Из дневников Игоря МАСЛЕННИКОВА

ХРОНИКА СЪЁМОК: «СОКРОВИЩА АГРЫ», 1982–1983

24.01.82. Вс
Всё утро узнавал телефон Володи Карпова, чтобы он освободил на пару дней телеоператора Самарина, чтобы тот сделал дубликат трубки Холмса, чтобы Ливанов мог вручить его принцу Монако, чтобы на телерынке в Монте-Карло наш фильм был хорошо принят, чтобы...


30.01.82. Сб
Забрал готовую трубку для принца Монако (надо переправить Ливанову).


1.02.82. Пн
Отправил Ливанову трубку для принца Монако (!).


19.02.82. Пт
Вечером поехал на телевидение, нашёл Самарина и отдал ему, наконец, 50 рублей за трубку Холмса.


23.02.82. Вт
...отвлекают меня от дела, которое тем не менее надвигается, изготовление сценария для Шерлока Холмса. Уже вовсю идут разговоры о запуске.


13.03.82. Сб
Ливанов трубку, конечно, принцу Монако не отдал, но 25 рублей мне вернул.


19.03.82. Пт
Днём говорил с Витей Сергеевым о «Холмсе» – о поисках нового директора (Прусовский стар) и возможности снимать в Англии.


29.03.82. Пн
(Москва) Вместо гостиницы я живу в Матвеевском, в Доме ветеранов кино. Тишина, благодать. Сама судьба заставляет меня работать над сценарием Шерлок Х.


30.03.82. Вт
Завтракал, обедал в Матвеевском. До трёх часов мирно и уединённо работал над Шерлоком Холмсом. Для работы место чрезвычайно удобное: мёртвая тишина и безлюдье.


31.03.82. Ср
Написаны первые страницы сценария «Знак четырёх». Потомки, запомните это число! От руки, без машинки накатал пять страниц. Звонил на телевидение, где мне сказали, что 1) купила «Собаку» одна Франция, 2) показывать раньше чем через год не будут.


4.04.82. Вс
Хорошо выспавшись в поезде, я прибыл домой. Весь день сидел дома и работал над «Знаком четырёх» – сделал страниц 30. Если бы так и дальше шло!


5.04.82. Пн
Потом дома до глубокой ночи делал сценарий Холмса. Сделал первую серию!!! (за три дня, фактически). Вероятно, халтура.


6.04.82. Вт
Вечером приступил к работе над второй серией Холмса.


9.04.82. Пт
Получил с машинки первую серию Холмса (15 р.).


23.04.82. Пт
(Москва) Завтракал у Валуцкого... Шёл также разговор о сокращении «Собаки» для западного TV – по часовой серии.


6.05.82. Чт
Вечером пытался начать работу над второй серией Холмса, но голова не работает.


7.05.82. Пт
В начале дня честно печатал машинке, продвинулся на одну страницу.


24.05.82. Пн
Начал работу над второй серией Холмса. Вечером работал над сценарием – прошёл вчерне до конца, теперь надо прописывать промежуточные эпизоды.


25.05.82. Вт
Потом я пришёл домой и засел за сценарий. К ночи я его кончил. Завтра надо вычитать и отдать на машинку.


26.05.82. Ср
Отдал вторую серию Холмса на машинку.


31.05.82. Пн
Получил сегодня с машинки «Холмса» и сдал в объединение – пусть принимают! (15 р.)


11.06.82. Пт
В полпервого – обсуждение в объединении сценария «Ш. Холмса». Приняли.


1.07.82. Чт
С сегодняшнего дня затикал срок моей новой картины «Сокровища Агры» – период режиссёрского сценария (до 15 августа). На зарплату встали я и Витя Сергеев.


5.07.82.Пн
Начал, наконец, режиссёрский сценарий. Собирал вырезки из газет по поводу Холмса, чтобы послать ходатайство на первую категорию.


6.07.82. Вт
Подписал у Аксёнова бумаги на телефон родителям и командировку в Англию (по Холмсу).


7.07.82. Ср
Ужасная новость – Ливанов снова пьёт. Надо послать в Москву Сергеева с ультиматумом: не зашьётся, не будем снимать.


9.07.82. Пт
Беседовал с Никитой Чирсковым по сценарию Холмса. Звонил Ливанову, он вроде бы в форме, даже не курит.


12.07.82. Пн
Переписал после Чирскова письмо Лапину по поводу I категории «Собаки Баскервилей». Заключил, наконец, договор на сценарий. Но в бухгалтерии сказали, что денег на студии нет. Вот и всё!


13.07.82. Вт
Второй раз отменяю поездку с Беллой Маневич на выбор натуры, т. к. придя на студию, выбраться оттуда уже невозможно. Завтра попробуем поехать прямо с утра.


14.07.82. Ср
Выбор натуры. Я вместе с Капланами на машине объездил Каменный остров (остановились на даче Клейнмихеля), а также комплекс домов на Кр. Курсанта и Вас. остров.


15.07.82. Чт
Могу в двадцатых числах не возвращаться в город. Так родилась необходимость лихорадочно закончить до отъезда реж. сценарий. Весь день, не разгибаясь, резал и клеил. Однако, вряд ли успею. Сделал только полторы серии.


16.07.82. Пт
Заехал на студию, попрощался, отдал сценарий Сергееву.


28.07.82. Ср
(Дача) Пришла телеграмма от Сергеева с требованием второй серии. – Простаиваем!


3.08.82. Вт
До 12-ти утра как проклятый кончал надоевший мне до чёртиков режиссёрский сценарий и отвёз, наконец, его на студию и вручил сердитому Сергееву.


