Из дневников Игоря МАСЛЕННИКОВА

ХРОНИКА СЪЁМОК: «СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ», 1981

Съёмки третьего фильма холмсианы "Собака Баскервилей" начались в конце 1980 года. К сожалению, лишь с 1981 года Игорь Масленников начал вести подробные дневники, по одной странице в день, поэтому о начале процесса, равно как и о съёмках первых двух фильмов, нет таких же детальных сведений.

дневник Игоря Масленникова

8.01. Чт
Посмотрел в монтажной собранный вчерне первый материал. Отобрал дубли. Обсудили с Беллой Маневич новый павильон «Зал замка» – ещё много надо делать, особенно в смысле фактуры и старения. Мало средневековья.


12.01. Пн
Монтажная. Начало освоения «Зала замка». Освоение с камерой.


кадр из фильмакадр из фильма кадр из фильма15.01. Чт
Наконец снимаем. С 15 часов началась смена, во время которой (до 23:30) сняли в великих муках три кадра. Снимались Соломин и Адабашьян, который вошел, наконец, в кадр лишь в девятом часу. Правда, кадры очень канительные по свету: ночные со свечками и т. п.


кадр из фильма кадр из фильма16.01. Пт
Первый съёмочный день у Михалкова. Прямо с поезда он явился в костюмерную, хотя смена с 12 часов. Мучился долго с костюмом и гримом. Потом стало ясно – волнуется. Давно не снимался. На площадке – он как вулкан. Энергии масса. От этого переигрывал, и чувствовал это. Шушукался с Адабашьяном. Мне ещё не верит. Каждый раз делал всё по-другому. Верный знак слабого актёрского профессионализма, хотя талантлив, как чёрт. Я ловил себя на том, что всё время им любуюсь и поэтому бросаю режиссировать. Ломалась камера. Долго стояли. Дёргались, ибо надо было снять большой эпизод с многими артистами – Соломин, Ливанов, Зелёная, Стеблов и Михалков. К концу сэр Генри совсем скис. Мне донесли, что он ничего не ел и выдул бутылку коньяка за день. Последние кадры были мучительны и шли плохо. Но надеюсь, что в монтаже соберу по крупицам. Пусть посмотрит…


19.01. Пн
Стоим, не снимаем – нет актёров. Стоят декорации в трёх павильонах, летят деньги. Лишь в среду – 21/1 появятся Соломин и Ливанов. Будем снимать «рассыльную контору». Днём занимались декорациями с Беллой Маневич.


20.01. Вт
Завтра Белла Маневич уезжает в Голландию к Марику. За неё остаётся Исаак Каплан. Векслер – плох и вряд ли сможет снимать. Репетиция с мальчиком на роль Картрайта.


кадр из фильмакадр из фильма21.01. Ср
Утром Б. Маневич улетела в Амстердам. На площадке появился Каплан. Полсмены озвучания – Ливанов и Соломин впервые увидели себя в «исполнении» Долинина. Остались довольны. Кончили озвучивать немного раньше четырёх, чтобы иметь возможность подготовиться к съёмкам эпизода «рассыльная контора». Съёмка произошла так быстро, что ещё до обеда в 20 часов делать было уже нечего. Мы с Тигаем с трудом настояли на том, чтобы перейти в другой павильон и подснять Соломина в ночных проходах.


кадр из фильмакадр из фильма22.01. Чт
Полторы смены съёмок с 12 до 16 часов – замок. Проходы со свечой Адабашьяна. Затем – пещера в 5 павильоне. Утром посмотрели материал – Михалкова и т. д. Склеить, наверное, можно, но уж очень он хлопочет. Провозились с этими свечами до 5 часов. Перешли в пещеру, где надо было начинать всё сначала. Спасибо актёрам, особенно Ливанову. Они знали текст и не задержали. Едва успели всё снять к поезду. Звонил Демидовой.


вестибюль23.01. Пт
Начал монтировать сцену с Михалковым. Вроде бы получается. Потом встречался в гримёрной со Светланой Крючковой. Хорошая актриса, но до чего же путаный человек. Потом опять монтировал до 7 ч. вечера. После этого с Тигаем поехали смотреть вестибюль «Northumberland Hotel» – т. е. Географическое общество в Демидовом переулке. Наверное, будем там снимать. Набрали таких актёров, что или стоим, или работаем по две смены, или мучаюсь мыслями о заменах.


24.01. Сб
Звонил Мартинсон по поводу своего приезда на съёмки. Я попросил Ливанова помочь ему добраться до Ленинграда.


25.01. Вс
Почти весь день переписывал сцены для Крючковой, Адабашьяна и Михалкова.


26.01. Пн
Снова стоим – не снимаем. Заболел Виталий Соломин. Температура 38°. Отменил приезды всех, т. к. без Виталия нет ни одной сцены.


27.01. Вт
Монтировал с Люсей по порядку. Вечером закончил переделку всех сцен для Крючковой и Адабашьяна – 12 страниц.


28.01. Ср
Поехал на студию – монтировал.


29.01. Чт
Начало смены озвучания – Рина Зелёная. Записали с Риной Васильевной все её кольца за очень короткий срок – она была в ударе. Монтировал сцену с Михалковым. Кстати, он заболел – сердце и отравление. Вечером заезжала Нина Ягман перед поездом в Москву – забрала новые тексты для Адабашьяна и Михалкова.


30.01. Пт
Должен был забрать Светлану Крючкову на студию, но никуда не ездил, т. к. она заболела. Работал в монтажной до пяти часов.


1.02. Вс
Утром позвонила вернувшаяся из Москвы ассистентка – Михалкову плохо, его увезли в больницу на скорой – диагноз неясен, постоянная рвота в течение 4 дней. Вторая кошмарная новость – Ливанов намекнул, что в феврале заканчивается срок ампулы и он собирается «развязать».


