«Комсомольская правда», прим. 1983 год.

ВОЛШЕБСТВО ДОБРОТЫ

Встреча для вас

 

Василий Ливанов

Что общего между изысканно вежливым крокодилом Геной, простодушным Удавом-философом и добрым Карлсоном, который живёт на крыше? Этих обаятельных героев, как и сотни персонажей из других мультфильмов, озвучил, а точнее, научил говорить Василий Борисович Ливанов. Придумал он и Бременских музыкантов, а потом нарисовал такими, какими мы увидели их на экране.

Начать беседу с этим необычайно разносторонним человеком было трудно: он и актёр, и режиссёр, и художник, и драматург… И всё же первый вопрос о мультфильмах:

Василий Борисович, как получилось, что вы, будучи уже известным актёром, стали заниматься «мультиками»?

– Всё началось, наверное, со сказок. Я точно не могу сказать, почему я начал их писать. Может быть, просто хотел сделать что-то хорошее для моей маленькой дочки. Во всяком случае сказки стали появляться. Я показал их Самуилу Яковлевичу Маршаку, и они ему понравились. После этого они были опубликованы в газете «Литературная Россия», а в 1975 году вышла моя первая книжка.

Ну, а следующий шаг – моё появление на студии «Мультфильм» – был вполне закономерен. Дело в том, что я – выпускник Московской средней художественной школы, по образованию художник. И так удачно получилось, что обе мои страсти – к сказкам и рисованию – слились в одну и воплотились в мультипликации. У меня написано около 15 сценариев для мультфильмов, четыре из них мне удалось снять самому: «Самый, самый, самый…», «Синяя птица», «По следам Бременских музыкантов». Потом «Фаэтон – сын солнца» и другие. Сейчас начал снимать серию «Великие тайны Вселенной».

Часто спорят: этот мультфильм – для взрослых, а тот – для детей. Считаете ли вы такое разделение правомерным?

– Я не думаю, что существует какой-то особый язык для детей. С ребёнком надо говорить на равных, как со взрослым.

Но могут возразить, что маленькому ребёнку рано узнавать о таких вещах, как, например, жестокость или подлость…

– Конечно, всё подряд обрушивать на детей нельзя, но знать, что в мире существуют добро и зло, они должны. И в этом смысле замечательны народные сказки – как одна из основ в воспитании, в формировании представления о мире. А выращивать ребёнка «в вате», создавая ему какую-то искусственную среду, нельзя ни в коем случае. Если фильм в целом оптимистичен, если он вселяет веру в победу добра, то человек и встаёт на сторону этого добра. Когда же показ жестокости является самоцелью, вот тогда это губительно, это калечит детскую психику. В каждом фильме должна соблюдаться гармония, равновесие тёмных и светлых сторон.

А что думают по этому поводу сами дети? Наверняка они пишут вам много писем.

– Многим детям нравятся приключенческие фильмы с острыми ситуациями и яркими характерами. Конечно же, они всегда рады, когда побеждает положительный герой. Это значит, что дети верят в победу добра.

Я считаю совсем невредным, когда дети плачут над «грустинками» в фильмах. Это развивает детскую душу, будит живые человеческие чувства.

О чём ещё они пишут?

– О своих мечтах, присылают рисунки, рассказы, спрашивают моё мнение.

И вы всегда отвечаете на эти письма?

– Конечно. Я просто обязан отвечать, помогать всем, чем могу. Как врач обязан выезжать на вызов, так и я должен отвечать на письма детей.

Раз уж вы сочиняете сказки, то вам, наверное, легко будет ответить на вопрос: что бы вы сделали, если б стали волшебником?

– Я бы сделал так, чтобы на земле вечно царил мир. Если не будет мира, не будет жизни для моих детей, памяти о моём отце, не будет искусства и вообще ничего не будет. Мир – это моё самое заветное желание.

Василий Борисович, каких ваших героев вы могли бы назвать самыми любимыми?

– Мне кажется, что все актёры, режиссёры и писатели относятся к своим героям, как к детям. И как можно сказать, кто самый любимый? Любишь всех. У меня есть сказка: «Самый, самый». Она кончается словами: «Потому что тот, кого любят, всегда самый, самый, самый». Вот в этом как раз и есть моё представление о любимом.

А каких героев вы любите играть – положительных или отрицательных, если уж следовать этому упрощённому делению?