9.08.82. Пн
Вычитал реж. сценарий с машинки с тем, чтобы Сергеев увёз сегодня в Москву проверенный текст.


12.08.82. Чт
Беседа с Генденштейном о производственных делах по Холмсу. Он согласился со мной, что если Ливанов не «зашьётся» – начинать подготовительный период не следует. Затем худсовет по реж. сценарию (см. запись). В общем – благополучный. Маневич показала первые эскизы.


23.08.82. Пн
Витя Сергеев выбил-таки себе в Москве новую машину – белоснежную «тройку»... В Москве он видел Ливанова. Говорит, что он в форме. Даже не курит. Видел Векслера, вручил ему сценарий. Совещались в группе – пора всерьёз браться за подготовку. Отбирать артистов.


25.08.82. Ср
Утром выбор натуры. Начали с осмотра моторных лодок на Петровском острове и вскоре нашли несколько хороших судёнышек. Потом поездили по Каменному и Васильевскому островам. На студию вернулись к обеду.


26.08.82. Чт
За мной заехали и мы продолжили выбор натуры – посмотрели Штиглица, дровяной склад на Обводном, берег Невы на Охте и т. д.


27.08.82. Пт
Провёл совещание в группе – оговорили все натурные будущие съёмки.


30.08.82. Пн
С Володей Садовниковым провели много времени в актёрском отделе, занимались картотекой, вышли на ряд хороших актёров – Глебов, Смоктуновский и т. д. Нет пока женщин. Решил ехать в Москву по актёрским делам и попытаюсь оформить поездку в Лондон. Поеду, наверное, в четверг.


1.09.82. Ср
Ездили по Неве на милицейском катере на подводных крыльях. За два часа осмотрели с бешеной скоростью всю дельту Невы от Старо-Охт. моста до залива – Каменного острова, Мойки, Фонтанки и порта. Город выглядит с воды очень внушительно. Много неожиданных точек.


2.09.82. Чт
Состоялась приёмка эскизов по картине «Шерлок Холмс».


3.09.82. Пт
(Москва) Сергеев встретил меня на вокзале. Поехали на Пятницкую в Гостелерадио. Сдал бумаги на категорию «Собаки Баскервилей» и встречались с Коркелией, который пообещал поездку в Милан и просил снимать артиста Мартиросяна. Затем переехали в Останкино, где встречались с зампредом Поповым В.И. Оставил ему бумагу для съёмок в Лондоне. Обещает, но по всему видно, ничего не может. Заезжали к Ливанову – он в форме, а на разговор про зашивку – орёт.


6.09.82. Пн
Посмотрел пробы Шиманской, которую всячески рекомендует Соколов.


8.09.82. Ср
Приезжала из Москвы молоденькая актриса Марина Шиманская (полька) на роль мисс Морстен. Всем понравилось, мне вроде тоже, но вскоре я увидел её в пробах Мити Хейфица к картине «Скорость», и я засомневался.


9.09.82. Чт
11 ч. – приехала актриса Быстрова, одевали, гримировали. Потом устроила истерику – перенервничалась. Слух – Ливанов запил!


13.09.82. Пн
Звонил Коркелия – сообщил, что в конце октября я поеду, наверное, в Милан. Лондон возможен только весной и то без актёров. Напоминал о Мартиросяне на роль короля. Звонил Соломин – Ливанов запил всерьёз. Я подготовил письмо за подписью Аксёнова и своей с ультиматумом по поводу зашития. Делали грим и костюм актрисе из ТЮЗа Соловьёвой на роль Адлер. Довольно эффектна.


14.09.82. Вт
На гриме побывали – монстр на роль старого боксёра, актриса Зиганшина и фокстерьер. Получил из размножения сценарий.


15.09.82. Ср
С Ливановым почти катастрофа, и я уже думаю о срочной замене. Такой заменой (ведь 2 серии) может быть только пьеса с одним местом действия и минимумом лиц. Сергеев вспомнил о пьесе Гельмана «Наедине при всех» – острая, как бритва...


16.09.82. Чт
Весь день прошёл под знаком пьесы Гельмана и возможности её поставить... Решил ехать в Москву и прямо у Лапина всё решить – пан или пропал. Уговорил Аксёнова – написали письмо Лапину. Оформили командировку...


17.09.82. Пт
(Москва) Катастрофически неудачный день. Прямо с поезда я попал на Пятницкую, на приём к министру Лапину... Выслушал длинную тираду по поводу Гельмана – антисоветчика, сиониста и т. д. – «Его бы выпороть на Красной площади и без штанов отправить в Израиль! А вы, парторг, такое предлагаете!!!» Короче, полный отказ. И я понял, что надо снимать Холмса. Звонил Ливановым. Лена сказала, что он уже два дня спит после запоя.


20.09.82. Пн
Ливанов по телефону сказал Сергееву, что он уже зашился. Однако, при проверке от Соломина стало известно, что они ещё только сегодня поедут к врачу. Опять обман! С трудом вся группа возвращается к мысли о съёмках Холмса вместо пьесы Гельмана. Делали грим и фотопробы ещё одной девочке на роль Морстен, артисту Тетерину (протеже Векслера) и повторно боксёру. А также отбирали рыжих мальчишек на ватагу.


21.09.82. Вт
Звонки в Москву... в бухгалтерию, где мне сказали, что «Собаке Баскервилей» утвердили первую категорию. Завтра придёт артист Мартиросян.


22.09.82. Ср
Приехали два актёра от Коркелии. Мартиросян неплох. До сих пор не выяснили, зашился ли Ливанов.