кадр из фильмакадр из фильма2.02. Пн
Утром работал в монтажной, чтобы показать в 14:30 материал москвичам – Кацеву, Огородниковой, Ардаматской. Им понравилось. С 16 часов съёмки в «Башне». Сняли балерину – дублёршу Демидовой и дублёра Адабашьяна со свечой.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма3.02. Вт
Снимали три эпизода в почтовой конторе. Новый актёр – Олег Пальмов (муж Малеванной) играл почт­мейстера. Мне были нужны его глаза – светлые, пронзительные, оловянные. Мучились с котом (в английских почтах положено иметь кошек). Потом уговорил Долинина переснять пару кадров со свечой (убеждал его, что старые кадры темны для TV). Ведём деликатные переговоры с оператором Ильиным, т. к. Долинин твёрдо отказывается снимать натуру, несмотря на то, что Авербаху картину «Голос», кажется, не разрешают.


кадр из фильмакадр из фильма4.02. Ср
Весь день снимали Сергея Александровича Мартинсона. Роль оказалась для него очень трудная из-за обилия текста. Снимали короткими кусками, да и то с подсказкой. Не будучи в состоянии запомнить ни одной фразы, он в промежутках всё время ударяется в воспоминания о Мейерхольде, детстве, Петербурге и т. д. И воспоминания эти ясны и полны деталей. Наглядный пример трансформации памяти в старости (82 года). Потом сняли Соломина для обеих сцен, отпустив старика, который был чуть жив. Мартинсона продолжим в пятницу.


кадр из фильмакадр из фильма5.02. Чт
Снимали на выезде – в Географическом обществе – вестибюль гостиницы «Northumberland». Местные библиотекари затащили к себе и заставили Ливанова, Соломина и меня расписаться в книге почётных посетителей. Ливанов приехал из Москвы бодрый, возбуждённый, битком набитый анекдотами. Опасное возбуждение! Я-то знаю, чем это кончается, не дай Бог! Вечером – озвучание Ливанова и Соломина. Соломин совсем больной, без голоса – не долежал грипп.


кадр из фильма06.02. Пт
С утра – доснимали Мартинсона. Хотел я его оставить на понедельник, чтобы озвучить, но у него завтра – 7 февраля день рождения и он ждёт звонка от дочери из США. Вечером до поезда Ливанов озвучивал.


9.02. Пн
Обставляли павильон «Дом Стэплтона» – поменял мебель, отобранную Б. Маневич.


кадр из фильмакадр из фильма10.02. Вт
Первый день съёмок Ирины Купченко. Суховата и угрюма, но умна и хороша перед камерой. Так весь день и проковырялись в павильоне. Она торопится, ей нужно лететь в Зап. Берлин на фестиваль, где она в жюри. Слух о том, что весь материал наших съёмок в Географ. обществе в браке. Оператор Ильин – на крючке.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма11.02. Ср
Большой съезд: Купченко, Брондуков (которых нужно отснять до 1 часу дня и отправить самолётом в Москву). У Брондукова – неделя украинского искусства; Янковский, Ливанов, Соломин, Демидова (на завтра). В бешеном темпе сняли Иру и Борю и отправили. После обеда доснимали с дублёрами. Потом ещё долго совещались по будущим съёмкам. Мучают бесконечные перестройки декораций.


кадр из фильма12.02. Чт
Наконец, дело дошло до Аллы Демидовой! Оказалась – тихонькая, смышлёная, трудолюбивая. Ливанов, который терпеть не может репетировать, как миленький повторил ещё и ещё раз всю сцену – так хорошо она работала. В одном дубле она «дала» такую искреннюю слезу, какой я не ожидал в её внутреннем «аппарате». Всё утро из-за отсутствия Капланов, которые в Голландии, проковырялся в павильоне, занимаясь расстановкой мебели и т. д.


кадр из фильма13.02. Пт
Весь день снимали длинный эпизод Демидовой с Соломиным (он уже четвёртую ночь проводит в поездах). Сегодня она мягка и приветлива. Хорошо выглядит. Призналась, что, поглядев наши фильмы о Холмсе, пожалела, что отказалась от роли миссис Хадсон.


кадр из фильмакадр из фильма15.02. Вс
Работаем в выходной. Приехал Михалков на целую неделю. На площадке он, Адабашьян, Крючкова и Соломин. Никита похудел после болезни – потерял 9 кг. Работали легко и весело, может быть даже слишком – сэр Генри и Ватсон получились весёлыми гуляками в главной страшной сцене с выслеживанием Бэрримора. Что выйдет в результате? Не знаю. В нём есть это качество от избытка энергии и темперамента – заигрываться. Надо бы позвать фотографа на площадку.


кадр из фильмакадр из фильма16.02. Пн
Начали работать в зале замка. Долго осваивались, было много неразберихи на таком огромном пространстве декорации. Толкался народ, любопытные. Сделали сцены, где нет Ватсона (с дублёром). Бедный Соломин уже шесть ночей живёт в поезде. Так неудачно сложился репертуар (сдача предсъездовского спектакля), но он делает всё возможное, понимая наше положение. Вечером, когда Аркадий отвозил в гостиницу Михалкова и Адабашьяна, они устроили ему выволочку за бедлам на площадке.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма17.02. Вт
Утро началось с разговора Михалкова о беспорядке, неготовности и медленном темпе. ???? всё ещё без костюмов. Потом Долинин (один из главных канительщиков) ставил свет, а актёры гримировались. Сняли три длинные сцены благодаря напору и энергии Никиты, который всех подгонял. Я предложил ему работать у меня вторым режиссёром. Приезжал на площадку Векслер (вместе с Крючковой), какие у него были печальные глаза, когда он глядел на наши съёмки. После съёмки Михалков потребовал разобрать сцены на завтра. Молодец! А Виталий Соломин опять садится в поезд и едет в Москву.


