«Ленинские искры», прим. 1983 год.

ИНТЕРВЬЮ В КВАРТИРЕ НА БЕЙКЕР-СТРИТ

 

Очень много писем приходит к нам с вопросами о фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Сегодня наш корреспондент И. Ерыкалова беседует с режиссёром фильма Игорем Фёдоровичем Масленниковым.

Василий Ливанов

Игорь Фёдорович, вы снимали свой фильм – для взрослых?

– Конечно!

Чем же вы объясните сами его необыкновенную популярность у ребят?

– Конечно, прежде всего тем, что это фильм о Шерлоке Холмсе. Каждый из нас уже в детстве восхищается остротой его ума и железной волей. Так что я вполне понимаю зрителей юных. Честно говоря, я и сам не раз удивлялся: иногда взрослые принимают фильм без особого восторга, а ребят он увлекает. Вот, например, фильм «Гонщики». Взрослые приняли его в общем-то спокойно. Но однажды на гонках ко мне подошёл мальчик с флагом – один из тех, кто помогал на соревнованиях, – и спросил: «Это вы снимали фильм «Гонщики»? Я смотрел его двадцать один раз!».

Я думал, почему это происходит, и, кажется, понял, в чём тут дело. Дело тут не в увлекательном сюжете. Мне кажется, человеку в десять-пятнадцать лет, человеку, который только вступает в жизнь, очень интересно, как ведёт себя в трудном положении взрослый. Как он умело преодолевает трудности, как борется за справедливость – и побеждает. Ведь в этом честном, умном и благородном взрослом юный зритель видит себя – конечно, в будущем… Но пока идёт фильм, он может беспрепятственно переселиться на экран и действовать тоже – и побеждать! А самоутверждение в этом возрасте необходимо как воздух!

Обычно ребята подражают своим любимым киногероям. А как вы относитесь к этому?

– Конечно, я за! Но только это подражание не должно быть безоговорочным! Знаете ли вы, например, что сам Конан Дойль с иронией относился к непробиваемому хладнокровию и сухости «знаменитого сыщика». Шерлок Холмс считал нужным узнавать только те вещи, которые могут пригодиться ему для расследований. А все остальные знания считал «ненужными». А по-моему, современный человек должен быть более разносторонним. Кстати сказать, многие «тонкости», в которых Холмс проявлял свою фантастическую осведомлённость, просто выдуманы писателем. Когда мы пригласили дрессировщика со змеёй и сказали, что его змея должна поползти вот по этому шнуру, он ответил: «Но змея не может ползти по шнуру! Змеи ползают только по чему-то твёрдому!». Вы, конечно, помните, что страшная собака Баскервилей «светилась» в темноте, потому что её морда была намазана фосфором. – «Я так и думал, – говорит Холмс. – Специальный состав без запаха, чтобы собака не потеряла чутьё…». Так это тоже выдумка. Учтите! Животных нельзя мазать никаким составом! Это очень вредно!

Многие ребята интересуются судьбой Снуппи!

– Снуппи, конечно, жив! Кстати, в фильме снимался не один кокер-спаниель, а… пять! Ведь мы вели съёмки в разных городах. И всякий раз искали нового артиста – чтобы не разлучать очередного «Снуппи» с хозяином.

Ещё один вопрос из писем: кто делал восковую куклу Холмса, с которой так умело манипулировали брат Шерлока Холмса и миссис Хадсон?

Холмс и собака– Её сделала в Ленинграде скульптор Валентина Малахиева, которая делает театральных кукол. А сейчас эта кукла-Холмс у меня дома – съёмочная группа подарила мне её на день рождения, когда мы закончили снимать фильм. Честно говоря, я не смог держать её всё время в комнате и запер в чулан. Я, конечно, перевезу её в музей «Ленфильма», где и положено храниться кинематографическим диковинам. Я должен сказать, что в фильме прекрасно поработали люди, которых мы не видим на экране, – декораторы, бутафоры, костюмеры…

Мы отправляемся в студию. Игорь Фёдорович привычно взбегает по ступенькам, и мы оказываемся в квартире на Бейкер-стрит. Ощущение такое, что это настоящая квартира, а хозяин отправился в очередное путешествие и скоро вернётся. И тогда они с доктором Ватсоном начнут обсуждать новое дело, снова загорится камин, а сыщик, погружённый в размышления, начнёт свою невообразимую игру на скрипке.

В дверях квартиры Холмса мы сталкиваемся с человеком. Нет, это не инспектор Лестрейд и не очередная жертва преступников, которую предстоит защитить Холмсу. Один из художников картины осторожно, на вытянутых руках несёт ларец, украшенный восточным орнаментом.

– Отличная работа, – говорит режиссёр.

Я не могу удержаться и притрагиваюсь к ларцу. Оказывается, он железный и покрашен чёрной краской, а узор – не резьба и не чеканка, а рисунок…

– Осторожнее, – встревоженно говорит художник, – его нельзя трогать, ведь рисунок легко стереть.

В этом ларце будут храниться «сокровища» в новом фильме о Холмсе по рассказам Конан Дойля «Знак четырёх» и «Скандал в Богемии».

Рисунок Г. Светозарова.

 

  221b.ru дальше