23.09.82. Чт
Приходила ещё одна девочка на роль Морстен. Слабо.


27.09.82. Пн
Шли видеопробы – девочка из ЛГИТМИКа (не подошла), артист Тетерин (неубедителен) и в конце, когда уже всё кончилось и телевизионщики собрали свои кабели, Витя Сергеев сказал, что приехала некто Мишина из Москвы, ничего из себя не представляет, сделаем фото и хватит... Я глянул и ахнул: вылитая мисс Морстен. Катя Мишина, ученица ГИТИСа (Касаткина и Колосов). Срочно сделали пробы и утвердились.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма29.09.82. Ср
Первый съёмочный день. Съехались актёры: Соломин, Ливанов и Катя Мишина, которой не разрешил сниматься Колосов (я ему перебежал дорогу с «Крамнегелом»). Снимали массовку, кучу карет и лошадей. На Пушкинской улице и у Штиглица. Зевак – тысячи. Ливанов всё время болтался среди народа, а Соломин выждал момент, паузу и... вышел. Вздох толпы «Ватсон!» и буря аплодисментов. Следует помнить, что в эти дни Лен. TV показывает все серии. Получил с машинки свой вариант сценария. Разбили тарелку, в группе выпили коньяку.


30.09.82. Чт
На студии – решали актёрские дела... Потом домой к нам зашёл Дашкевич.


1.10.82. Пт
До обеда искали в актёрском отделе кого-нибудь знаменитого на роль Джонатана Смолла (Баталов, Тихонов и т. д.). Хочу Заманского, но его не могут разыскать. Долго беседовал в парткоме с представителями комиссии горкома по делам Союза кино. В это время меня терзал Сергеев – надо было ехать смотреть катера.


2.10.82. Сб
В этот вечер шли обе серии «Собаки Баскервилей» – это слабее первых фильмов.


кадр из фильма5.10.82. Вт
Подъезжая к студии, увидел у ворот Сергея Шакурова, выскочил, чтобы поймать и договориться, а он уже читал наш сценарий. Начали съёмки на Петровском острове в водомоторном клубе «Нева» – гонки пароходиков на Темзе. Соломин, Брондуков, дублёр Ливанова. Всё было хорошо, кроме пиротехники – не шёл дым из труб. Короче – на закате всё отменил. Привезли уже в темноте Шакурова – мрачного, в плохом гриме. Векслер был пьян.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма6.10.82. Ср
Посмотрели материал – нормально. 12 ч. – гримёрная. Долгие поиски грима для Шакурова, которые увенчались успехом, и он повеселел. Далее съёмки на воде со всеми артистами и пароходиками, у которых дым валил нормально. Сняли даже кадр, когда карлик, подстреленный, летит в воду. Возня страшная – вода, дым, режим, закат.


кадр из фильмакадр из фильма10.10.82. Вс
До 12 часов, т. е. до выезда на съёмку – сидел, говорил, писал. Снимали в порту в Масляном ковше причаливание полицейского катера. Вместо Соломина был дублёр. На воде было так холодно, Векслер так дрожал, что я боюсь, что кадр на экране будет вибрировать. Хорошо работает Аркадий Тигай, хоть и бесплатно. После съёмок так продрог, что напился коньяку.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма11.10.82. Пн
Выезд в десять, но на самом деле возле Больше­охтинского моста мы оказались только в 12:00. Как я сел на катер в этот час, так и сошёл с него только в седьмом часу. Ездили по Неве и снимали крупные планы к погоне на Темзе. Были все герои – Холмс, Ватсон, Лестрейд. Редкий случай, которым надо было пользоваться. Сегодня я не так продрог, как вчера, хоть и холодно.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма12.10.82. Вт
Выезд на съёмку – на Петровский остров. Оттуда на машине в 13:00 я отбыл в Смольный... До сумерек снимали кадры на воде.


кадр из фильмакадр из фильма13.10.82. Ср
Посмотрели материал – первых двух дней съёмок на воде – очень неровно, хотя и много красивого. Шакуров получился. Снимали пробеги Холмса и Ватсона с собакой, которой ещё нет, на Каменном острове. Погода была пасмурная и долго ждали просветления. Кончили снимать около четырёх. Скорее на студию – сидел кадровал будущие съёмки без меня.


14.10.82. Чт
Ливанов придумал анекдот про вчерашнюю съёмку:
– Доктор, у меня плечо болит...
– Почему?
– Я прогуливал на поводке по Каменному острову чайку.
– Чайку?
– Да, автомобиль «Чайку».
– Это не ко мне. Это к психиатру...
12:00 выезд на съёмку на Петровский остров. Льёт дождь, темно. Так и не сняли ни метра.


17–27.10.82. Италия. Милан – Рим.


19.10.82. Вт
(В Милане) Моя задача одна – постараться продать Холмса, а главное «Пиковую», чтобы подтвердить I категорию. Заинтересовались австралийцы, французы и итальянцы. Кроме того, договорился с Израилем для кассетного фонда.


29.10.82. Пт
(Прямо с поезда) Посмотрел отснятый материал, кое-что есть.


1.11.82. Пн
Разбираемся в монтажной с новым материалом. Подложили с Люсей пару эпизодов.


2.11.82. Вт
Посмотрел новый материал. Надо бы садиться плотно за монтаж.


3.11.82. Ср
Съездили на Петровский остров, где комбинаторы должны приготовить домакетку к объекту «берег Темзы». Вернулся на студию... Потом съездили к даче Клейнмихель и я показал каскадёру путь Холмса по крыше. Будем снимать завтра.