кадр из фильмакадр из фильма18.02. Ср
На дворе два петуха. Ливанов со свойственной параноикам ревностью бесновался целый день, т. к. площадку «держал» Михалков. Как баловень судьбы Никита чутко реагирует на постороннее «тело» рядом с собой. Одним словом, съёмки прошли на нервах. Оба «режиссировали», причём не для дела, а для торчащих из всех щелей любопытных зрителей.


кадр из фильмакадр из фильма19.02. Чт
И снова два солиста на площадке. Но всё поменялось: Михалков и Соломин. Оба друг другу нравятся. Никита оценил Виталия по достоинству не только как актёра, но и как человека. Его спаньё в поезде и полёт в самолёте ради дела. Это было тоже соперничество, но весёлое, талантливое. Всю смену мы хохотали. Соломин явно переигрывал Михалкова. В конце дня ему стало плохо – поднялось давление. Как трудно было командовать мэтром Михалковым вчера, и как легко – сегодня.


кадр из фильмакадр из фильма20.02. Пт
Опять в поле зрения – Ливанов. И снова – напряжение на площадке. Приехали милый Стеблов и добросовестный Брондуков. Была и Крючкова. Снимали финал в постели. И сцену в гостинице. Утром поглядели много материала. Вроде бы хорошо. Потом смотрели Михалков с Адабашьяном – довольны.


кадр из фильма21.02. Сб
Завершаем съёмки с Михалковым в павильонах. Останется с ним одна сцена обеда (после его приезда из Америки. Сейчас нет Купченко). Приехал Янковский – на один кадр с Михалковым. Потом снимали (осталось время) разные монтажные заплатки.


23.02. Пн
Группа отдыхает после переработок. Монтировал сцены с Демидовой.


24.02. Вт
Пришла ещё куча нового материала, который мы отбирали. У меня всё меньше и меньше уверенности в том, что у Михалкова роль получилась. Какой-то налёт суетливости, оголённости и дилетантизма даже. Монтировал.


25.02. Ср
Монтаж. Собрали ночную сцену пьяных джентльменов с Бэрримором.


кадр из фильма27.02. Пт
Можно считать этот день – последним съёмочным днём в павильонах. Остаётся – один эпизод, но его мы будем снимать в монтажном периоде, который теперь надо брать в ожидании весны. Погода стоит ровная, снежная, лёгкий морозец с солнышком. Весной не пахнет. Приехали Ливанов, Соломин, Адабашьян. Полторы смены мы снимали всякие хвосты и остатки к сценам. Прибыли к нам на площадку телевизионщики из «Монитора». Ливанов, конечно, кричал, что не будет играть для них дубль бесплатно. Сказал несколько слов с микрофоном о женщинах (передача будет к 8 марта).


1.03. Вс
Размышления на тему – как снять пострашнее собаку, бросающуюся на Генри. Ничего не придумал, кроме того, что это должен быть обязательно рапид. Но раз рапид, значит всё должно быть сделано ещё тщательнее. Надо сесть за эскиз собаки.


эскиз собаки Баскервилей2.03. Пн
В который раз примеряли на собаку все эти тряпки. Пока на всём лежит отпечаток дилетантизма и растерянности. Отдал эскиз, пусть пробуют. Оператор Ильин срочно попросил посмотреть материал, т. к. ему нужно сдавать заявки на экспедицию. Монтаж.


5.03. Чт
Лихорадочно собираем картину, чтобы хоть раз её посмотреть до разрезки на озвучание.


6.03. Пт
10 утра – просмотр всего материала. Его очень много, и он ещё рыхлый. Всем, кто смотрел, в основном понравилось.


13.03. Пт
Долго распутывал ситуацию с Олегом Янковским, который из-за озвучания на Мосфильме у Квинихидзе не может приехать в понедельник, когда все актёры наконец собираются на обед в замке Баскервилей. Короче, говорил с Квинихидзе, шум, гам, Аркадий едет в Москву и т. д.


15.03. Вс
Целый день собирался сделать несколько дел за письменным столом: переписать сцену в сценарии «Собаки» – на острове, преследование Стэплтона…


кадр из фильмакадр из фильма16.03. Пн
Этот день ждали все! Последний съёмочный день в павильоне. Собрались все актёры, Янковский прилетел из Москвы только в 19 час., но прилетел! Аркадий осунулся, в два раза стал тоньше. Михалков был целый день как триумфатор, вернувшийся не из Америки, а из Карфагена! Метались фотографы, сновали журналисты. Я – маленький режиссёришка, пытался двигать дело вперёд, осаживал и поправлял эту «глыбу». Он, конечно, рождён коноводом. Показывал (ведь привёз с собой) альбом вырезок из амер. журналов и газет.


17.03. Вт
Никак не ожидали мы с Асей Зверевой, что 82-летний С.А. Мартинсон легко и просто озвучит свои 20 колец сложного многословного текста. И, действительно, память у него слабая, слова он изредка путал, но абсолютное чувство ритма позволяло ему озвучивать абсолютно синхронно. Короче, к 4-м часам (а начали в 12:30) у нас осталось 4 кольца, которые мы решили озвучить завтра, чтоб сделать ему лишнюю смену.


18.03. Ср
Мартинсон озвучил оставшиеся кольца и в час дня уже был свободен. Пропали из-за его прыти ещё полсмены озвучания. Пришёл, наконец, материал, последний материал замка, который мы снимали в понедельник. Всё в порядке, и даже очень красиво! Можно ломать павильон. Просил Аркадия написать бумагу Провоторову, чтобы с нас не брали оплату павильонных площадей во время вынужденных простоев.