– Мне как актёру больше везло на положительных. Но я считаю, что актёру так же интересно играть и отрицательных героев. Здесь действует закон контраста. Важно только, чтобы у актёра была хорошая литература, на которой и строится всё искусство театра и кино. Литература – это, пожалуй, главное.

И всё-таки, когда говорят о Ливанове-актёре, прежде всего имеют в виду те роли, которые несут в себе человечность и доброту, начиная с одной из первых ваших ролей в фильме «Слепой музыкант».

– Всё это верно, но дело в том, что нести доброту можно и через отрицательные роли. Если они действительно сильно сыграны, то лучше оттеняют положительного героя. Как свет не существует без тени, которая делает свет ещё ярче.

Василий Борисович, вам часто приходится давать интервью. На какой вопрос из тех, что обычно спрашивают, вам не хотелось бы отвечать?

– Каждый раз меня ставит в тупик просьба рассказать что-нибудь смешное и забавное из актёрской профессии. Конечно, такие случаи бывают, но преподносить профессию как цепь презабавных эпизодов совершенно неправильно.

Из-за такого вот лёгкого отношения к актёрскому труду часто получаешь от молодёжи письма: напишите, что надо, чтобы стать артистом? Иными словами, дайте срочный рецепт, как стать известным.

Одна из ваших последних ролей – Шерлок Холмс… Когда вам предложили его сыграть, было ли это для вас неожиданностью?

– Совершенно неожиданно. То есть я никогда не думал об этой роли, хотя Холмс мне ужасно симпатичен, так как образ его связан с моими мальчишескими, детскими представлениями о романтическом герое.

Кстати, очень часто спрашивают читатели: а будет ли продолжена серия о великом сыщике?

– Дело в том, что через каждые две серии мы обычно думаем, что уже закончили. Но на телевидение приходят буквально мешки писем с просьбой продолжать. И мы вынуждены возвращаться к этому герою. Сейчас, очевидно, снимается последний двухсерийный фильм, в котором Холмс и Ватсон занимаются очередным расследованием, в результате которого сыщик влюбляется и терпит фиаско, а его друг женится. Вот так.

Вы не пробовали писать сценарии для взрослых фильмов?

– Как раз сейчас работаю над первым таким сценарием. Это будет полнометражный художественный фильм об Алексее Алексеевиче Игнатьеве, генерал-лейтенанте Советской Армии, бывшем русском военном атташе в Париже во время первой мировой войны.

Тема привлекала меня прежде всего своей патриотичностью, гражданским звучанием. Дело в том, что Игнатьев, когда в России произошла революция, был в Париже и остался не у дел. Царское правительство рухнуло, Россия вышла из войны. Волею обстоятельств в его руках оказались 250 миллионов золотом, которые были аккредитованы Россией на военные нужды. Началась борьба за эти деньги. С одной стороны, сотрудники Игнатьева просили эти деньги раздать им. С другой – семья считала, что деньги принадлежат ей. С третьей – белое движение требовало отдать их на борьбу с революцией. Французское правительство приглашало Игнатьева перейти к нему на службу, поскольку он много лет был военным атташе и его хорошо знали. Тем не менее граф Игнатьев до конца остался русским человеком. Он перенёс массу страданий, нищету, покушения и сумел передать деньги Советскому правительству…

В редакцию «Комсомольской правды» иногда приходят письма от людей, сетующих на то, что у них нет друзей. Что бы вы ответили на эти письма?

– Есть хорошие слова: научись сначала сам быть другом, а тогда их у тебя будет много. Тем, кто сокрушается от одиночества, надо задуматься: а способны ли они сами быть настоящими друзьями? Быть другом трудно, как и делать всякое доброе дело. А добрые дела тем и трудны, что их надо делать хорошо.

И последний вопрос, что называется, из вечных: каким, по-вашему, должен быть талант?

– Понятие это многогранно. Но я считаю основным то, что талант – это такое качество, которое обязательно лежит в круге человеческой совести. Это обязательно. И чем больше талант, тем мучительнее и масштабнее эта совесть.

Когда же способности человека служат только его узколичным интересам, это можно назвать как угодно – житейской ловкостью, приспособляемостью, но только не талантом. Талант – всегда добрый. Причём не добренький, а именно добрый. А для этого доброта должна быть деятельной.

 

Беседу вели А. Лопухин, Ю. Филинов

 

назад 221b.ru дальше