кадр из фильма4.11.82. Чт
Поехали снимать каскадёра на крыше дачи Клейнмихель. Провозились долго, т. к. ждали режима. Алик Насыров снимает, как во сне.


кадр из фильма5.11.82. Пт
Кино отучило меня радоваться первому снегу. Вот и нынче, проснувшись с больным горлом, я первым делом огорчился не болезни, а снегу и морозу (–4°), т. к. приехали актёры и нужно бы снимать. Звонил Соломин, просится назад на самолёт. Звонил Ливанов – хамил насчёт того, что у меня уже помрежи режиссируют, и т. д. Но я настоял – побывала делегация в составе Сергеева, Тигая, Насырова и Маневич. Всё-таки сняли. А я лежал дома.


кадр из фильмакадр из фильма10.11.82. Ср
Поехали на Петровский остров. Векслер больной, с плохими анализами крови, но был на съёмке. Комбикадр не сняли. Зато сняли всю сцену с женой Смита (симпатичная актриса из оперетты Кособуцкая). Ливанов сыпал анекдотами.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма11.11.82. Чт
Брежнев умер вчера в 8:30 утра. Остановилось сердце. Прибыв на студию и убедившись, что никаких особых обстоятельств нет, я поехал на съёмку. Снимали сначала на Петровском острове, вместе с комбинаторами (выбегание к берегу Темзы). Ливанов кобенился и задирался из-за якобы некормленной собаки. Потом, отпустив его, снимали на Каменном Соломина и Володю Дорошева, который при всей своей находчивости и развязности – сробел и затих. Позвал на вечер Соломина, который приехал вовремя, и мы с ним долго беседовали, а затем с опозданием приехал Ливанов, изобразив в дверях пьяного, чем очень меня пугнул.


кадр из фильмакадр из фильма12.11.82. Пт
Снова съёмка. Погода стоит хорошая, тепло и светло, надо снимать, несмотря ни на какие обстоятельства. Однако в зоопарке, куда мы приехали со всей кавалькадой, снимать не пришлось. Во-первых, не подошло, а во-вторых нас выгнали. Переехали на Обводный на лесопилку. Извещение о браке – царапина. Глянули в камеру – так и есть. Поехали на студию чистить камеру. Там сплошная пьянь – четырёхдневный траур. Однако, снять эпизод успели.


16.11.82. Вт
Посмотрел новый материал, пора садиться монтировать. Планировать съёмки трудно, т. к. все спектакли в театрах съехали и поменялись.


кадр из фильмакадр из фильма18.11.82. Чт
Приехал на фото Мартиросян и Соловьёва оделась, наконец, в шикарное платье.


кадр из фильмакадр из фильма19.11.82. Пт
Побывав на студии, я собрался на съёмки и по дороге на Каменный остров мы (Векслер и Сергеев) заехали ко мне, т. к. я решил утеплиться. Я сунул в почтовый ящик ключ от квартиры, он застрял, я дёрнул и сломал. В ужасе мы ездили до 3-х часов в поисках мастера, который из обломков ключа сделал бы новый. Наконец, достигли цели и поехали измождённые снимать. Ночные съёмки возле дачи Клейнмихель – Соломин, Ливанов, Катя Мишина. Снимали почти до девяти вечера.


кадр из фильма23.11.82. Вт
9:30 – выезд на съёмку. Как ни странно, действительно, рано выехали, но, конечно, как всегда снимать начали лишь около 2-х часов дня, хотя погода стояла прекрасная. Маневич не покрыла карету, ездили дважды за краской на студию, потом актёры мазались в гуаши. Снять эпизод Холмса в роли бродяги не успели, т. к. около трёх часов уже стало темно.


кадр из фильмакадр из фильма24.11.82. Ср
Снимали сегодня интенсивно одного Ливанова, Соломин сидит в гостинице. В половине третьего пошёл дождь и стало темно.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма25.11.82. Чт
Уехал на съёмку на Каменный остров, где наконец снимали красавицу Ларису Соловьёву в роли Адлер. Весь день прошёл на нервах из-за наводнения, которое ежеминутно подступало к съёмочной площадке, но всё ж таки не подступило. Группа продолжала снимать, а я в 15:00 уехал на студию проводить партком по работе профкома.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма26.11.82. Пт
Снимали в последний раз на натуре Соломина и Ливанова, но до конца эпизод «в доме Адлер» не сняли. Будем заканчивать во вторник. И в темноте уже снимали Виктора Проскурина возле дачи Клейнмихеля.


27.11.82. Сб
...потом на студию, где меня ждала Люся Образумова, и мы с ней промонтировали до трёх. Эпизод с беготнёй с собакой может стать украшением картины.


кадр из фильмакадр из фильма30.11.82. Вт
Холодает, но снега нет. Господь предоставляет последнюю возможность доснять натуру. Едем на Каменный остров, снимаем последние кадры к дому Адлер, а также полицейского возле топки парового катера (котельная). Всё делается стремительно, т. к. Зяма Корогодский отдал нам Ларису Соловьёву только до 12-ти. После съёмок смотрим материал – «очередной успех», «опять победа».


1.12.82. Ср
С 12-ти освоение павильона «Квартира Холмса». Я вошёл в эти стены, как путешественник после кругосветного путешествия вернулся домой. Вечером надо ехать в Москву на пленум всех творческих союзов в Кремле, посвящённый 60-летию СССР.