19.03. Чт
Делали пробную съёмку собаки в попоне, обработанной скотч-лайтом и волосами. Пока это похоже на бразильский карнавал. Чепуха какая-то! Посмотрим на плёнке, что получилось. Прямо не знаю, что делать! Если в фильме не получится собака, не помогут никакие кинозвёзды. Монтировал сцену обеда. Хорошо.


20.03. Пт
Монтаж. Вечером вся группа + мои женщины отбыли в Таллин. За моими на автобусе приехал Прусовский.


21.03. Сб
Несмотря на выходной – я решил работать, монтировать, чтобы показать в понедельник Дашкевичу. Однако, он не приедет из-за болезни дочки. Поэтому монтировали мы недолго.


22.03. Вс
Утром позвонил Аркадий – в Таллине снег. Потом я позвонил своим – они довольны. Переделал сцену на болоте с преследованием Стэплтона.


23.03. Пн
Смотрел на студии весь наш смонтированный материал. Смотрел и Чирсков. Ему не понравился Михалков – пережимает и не из нашей «оперы». Мыл посуду, собирался в дорогу – в Таллин.


24.03. Вт
Стартовали с оператором Ильиным в Таллин. По дороге посмотрели Сагади (деревенская площадь) и Ягалу (можжевельниковое болото). Около девяти были в Таллине.


25.03. Ср
Ездили, проверяли натуру: Маарду (непролазная грязь), Ягала (болота со столбами) и т. д. Погода холодает. После Маарду машина была такая грязная, что невозможно было определить её цвет – долго стоял в очереди на мойку, но помылся.


26.03. Чт
Утром поездом из Москвы приехал Ливанов с детьми и жёнами (его и Соломина). Весь день на площадке в центре Таллина прождали Соломина, который должен был прилететь самолётом и не прилетел. Ездили после этого за 80 км в Ристи – посмотрели развалины мельницы (хорошо) и нашли хорошее болото.


кадр из фильмакадр из фильма27.03. Пт
Наконец утром поездом приехал Соломин. Погода похолодала, ясное солнце, ветер и мороз. Возились до 16 часов в центре на Хобузе – снимали лондонские сцены. Потом переезд к Орлову – режимный кадр – приезд Холмса в Баскервиль. Утром мы с Аней поехали искать топь – нашёл хорошее место за Мустамяэ – Кадака-тээ.


кадр из фильмакадр из фильма28.03. Сб
Снимали режим-кадры к сцене с собакой. Долго ждали захода солнца, т. к. небо было совершенно чистое. К ночи стало так холодно, что камера замёрзла и мы не успели снять крупные планы Соломина и Брондукова.


кадр из фильмакадр из фильма29.03. Вс
Снимаем сцену на болоте, преследование Стэплтона.


30.03. Пн
Ездил, смотрел дом Френкленда и принимал костюмы массовки. Больше работ не было.


кадр из фильмакадр из фильма31.03. Вт
Утренним самолётом прилетел Соломин, снимали до режима его проезды среди холмов. Мартинсон тоже в Таллине.


кадр из фильмакадр из фильма1.04. Ср
Потом я поехал на съёмку за 80 км (Ристи–Колувере) – развалины старой мельницы + Соломин. Работали до позднего режима.


кадр из фильмакадр из фильма2.04. Чт
Снимали Соломина и Мартинсона возле дома Френкленда (Саку). Сегодня Соломин уезжает.


кадр из фильмакадр из фильма3.04. Пт
Снимаем в Маарду проезды на тележке с дублёрами.


кадр из фильмакадр из фильма5.04. Вс
Начались осложнения с артистами: Стеблов и Соломин никак не сводятся вместе. Аркадий поехал в Москву утрясать. Днём поехали снимать на болото в Ристи всякие досъёмки: девушка на болоте, огонёк на болоте и т. п. Вернулись после режима в одиннадцатом часу.


кадр из фильмакадр из фильма6.04. Пн
Вечером снимали возле башни Клейна спуск каскадёра, одетого в Демидову, по стене и пробег дублёрши среди деревьев. Вернулись около 12 ч. ночи. Больше без актёров снимать нечего и завтра объявлен выходной.


7.04. Вт
С утра множество звонков – Аркадий везёт из Москвы артистов. Срочно планировал съёмки вперёд на неделю.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма8.04. Ср
Купченко, Янковский и Соломин снимались целый день возле болот – в Ристи. Затем на режим поехали ещё дальше – в Таэблу, музей художника Лайкмаа. Провозились до темноты и потом 2 часа возвращаемся в Таллин.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма9.04. Чт
С утра Михалков и Адабашьян были пьяны, гуляли до 8 ч. утра. Тем не менее Никита крепко держался в седле, и мы сняли его сцену с Ватсоном на гарцевании. Закончив у Баскервиль-холла, переехали после обеда на башню Клейна и сняли Стеблова. Вечером мучались с режимом, пошёл дождь, холодно, темно, осветители бунтуют. А мы должны снять важнейший эпизод конца I и начала II серии. Завтра выезд на съёмку в 8:00.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма10.04. Пт
Рано утром на улице Хобузе доснимали проход Генри и Мортимера, но кэб опоздал. Вернее, эстонец кучер пришёл вовремя, подождал нас 15 мин. и уехал. Потом стремительно ехали в Сагади и снимали деревенскую площадь. Стеблов всё время нудил и торопил, боясь опоздать на поезд. Успели...


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма11.04. Сб
Возил к Ане в больницу Янковского, Михалкова и Адабашьяна. Ребёнок был потрясён. Снимали Янковского на болоте и вечером тело Хьюго и каторжника Селдена. Отменил съёмку дога, т. к. при свете фальшфейеров он бесновался. Впервые видел животное, которое не боится огня.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма12.04. Вс
Янковский, Михалков и приехавшая Купченко снимались на болоте Ристи. Казусы начались с животными. Огромный Никита загнал лошадь в кадре, она рухнула под ним. Сняли один дубль и сымпровизировали сцену его слёз над лошадью. Потом она оклемалась. Затем опростоволосились с гончими собаками, которые не пожелали бежать в своре даже за живым кроликом. Артисты уехали.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма13.04. Пн
Последний съёмочный день. Кадр с кэбом и дублёрами на улице Хобузе, пара кадров на болоте – пузыри из жижи и кости в сарае. Затем режим около замка – скачка всадников. На съёмку скачки опоздал. Снимали без меня. Погода разительно испортилась. Порывистый ветер, холод, дождь со снегом.


