" (Официант), "Утомленные солнцем" (Котов), "Сибирский цирюльник" (Александр III ).

Михалков не раз выступал и как автор сценариев фильмов, поставленных другими режиссерами: "Ненависть" (в соавторстве с Э. Володарским), "Транссибирский экспресс" (в соавторстве с А. Адабашьяном, режиссер Э. Уразбаев; Государственная премия Казахской ССР, премия Ленинского комсомола); "Одинокий охотник" (в соавторстве с А. Адабашьяном и В. Мережко).

В 1995 году на канале Общественного Российского телевидения прошла полная ретроспектива фильмов режиссера.

Михалков преподает во ВГИКЕ, на Высших режиссерских курсах, проводит мастер-классы в России и за рубежом. Ведет активную общественную деятельность: с 1993 года он возглавляет Российский фонд культуры, с 1998 - Союз кинематографистов России. Он - член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, представитель России в Европейской киноакадемии, действительный член Академии гуманитарных наук, член президиума Всемирного русского собора, сопредседатель Совета Российского земского движения. Он не раз выступал участником и организатором благотворительных акций, направленных на возрождение России, памятников ее культуры, Русской Православной Церкви и ее святынь. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, "За заслуги перед Отечеством" III степени, Сергия Радонежского I степени; полный кавалер ордена "Почетного легиона" Франции в области литературы и искусства и командор ордена Почетного легиона "За вклад в мировую культуру".

Н.С. Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры: "Золотой Голем" (1995, Прага), "Гран-при Америки" на МКФ в Монреале (1996), "За вклад в кино" на МКФ "Балтийская жемчужина" (1996, Юрмала), "За вклад в развитие культуры" на Международном экономическом форуме в Давосе (1996, Швейцария), "Человек года-95" по рейтингу Русского биографического института. Н.С. Михалков назван лучшим актером 1984 года по опросу читателей журнала "Советский экран".

Творчество и общественная деятельность Н.С. Михалкова вызывают не только похвалы и восторги, но и нередко критические и даже ожесточенные нападки. Сам режиссер в таких случаях считает необходимым следовать толстовскому завету: "Делай что должно, и пусть будет, что будет".

Живет и работает в Москве.

 

Международный Объединенный Биографический Центр.

www.biograph.ru