кадр из фильмакадр из фильма5.12.82. Вс
(Из Москвы) Машина встретила и с комфортом доставила домой. Далее завтрак и скорей на студию, ибо сегодня, несмотря на воскресенье, единственный день, который дал для съёмки Шакуров. Снимали на Петровском острове поимку Джонатана Смолла и его крупные планы к разговору на катере. В Ленинграде стоит удивительно тёплая и мягкая погода, +3°, как в Париже.


кадр из фильмакадр из фильма6.12.82. Пн
Сняли последние два натурных кадра возле Инженерного замка. И пошёл снег. К вечеру он, правда, растаял, но было впечатление, что природа терпеливо ждала, когда мы закончим свою натуру. Сидел в монтажной и до половины девятого монтировал.


кадр из фильмакадр из фильма7.12.82. Вт
Первый день в павильоне. Я снимал троих: Холмс, Ватсон и мисс Морстен. Эта самая «тётя Катя» вроде бы поддаётся дрессировке через панический страх. Векслер тоже должен научиться её снимать.


кадр из фильма8.12.82. Ср
Полторы смены в павильоне, упорный труд по сопротивлению упрямству Ливанова. И опять, и опять Ливанов...


кадр из фильма9.12.82. Чт
Первые кадры с Жорой Мартиросяном. Оказался хорошим актёром (протекция Коркелии).


кадр из фильма10.12.82. Пт
Тихо и мирно в отсутствие Ливанова, который несносен, когда на съёмках появляется новое лицо и ему нужно показать, что он главный, сняли оставшиеся кадры с Жорой Мартиросяном. Он оказался неплохим артистом.


кадр из фильмакадр из фильма13.12.82. Пн
Полновесные полторы смены Ливанов, Соломин, Брондуков и Шакуров.


кадр из фильмакадр из фильма14.12.82. Вт
Снимали оставшихся в Ленинграде Ливанова и Брондукова. Доделывали куски разных сцен, оставшихся от предыдущих съёмок. Смотрели материал с Катей Мишиной и должен сказать, что (тьфу-тьфу-тьфу...) кажется будет забавно.


15.12.82. Ср
Сидел в монтажной и собирал картину с самого начала.


16.12.82. Чт
Сидел в монтажной до шести вечера, собрали почти целиком всё, что относится к 1-ой серии.


кадр из фильмакадр из фильма17.12.82. Пт
Весь день снимали эпизоды в доме Шолто с Проскуриным, Кадочниковым, Кузьминым. В общем, Кадочников очень опытный, хороший актёр, несмотря на свой преклонный возраст – выглядит бодро. Весь день прошёл на нервах, т. к. Соломин заявил, что не сможет приехать из-за правит. концерта. Шёл перезвон по министрам. В результате Сычов (зам. Ермаша) сказал, что Соломин в эти дни не нужен. Явный актёрский саботаж.


кадр из фильмакадр из фильма19.12.82. Вс
Съезд актёров – Зелёная, Соломин, Ливанов, Брондуков. Рина Васильевна совсем не изменилась, тот же юмор, те же капризы. 80-летие незаметно. Чётко и быстро начали с ней работать. Успели сделать довольно много. В семь часов пришла машина из Дворца молодёжи. Поехали втроём – Ливанов, Соломин и я. Выступали в большом зале при большом стечении народа. Говорили больше часа, отвечали на записки.


кадр из фильмакадр из фильма20.12.82. Пн
Утром в гримёрной Рина Зелёная, сев перед зеркалом и сгорбившись, сказала: «Единственное, что у меня осталось, это красота!» Из-за работы в одном и том же павильоне, с одними и теми же актёрами, дни похожи друг на друга. Сегодня закончили снимать Рину Зелёную. Старушка очень волнуется и осторожно шутит (– Я вчера вас очень огорчила?). Работали полторы смены, но к девяти вечера уже так выдохлись, так надоели друг другу, что остановились.


кадр из фильмакадр из фильма21.12.82. Вт
Сегодня завершались съёмки уже начатых эпизодов – второй приход короля (Мартиросян) и приход мальчишек. За сим съёмки в павильоне «Квартира Холмса» в этом году закончились. Теперь – впереди поездка в Таллин.


25.12.82. Сб
Поехал на студию, в монтажную. И там мы работали, пока не собрали весь материал до конца – около 12 роликов.


26.12.82. Вс
Вечером с Инной мы едем на поезде в Таллин.


27.12.82. Пн
В Таллине ещё теплее, чем в Ленинграде. Зелёные газоны, безветрие, в разрывах облаков синее небо. Чтобы снять 29 метров и произнести три фразы, приехали 15 человек (не считая Инны). Даже бухгалтер. Как всем охота в «Европу»! У Дихновой всё организовано как часы – автобус, транспорт, гостиница «Олимпия», конечно, мне – люкс и т. д. Короче, впереди – отдых на три дня. В 12 часов посетили Яни Кирик – ждал пастор и представитель Совмина. В церкви – ёлки, но это не мешает. Нигулисте сгорел дотла, т. е. стал таким, как после войны.


28.12.82. Вт
Практически я целый день спал. Вышел на час с Векслером, прошёлся по книжным магазинам – ничего не купили... Вечером пошли в гости к Сильви Ленцмент и её мужу Рене Хаммеру. Раньше он был директором «Эстонии», теперь директор эст. симф. оркестра.


кадр из фильмакадр из фильма29.12.82. Ср
Тяжёлое похмелье – результат малой еды и большого питья (водка + коньяк «Хеннесси»). С трудом как сквозь сон собрался на съёмку. Приехали на один день Ливанов с семьёй и Лариса Соловьёва. Снимали в Яни Кирик. Эстонская бригада осветителей работала как часы. В 13 часов уже всё кончили. Еле доплёлся до постели. Потом плотно обедали в ресторане. Опять полный желудок и сон! Таллин изнуряет или едой, или круговым хождением по улицам. Спасу нет! Погода стоит ясная, но ветер и мороз. Инна ещё продолжала бегать по магазинам, но я осел в номере и уже до самого поезда никуда не выходил.