14.04. Вт
Отъезд из Таллина.


15.04. Ср
Озвучание, Стеблов дал лишь два дня. Потом отбор нового материала. Потом опять озвучание, с которого Аркадий отвёз меня на день рождения Никиты…


16.04. Чт
Первым делом разбирался с комбинаторами, которые за месяц нашего отсутствия ничего не сделали. Хочу прогнать их оператора. Долго с Ильиным отбирали массу нового материала, среди которого много приличного. А затем до ночи озвучание Стеблова, который, надеюсь, всё закончил. Утром звонил Дашкевич – жаждет видеть материал. Он в Репино.


17.04. Пт
Весь день – монтаж. Наспех вклеивали куски натуры, чтобы вечером всё показать Дашкевичу. Он посмотрел, записал, но от комментариев воздержался, что на него не похоже. И в самом деле – длинно, болтливо, растянуто. Надо обжимать и усиливать действенные сцены. После просмотра Дашкевич ужинал у нас.


18.04. Сб
Работали с Образумовой до 3-х часов – собрали первую серию. Говорил с комбинаторами о собаке, ждал, что привезут макет головы, но не дождался. Потом ездили с Инной в магазин, искали карьер для досъёмок и т. д.


голова собаки Баскервилей20.04. Пн
С утра до 10 вечера – монтаж. Получили, наконец, материал из лаборатории со скачкой Михалкова, за который я беспокоился. Всё в порядке. Работы невпроворот. Материала много – сейчас каждая серия по 9 частей. А ещё надо снимать. Привезли голову собаки для крупных планов. Завтра Тигай и Ильин поедут на поиски каменоломни.


кадр из фильма22.04. Ср
Чуть свет – в монтажной. Едва успели пройти до конца II серии, надо в 13 час. показывать весь фильм Дашкевичу. Смотрела группа. Первая серия почти собралась. Вторую надо делать и снимать. Затем выезд на каменоломни за Гатчину, снимать собаку. Холод, снег, ветер, работающие гигантские экскаваторы. Оператор Волчанский без ассистента. Собака мечется. Сумасшедшие наёмные рабочие, один из которых забрался на груду камней, лаял и выл, а другой дебил говорил о нём и вертел пальцем у виска. Едва отогрелся дома водкой и ванной для ног. Сняли ерунду.


23.04. Чт
Целый день плохо чувствовал себя после вчерашней вечерней съёмки. Собрали в монтаже, наконец, сцену гибели Стэплтона. Потом озвучивался Мартинсон. Старик стал совсем плох, болит нога и он весь как-то сдал и еле двигается, но чувство юмора, печальная улыбка не покидает его. Вечером поехал в Репино к Дашкевичу. Допоздна работали над сценарием и расстановкой музыки.


24.04. Пт
Поговорил с Оковитым о съёмках собаки. Озвучание: Крючкова, которая поразила меня снайперским попаданием и профессионализмом и Адабашьян (конечно, дилетант).


25.04. Сб
Целый день до 8-ми вечера чистили первую серию. Уложили в 8 частей, но метраж всё же велик. Михалков в больнице – гипертония первой степени.


26.04. Вс
Поездка в Репино к Дашкевичу. Я работал с ним – слушал музыку, копировал кассету с Высоцким.


27.04. Пн
Монтаж. Озвучание Ливановым всех его остатков + Олег Белов (кэбмен). Посмотрели материал, который мы снимали за Гатчиной. Собака ужасная. Оператор-комбинатор опять не попал ни в фокус, ни в композицию.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма28.04. Вт
Озвучание – Ливанов закончил все свои куски кроме сцены с Демидовой. В телеобъединении пришлось настоять на продолжении Холмса мной, т. к. Борисова и т. п. затеяли интригу продолжать без меня (Долинин, Векслер и т. д.). Ливанов показал «лицо», когда его попросили «войти в положение Соломина» после поезда и озвучиваться с Демидовой завтра первым. Снимали вечером кр. планы: Холмс у почты; Холмс у пещеры; Демидова на земле (она вечером прилетела).


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма29.04. Ср
Озвучание: Демидова с Соломиным, а потом с Ливановым закончила все дела у нас. Неприступная, элегантная в белом костюме и очень профес­сиональная. Потом Соломин немного позвучал один. И нас погнали на съёмку в Гатчину. Рафик с актёрами, операторами и мной уехал первым. На месте мы были в 19 час. Группа приехала в 20:30. Лихтваген в 21:30. Шёл снег, и было холодно. Начали снимать в 22:30. В полночь лихтвагенщик выключил свет и на этом всё кончилось. Сняли три кадра, а Брондуков, который вырвался на самолёте на полдня из Пятигорска, даже не вошёл в кадр. Злой и усталый был дома около двух. Василий Борисович «режиссировал»…


30.04. Чт
Предпраздничный день. Студия полупустая. С часу дня начали опечатывать помещения. Но мы в монтажной продержались с Люсей Образумовой даже до четырёх. Планировали с Аркадием досъёмки и доделки на май – путаница страшная. Дашкевич сдал партитуры и завтра рано утром уезжает на машине в Москву.


1.05. Пт
Перепечатал сцену для досъёмок с Ливановым, Соломиным, Брондуковым и Янковским. Стало короче и вразумительнее.