31.12.82. Пт
Я звонил Коркелии, напомнил об Англии. Звонил Дашкевичу, вызывал его в Ленинград.



3.01.83. Пн
Наконец, вырвался, чтобы посмотреть весь собранный материал. Смотрели два с лишним часа. Ещё очень сыро и многословно. Родилось то здоровое чувство ненависти к материалу, после которого легко монтировать, расставаясь с «дорогими» кадрами.


7.01.83. Пт
Смотрел декорации – надеюсь, что к 11-му они будут готовы. После обеда отправился в монтажную и сидел там допоздна.


8.01.83. Сб
Поехал в монтажную, где монтировал до вечера, попив чаю с пирожками.


10.01.83. Пн
После обеда безвылазно сидел в монтажной, но до конца прокрутить не успели, а завтра приедет Дашкевич – надо показывать.


кадр из фильмакадр из фильма11.01.83. Вт
Начались, наконец, съёмки. Приехал Дашкевич, смотрел кино, смеялся, говорил комплименты. На съёмках целый день щёлкал корреспондент АПН, специально приехавший из Москвы. Завтра будет телевидение. Послезавтра приглашение мне, Ливанову и Соломину на Старый Новый год в Дом писателей. Снимали последние кадры в декорации квартиры Холмса. Снимали собаку. Зверски устали и разъехались в десятом часу (полторы смены).


кадр из фильмакадр из фильма12.01.83. Ср
День прошёл в мучительных съёмках при ужасном атмосферном давлении (на улице +4). Сняли Ливанова и Соломина на чердаке. Параллельно работали телевизионные репортёры. Потом занялись Катей Мишиной, Соломиным и собакой. В 16 часов приехали участники какого-то партийного семинара, и я их принимал в кафе. Толкал речь. Потом назад в павильон. Векслер капризничал. Я ему нахамил, обидел, назвав Светлану страшной (спор из-за Неёловой). Обстановка нервная.


кадр из фильмакадр из фильма13.01.83. Чт
Целый день прошёл в очередной полуторасменной работе. Сегодня снимали (сводили вместе во всех эпизодах) Проскурина, Мишину, и Холмса с Ватсоном. Проскурин очень старался. Острые решения. Результат рискованный. Дом писателей прислал за нами вечером машину на встречу Старого Нового года, но времени не было, охоты не было, надо было снимать и мы (Ливанов, Соломин и я) отказались.


кадр из фильмакадр из фильма14.01.83. Пт
Сегодня тоже полторы смены. Снимали сцены с Проскуриным и в кабинете, а главное, в «восточной» квартире. Кажется, маленько переиграли, перекривлялись.


кадр из фильмакадр из фильма15.01.83. Сб
И снова рабочий день. Группа работает уже молча. Все, действительно, устали. Ливанов капризничает из-за собаки, которую мы сегодня, наконец, полностью отсняли. Для этого даже ездили в цирк, где идёт аттракцион Филатовых, и мы сняли панораму по клеткам (эпизод у Шермана) с выходом на крупный план бульдога. Сидел в парткоме, никем не беспокоимый, думал и надумал, что не хватает эпизода во второй серии, где появился бы снова Таддеуш Шолто (Проскурин). Надо написать эпизод.


16.01.83. Вс
Вернулся домой к обеду. Снова спал. Затем составлял титры фильма. Писал сцену для Проскурина назавтра.


кадр из фильмакадр из фильма17.01.83. Пн
Выпал снег. Опять полторы смены. Общая усталость, неспособность ничего соображать, наложились на капризы Проскурина и бездарность Кати Мишиной. В результате весь день прошёл как с зубной болью.


кадр из фильмакадр из фильма18.01.83. Вт
Практически – это последний съёмочный день. Утром взял машину и поехал в Дом кино... А в первом ателье уже всё было готово. Приехал и стали снимать Проскурина на тахте с кальяном в клубах дыма. Затем перешли в другую декорацию и сняли сцену с Ливановым, Брондуковым и Проскуриным. Теперь остались мелочи, досъёмки и хвосты. В течение всей работы меня дёргали из парткома... Вечером, переодевшись, поехал на TV и писал беседу с Альбиной Шульгиной.


19.01.83. Ср
Всё бегом! К десяти на студию – приём просителей. Затем составил письмо в Гостелерадио о съёмках в Лондоне видов силами корреспондентов TV (так мне посоветовал Коркелия). Побежал в зал и до половины третьего смотрел кучу нового материала. Поехал на телевидение, бегом влетел в студию, беседовал с артисткой Сашей Яковлевой.


кадр из фильмакадр из фильма20.01.83. Чт
Утром не поехал на съёмку в Дом книги, и группа без меня сняла эпизод с лифтом и дублёрами. Потом в 11 часов я приехал в Цирк, и мы сняли проход Володи Дорошева (Шерман) среди клеток и зверей. Вонь несусветная в цирковой конюшне! Тюрьма для невинных. Приехал Валуцкий, но до меня никак добраться не может.


21.01.83. Пт
Ушёл в монтажную, где и просидел допоздна. После обильных съёмок пошёл обильный материал, и его надо ставить. Написал письмо в Лондон с просьбой подснять кадры и дал расшифровки.