2.05. Сб
Поехал искать каменистый овраг для досъёмок. Объездил – Коломяги, Гражданку, Озерки, Мурино, Кузьмолово, Токсово, Юкки, Песочная, Белоостров – 150 км. Ничего не нашёл.


3.05. Вс
Долго спал. Поехали все втроём в южном направлении: Пушкин, Кр. Село, Петергоф. Ничего не нашли. Киношники говорят, что там, где помойка – там и будем снимать. А по-моему, по моим впечатлениям этих дней – где бы я ни остановился – везде помойка.


кадр из фильмакадр из фильма4.05. Пн
Купченко очень быстро и толково озвучила (прилетев утром из Москвы) свои 14 колец. Голос тихий. Собрались на съёмку, комбинаторы приготовили новую маску для собаки и тут выяснилось, что осветители заявили – в 11 вечера они выключат свет и поедут домой, т. к. прошлый раз они ночевали на студии из-за мостов. Я отменил съёмку, ведь только в 22:30 темнеет. Поехал один Ильин снять в Сестрорецке два плана болота для монтажа. Монтировал до 8 вечера.


5.05. Вт
Во-первых, Михалков, приехав, сразу потребовал, чтобы ему, до того как он начнёт озвучивать, показали весь фильм. Хорошо, кольца не были нарезаны, и мы сумели это сделать. В общем, ему (и Адабашьяну!) понравилось, особенно I серия. Сразу же посыпались режиссёрские соображения. Многие, конечно, по делу. Но предложение выкинуть совсем Мартинсона – экстремистское, хотя резать эти сцены надо. Потом началось озвучание. Конечно, там, где он плёл отсебятину на крупных планах, дело шло медленно. К 8 часам со съёмок «Сильвы» явился мрачный Соломин, и мы стали писать его (раздельно!), а Михалков ушёл пить водку с Трегубовичем. Что получится из всех этих раздельных озвучаний? Первой в панику пришла Ася Зверева, а теперь и я…


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма6.05. Ср
Утром съёмка – кр. планы Холмса и Ватсона, а также сцена у собаки с сэром Генри. Возились с дурацкой головой. Аркадий был кукловодом. Потом озвучивали сцены, в которых Михалков и Соломин вместе.


кадр из фильма7.05. Чт
До четырёх занимаемся монтажом. Затем – озвучание Михалкова. Комбинаторы снимали собаку на синем экране. Они довели её до того, что она покусала хозяина, которого они одели в синий балахон. Приехал Дашкевич, но картину не стал пересматривать.


8.05. Пт
Запись музыки. Приехал из Москвы дирижёр Хачатурян – быстро, делово, строго он провёл запись – 39 минут. Дашкевич был как шёлковый. Озвучили хвосты, оставшиеся у Никиты Михалкова. Тоже был как шёлковый, после чего поехал на встречу со студентами в Университет. Вечером зашёл Дашкевич с бутылкой коньяка.


10.05. Вс
Ася скопировала музыку и теперь в воскресенье мы начали её подкладывать. Ложится хорошо. Работали часов до пяти.


кадр из фильмакадр из фильма11.05. Пн
С утра монтаж. Гоним части к шумовому озвучанию, а для этого прежде всего подкладываем музыку, чтобы кадры стояли точно. Вечером я немного поспал и поехал на своей машине за Гатчину на ночную съёмку Янковского (досъёмки к сцене возле Селдена) и собаки. На этот раз комбинаторы приехали с тремя ассистентами, которые все до одного были пьяны. Вернулся домой в 6 часов утра.


12.05. Вт
Начали шумовое озвучание. Немного посидел на шумовом и пошёл заниматься монтажом.


13.05. Ср
Сначала было шумовое озвучание, а затем с 14 часов писали речь – Янковского (он очень окреп актёрски, уверен и точен), Соломина, Пальмова и т. д. Провозились до ночи.


14.05. Чт
Смотрел результаты нашей съёмки собаки – пока очень плохо. Что делать – не знаю. Монтировал II серию, дело движется медленно, как никогда. Утром было шумовое озвучание.


15.05. Пт
Утром – смена шумового озвучания, дошли до 3 части второй серии. Гоним монтаж, но дело идёт медленно – ещё не сделан весь финальный цикл картины. Поспал, поел, пошёл на вечернее озвучание с Соломиным. Кончили в 10 вечера.


16.05. Сб
День рождения Инны. Но несмотря на это пришлось до 6 часов вечера сидеть в монтажной, пытаясь пройти всё до конца. Застрял на сцене с собакой.


21.05. Чт
Москва. Утром, посетив ненадолго Кремль – партгруппа съезда – состав нового правления (куда и я вошёл), я поехал на фирму «Мелодия», где Ася Зверева уже писала рёв и вой Баскервильской собаки…


23.05. Сб
Приехал из Москвы… Ушёл на работу – в монтажную. Приводил в порядок последние части. Отбирал звуки собаки и т. д. до 6 часов. Вечером с Аркадием ещё раз ездили, искали место для съёмок собаки и не нашли.


кадр из фильма25.05. Пн
Утром – монтаж. Подготовка к перезаписи. В 18 ч. – Секретариат Союза. Заседали до 9 ч. вечера и после этого поехали в ночь снимать (в который раз) собаку за Гатчину. Погода испортилась, пошёл дождь. Собака намокла и на неё нельзя было клеить светящийся материал. Поэтому опять всё ограничилось маской. Домой приехал в 7 ч. утра.


26.05. Вт
Отсыпался после ночной съёмки. Затем начало перезаписи до самой ночи. Записали первые три части.


кадр из фильма27.05. Ср
С 10-ти – озвучание. Доделываем хвосты – крики Селдена, Лестрейда, Холмса (приехали Ливанов и Соломин) и Ватсона. С 12-ти перезапись полторы смены. Ливанов посидел, поглядел. Молчал как заворожённый, даже не дал ни одного «руководящего» указания. В 15 ч. снимали в ателье комб. цеха голову собаки – последний спазм в попытке сделать эпизод. Перезапись была до ночи (4-5 части первой серии). Получили плёнку ночной съёмки – прогресса мало.