22.01.83. Сб
Метёт метель. Я целый день просидел в монтажной. Дело продвигается медленно, но, надеюсь, верно.


24.01.83. Пн
Смонтировали первую серию. Устал, как собака.


25.01.83. Вт
Сидел допоздна, монтировал. Дело движется медленно. Боюсь, что вторая серия будет скучная и фальшивая. А может быть просто я был не в духе.


кадр из фильмакадр из фильма26.01.83. Ср
Ну вот и наступили последние кадры – в последний раз снялись Соломин, Мишина, Ливанов. Закончили все павильоны – остались мелкие досъёмки и пересъёмка Шакурова в катере. Будем снимать, ??? на натуре, т. к. опять потекло. Снимали до шести вечера, а потом до десяти я сидел в монтажной, так и не доделав до конца. Будем завтра показывать Кацеву из TV полторы серии без эпизода на Темзе. Пусть знает, что нам не хватает лондонских кадров.


27.01.83. Чт
В директорском зале состоялся просмотр материала. Кацев, телеобъединение и любопытные из информбюро. Впечатление хорошее. Но работать по монтажу ещё надо. Главное – понравилась Катя, её приняли... Затем, вместо того чтобы вести худсовет в телеобъединении, я удрал в монтажную и работал до 5 часов (сделали полчасти).


кадр из фильма28.01.83. Пт
Прячусь от просителей в монтажной, но всё равно находят, так как на студии начался мучительный процесс сокращения штатов. Часть группы поехала в Шлиссельбург снимать паровую корабельную машину и писать её звук. Укатили все, конечно, из-за магазинов в первую очередь. До 3-х монтировал...


29.01.83. Сб
И снова рабочая суббота! Но Люся Образумова так медленно работает, что, начав последнюю 16-ю часть, мы так её и не кончили, потому что в 18 часов им с Асей Зверевой надо было идти в сауну. Эпизод с Шакуровым в финале, который я собирался переснять, хорошо смонтировался. Ася разыскала остатки музык от прошлых серий. Их оказалось довольно много.


31.01.83. Пн
Почти весь день прошёл в монтажной. Лихорадочно пытаемся вычистить фильм до отъезда в Москву. Но Люся работает очень медленно – больна, возраст, новый стол. Начали ставить музыку. В середине дня сделали перерыв, и я заседал в парткоме... Вечером опять работал в монтажной. Приходил и долго болтался у нас Аркадий Тигай. Заводил разговор, вероятно по просьбе Ю. Векслера, о том, возможно ли ему (т. е. Векслеру) попробовать работать режиссёром. Взять какой-нибудь горящий сценарий. Наивный разговор, т. к. у Юры нет высшего образования, лет ему за 40. Поезд ушёл. Как это операторы, которые хорошие, начинают сравнивать себя с плохими режиссёрами и думают, что чего-то достигнут. Ни у кого не выходило стать крутым режиссёром, а лучше Усова стать нетрудно. Думаю, что и Светлана Крючкова приложила руку к этим настроениям.


кадр из фильмакадр из фильма1.02.83. Вт
В последний раз крутилась камера на этом фильме – доснимали рожу в окне и сундучок на корабле. Это кадры, в которых должен был участвовать Шакуров, однако, уехал за границу, и мы теперь выкручиваемся. Сидел со своими замами и обсуждали на время моего отсутствия в Москве, куда мы едем послезавтра на озвучание. Причём каждую минуту всё меняется – то мы едем, то нет, то даёт нам Мосфильм ателье, то не даёт. После собрания опять сидел в монтажной. Векслер и Тигай были у меня дома, выпили. Я подарил Тигаю свой портрет Трегубовича, а Векслеру – Добужинского.


2.02.83. Ср
Образумова так медленно работает, что нет никакой надежды пройти весь фильм до конца. У неё какая-то аллергия и, по-моему, грипп. Но она собирается в Москву. Вставили новые куски и на этом дело закончили. Вечером все телефонные звонки были сплошной неприятностью: каскадёр Ващилин просил о защите...


3.02.83. Чт
Москва! Только на вокзале я обнаружил, что кроме меня, Тигая, Аси и Образумовой едут ещё помреж Марина и бухгалтер (!). Напоминает экспедицию в Таллин. Поселились в «Космосе» у ВДНХ. Живу в двухместном номере. Доплата 2 рубля в день. Напоминает таллинскую «Олимпию». Устроившись, поехали на «Мосфильм». В два часа приехал Дашкевич и начали просмотр. Картина значительно уплотнилась, хорошо смотрится, прекрасный получился финал. С Дашкевичем договорились завтра поработать, а 14 февраля писать основные муз. куски с большим оркестром. Назавтра смена озвучания будет с восьми вечера. Были в актёрском отделе, отобрали «голоса» на эпизоды. Ужинали вчетвером в кафе «Лель», пешком шли в гостиницу. По дороге запасались продовольствием.


4.02.83. Пт
Завтрак – шведский стол за 1 р. 25 коп. Поехал в Останкино – посетил Хессина – договорился о петербургских фильмах, Огородникову – о съёмках в Лондоне, искал в корр. сети Ильяшенко Виталия Марковича, который в субботу улетает в Лондон, но не поймал. Узнал только его телефоны. Пообещал. В 14:30 за мной заехал Дашкевич, и мы отбыли в Лианозово. На даче у него тепло. Он сыграл мне хорошую тему для Ирэн Адлер – романтический вальс-бостон. Две другие темы у него не готовы. Там я поспал и выпил ужасного чая с мацой. В семь часов у Савеловского меня ждала машина и мы поехали за Риной Зелёной. Она бодра и остроумна. Начали озвучать лишь в половине девятого. Провозились только с ней – рвалась плёнка, всё медленно. Отпустил двух других актрис. И в двенадцать ночи закончили смену, так и не записав целиком Рину Васильевну. Такими темпами мы просидим здесь весь февраль.