28.05. Чт
Далее весь день на перезаписи. Сделали 6-7-8 части первой серии.


29.05. Пт
Полторы смены перезаписи с 12 до 12 ночи. Записали четыре части второй серии. Проверили пятую – там много переделок. Завтра будем делать. Получили к вечеру кадры головы собаки. Будем пробовать смонтировать.


30.05. Сб
После переделок в пятой части около 12 дня занялись эпизодом с собакой и провозились с ним до семи вечера (всего около 30 метров). Выходим из положения за счёт звука. Ася понаставила на это изображение на 5 плёнках: льва, тигра, медведя, собаку и даже автомобильные тормоза.


1.06. Пн
Утром озвучивали шумами собаку. Потом длинная пауза до 8 вечера, т. к. нам дали лишь полсмены перезаписи (вернее отобрали). Вечером – перезапись. Встретил Свету Крючкову – плачет беременная. Векслер в больнице. Всё говорит за то, что у него второй инфаркт.


2.06. Вт
Чинил машину на стадионе Кирова под мягким тёплым ветерком с моря. Потом поехал на перезапись до ночи.


3.06. Ср
Утром записали последние две части. И в 3 часа состоялся худсовет. Картина идёт 2 часа 30 минут. Немного длинно, кое-где затянуто. На обсуждении было много похвал и ряд дельных соображений (см. запись). Всех, конечно, «задавили» актёры. Весь вечер сидел и думал над поправками и сокращениями. Так, чтобы не задержать изготовление копии (монтаж негатива).


4.06. Чт
Весь день ушёл на поправки по первой серии. Их всего 12, но все они оказались очень канительными. Поджал затянутые сцены и проезды, убрал кое-где музыку. Вечером позитив первой серии ушёл в Сосновую Поляну – завтра будут монтировать негатив.


5.06. Пт
Делали поправки по второй серии – их было тоже 12, но коснулись они в основном двух частей, так что работы немного. Ездил во Дворец молодёжи на заседание комиссии по культуре. Потом приехал на перезапись и опять сидел в темноте до 12-ти ночи. Через диспетчерскую отправил на монтаж негатива и вторую серию.


8.06. Пн
…поехал на студию, где идёт лихорадочная запарка с поправками для копии.


кадр из фильма9.06. Вт
Целый день от 12-ти дня до 12-ти ночи была последняя перезапись с внесением всех поправок для изготовления копии, которую надо успеть сделать к 12 июня (план!). Комбинаторы, между тем, ещё делают «Холмс на скале» и пропускают эпизод с собакой через диффузион.


11.06. Чт
Поехал на студию разбираться с комбинаторскими кадрами, которые опять в браке (а оператор Волчанский, не сказав никому ни слова, уехал в отпуск).


15.06. Пн
С утра телефонные звонки по поводу худсовета и переозвучания одной финальной фразы Соломина, который к моему ужасу до 30/6 в Свердловске. Придётся посылать туда Асю.


16.06. Вт
В 14 ч. худсовет в конференц-зале. Народу набилось так, что даже стояли в проходах. Просмотр прошёл хорошо. Копия плохая, неровная, с плохими портретами.


17.06. Ср
Москва. С поезда поехали в гостиницу «Россия» и поселились. Потом на TV, где в 2 часа должны были смотреть, но как всегда начали смотреть около четырёх. Присутствовал Дашкевич. После просмотра началось обсуждение с комплиментами и глупыми предложениями. Тем временем Хессин уже торговал фильмом в верхах и те стали смотреть на предмет показа в эфир в канун фестиваля – 4-5 июля. Потом с Дашкевичем, а позднее Валуцким ужинали в Доме кино. Возвращаемся в гостиницу под проливным дождём.


18.06. Чт
Поехал в Останкино и посвятил полдня тому, чтобы поломать затею показывать картину в канун Всемирного фестиваля – ни к чему, получится затычка в летнюю пору. Упрекал TV в невнимании к нашей картине. В результате уже в коридоре меня поймали и вернули в «Кинопанораму», где с фальшивыми улыбками меня стали уверять, что всю жизнь мечтали меня пригласить. Тут же пошли смотреть кино, а вечером Маринина по телефону выражала восторги. Был в Доме кино по поводу премьеры в конце месяца. Пока неясно.


19.06. Пт
Сидел в монтажной, занимался поправками. Вечером переписывал и подгонял (под синхронность) новый текст финального монолога Холмса, в котором хочу компенсировать все неясности финала. Ведь эту сцену мы снимали где-то в начале пути.


20.06. Сб
Утром работал над текстом переозвучания, а потом поехал в Репино. Приехал Валуцкий и в первый же вечер был пьян, как фортепьян. Пытался дозвониться к Соломину в Свердловск и всё безрезультатно. А он мне нужен для озвучания.


22.06. Пн
Провели переозвучание с Ливановым, который утром приехал, смотрел фильм и находился в состоянии восторга.


23.06. Вт
День прошёл в однообразной возне на студии – поправки в монтаже, болтовня в кафе, безответственные разговоры о «Пиковой даме» и т. д.


25.06. Чт
Лечусь. Но одновременно и работаю – последняя перезапись, последние поправки, последний наскок TV в попытке вырвать из нас копию к 4-5 июля. Кукиш!


26.06. Пт
Договорился с Сергеевым о продолжении Холмса с весны.


1.07. Ср
Приехал в Репино к обеду. До этого я озвучил последнюю фразу Ватсона. Здесь жили Валуцкий и Квинихидзе, усталые от пьянства. Вечером я их довёз до станции – они уезжали в Москву. Находящийся здесь Саша Белинский огорошил меня сообщением, что мои фильмы по Конан-Дойлю не могут быть проданы на Запад из-за лицензии наследников (это он знает по своей «Галатее», он был в Монте-Карло на закупочной ярмарке).


2.07. Чт
Целый день одолевали меня телефонные звонки – Теленовости (с трудом отвертелся), затем организация просмотра для Михалкова и Адабашьяна, которые завтра приезжают.


3.07. Пт
Телефонная информация (Ася + Нина): «Стрела» опоздала из Москвы на 40 мин. и Соломин начал смотреть картину один (с Машей). Когда приехали Михалков и Адабашьян, шла 4-я часть. Всё начали сначала. Я из Репина просил Нину сходить в зал и узнать, могут ли они быть у меня вечером. Они замахали на неё руками. Тогда в 13 часов я сам говорил с Никитой. Им вроде бы понравилось.


4.07. Сб
Последние приготовления к приёму гостей. В 14:00 я у «Астории». Никита похудел и загорел. Адабашьян – после Португалии. Обед удался на славу. Вечером в сильном подпитии записывался на телевидении для «Кинопередачи» о «Собаке». Соломин почему-то не пришёл.


10.07. Пт
Забрал три яуфа фильма, багажник занят, все вещи придётся класть в салон. Векслер через Звереву интересовался, почему я его не зову на картину.


13.07. Пн
В начале четвёртого были в Москве. Сдал фильм на склад на Шаболовке.


14.07. Вт
Сначала был на телевидении. Выяснилось, что копия с браком и знак «Копирайт» стоит не на месте. Звонил в Ленинград. В «Кинопанораме» никого не застал.


16.07. Чт
Поехал в «Россию». Долго искал, пока не наткнулся на Михалкова. Тот был занят с японцами. Потом появилась Маринина, потом Ливанов и позже всех Рязанов. Сумбур и паника. Туча фотокорреспондентов. Наконец, ни до чего не договорившись, поспорив из-за майки Михалкова, сели, заговорили и записали сюжет в «Кинопанораму».


17.07. Пт
В программе телевидения уже объявили наш фильм на 25/7.


19.07. Вс
Вечером смотрели телевизор, который у нас на глазах загорелся. Мои дамы заволновались – нужно ремонтировать, ведь в субботу – «Собака Баскервилей».


25.07. Сб
Разбирали хлам в гараже. Голова идёт кругом от списка вещей, которые надо взять в деревню. Посетил ЦПКиО по депутатскому надзору, но ничего там не было. Суббота – народ за городом. Дома все вместе (+Никита) смотрели премьеру «Собаки Баскервилей» по I программе TV. Потом были звонки: Белинский, Нафтульев, Авербах, Будашевская, Язова. Мне показалось, что этот фильм по TV проигрывает в сравнении с большим экраном.


26.07. Вс
Утром старческий дребезжащий голос поблагодарил по телефону за фильм. Оказалось, что это Д.Д. Месхиев. Дела его идут после инсульта на поправку.


27.07. Пн
Во всех дворах гремит фонограмма «Собаки» – утром TV повторяет фильм. Единственный человек, которому не понравился фильм – Мережко. Звонил Володин – в восхищении. Заходила Люда Будашевская – принесла свежую «Аврору» с моей статьёй.


14.08. Пт
Светлану Крючкову увезли рожать.


29.08. Сб
Вечером смотрели «Кинопанораму» – вроде ничего, сокращено разумно.


31.08. Пн
Выслушиваем похвалы о выступлении в «Кинопанораме» и одновременно услышал слух от Оковитого о том, что «Собаке» дают третью категорию.


17.09. Чт
Сегодня дают категорию «Собаке». Идут письма зрителей на «Собаку». Все в один голос: надо «Знак четырёх».


18.09. Пт
Вечером звонил из Москвы Витя Сергеев и сказал, что «Собака» получила первую категорию.


19.09. Сб
Звонил Ливанов из Москвы – напрашивается в «Пиковую даму».


20.09. Вс
Весь день сидел дома – писал реж. сценарий «Пиковой» и закончил его. Дал задание Ане – найти в 3-х томах о Холмсе его высказывания о женщинах и о любви. Каждая цитата – рубль. Сидит, зарабатывает!


23.09. Ср
Была балансовая комиссия по «Собаке» – нас не оштрафовали.


7.11. Сб
Как всегда бывает в праздничные дни – время прошло в каком-то оцепенении: долго спал, смотрел телевизор, ел, читал, на улицу не хотелось даже смотреть, а не то что выйти – такая плохая была погода. Настроение подпортил ещё Ливанов. Пришло от него письмо, отвратительное типично «ливановское» с претензиями и выяснением отношений. Сразу же сел за машинку и ответил. Написал потому, что нужна ясность – буду ли продолжать Холмса или считать себя свободным. Итак, «Пиковая» под вопросом, Холмс под вопросом.


24.11. Вт
Москва, больница. Оля Дашкевич принесла кучу еды. Затем неожиданно появились Ливанов и Адабашьян с огромным арбузом и книжкой про Угрозыск. Ливанов был само очарование – ни слова о подлом своём письме. Говорил, что Лапин уже подписал первую категорию «Собаке». Кроме того, с Нового года покажут все семь серий.


26.11. Чт
Завтра рано утром Питер Устинов улетает в Лондон и везёт с собой кассету первой серии «Собаки». Там они посмотрят и решат…


8.12. Вт
Звонили из Москвы – Холмс едет в Монте-Карло + Ливанов.


18.12. Пт
Отправил Ливанову телеграмму в связи с присвоением ему засл. арт. РСФСР («Достигнута Виктория на службе у искусства, Заслуженно примите наши радостные чувства. Масленников – сослуживец с семьёй»).

 

назад 221b.ru дальше