5.02.83. Сб
Звонил Ильяшенко. Он сегодня улетает в Лондон. Ему нужно официальное разрешение на трату плёнки Kodak. Снять он может или до 13 февраля или после 23-го (10 дней в Ирландии). Валуцкий за городом, так что выходные пройдут без него. Правда, Алла пригласила на вечер в театр. На улице буран, снег метёт, ничего не видно, -4. Пообедал невкусно в ресторане, пошёл в театр на Таганке, в новое здание. «Три сестры».


6.02.83. Вс
Выходной день в Москве! Страшное чувство полной пустоты. Ни к кому не хочется идти, никого видеть. Решил посвятить весь день гулянию и дышанию свежим воздухом. Ходил на Воробьёвых горах в треугольнике – гостиница «Спутник», трамплин, Ленинский проспект. В общем по тем местам, где когда-то гуляли мы с Юрием Дмитриевичем Черниченко. Погода ясная, морозная, Москва пустая. Валуцкий ещё из деревни не вернулся. Вкусно пообедал.


7.02.83. Пн
И снова пустой день, т. к. работать мы начнём только в восемь вечера – полсмены. Все те обещания, которые давал раньше «Мосфильм», трещат. Заезжал к Дашкевичу – слушал музыку. Вечером писали опять Рину Васильевну – на этот раз быстро, т. к. мы с ней выработали тактику дирижирования. Я держал её руку в своей и т. д. Когда прощались и она пожала мне руку, она сказала: «Что-то больно знакомая рука...» Потом писали Ливанова и Соломина. Кончилось дело тем, что вся группа поехала в гостиницу, а меня они завезли к Соломиным, где мы пили джин с грейпфрутовым соком, ели колбасы и натуральные сосиски. Ливанов отвёз меня в гостиницу только в пять утра в крепком подпитии (моём).


8.02.83. Вт
Продрал глаза и ужаснулся – с восьми утра смена на «Мосфильме», а уже было без четверти. Группа уехала, думая, что я у Ливанова. Попёр на метро. В метро в эти часы страшно и даже опасно. В девять был на студии. Писали Ливанова, Соломина и Проскурина. Приехала Дихнова и сразу продлила нам эту жалкую полусмену. Башка трещит после джина. Есть неохота. Теперь нам будут давать смены по ночам. Ужас! Поехал в гостиницу отсыпаться. Принял душ и крепко заснул.


9.02.83. Ср
8 утра – полсмены озвучания: наконец начала работать Наташа Рычагова (за Катю Мишину), Ливанов и Проскурин (последний не произнёс ни слова). Ливанов довёз до центра. Оттуда направился в «Cosmos» – отдыхать. После обеда, сказав всем, что еду на Мосфильм, поехал на самом деле к Валуцкому и, наконец, отвёл душу, проболтав с ним допоздна. Валуцкий всё время тянул разговор на дела ленфильмовские. У них общее ощущение, что все аксёновские дела делаются и с молчаливого моего согласия.


10.02.83. Чт
В шесть утра позвонил Ливанов и сказал, что заболел. Таким образом утром будем озвучать без него. Работаем до 12-ти дня. Залёг спать перед ночной сменой, но так и не заснул, а в 11:20 машина увезла на Мосфильм.


11.02.83. Пт
Приехали с Мосфильма в восемь часов – записали всего Проскурина. Лёг спать немедленно и проспал до часу дня. Позвонил на телевидение и узнал, что Огородникова до сих пор (прошла неделя) ничего не сделала по поводу съёмок в Лондоне. Рванул в Останкино. Ходил по кабинетам, печатал бумаги. Пообедал там же и даже выпил кофе. После телевидения поехал на Воробьёвы горы, зашёл в пару магазинов, погулял, и уже пришло время ехать на Мосфильм. Появился Соломин, бодрый и деловой. Сдал свою постановку по пьесе Ливанова. Писали до ночи его + Рычагову и Мельникову («Цирк»). Ночью пил чай у Тигая. Завтра выходной.


12.02.83. Сб
Десятый день жизни в Москве. Сделано очень мало. Компенсация этого только в том, что живу в отличных условиях и получил нежданно-негаданно отдых, в то время как на студии творится вакханалия сокращения штатов.


13.02.83. Вс
Тихий день в Москве... Решил сходить на выставку в МОСХ – маринисты... Затем двинулся в Пушкинский музей... Гулял по Москве. Зима мягкая, сухая и безветренная.


14.02.83. Пн
– Просыпайся, талантище, просыпайся, – с этими словами Виталий Соломин начал очередное озвучание рано утром. Работал с Рычаговой до десяти. Появился Шакуров, который с недовольной миной увидел себя. Озвучивал плохо. Интонаций не слышит. Это было для меня большим сюрпризом. В 12 часов мы были опять свободны. Поехал в Останкино. Закончил все бумажные дела для Лондона – бегал то к машинистке, то к Хессину, то в коррсеть. Встретил Захара Балка, который сообщил мне, что все семь серий Холмса запрошены в Италию. И я приглашён в мае на симпозиум по многосерийным телефильмам. Нам отказал Мосфильм в записи музыки и завтра в озвучании. Надо решать, что делать дальше. Пора домой, хотя не хочется из-за парткома, Аксёнова и сокращений штатов.


15.02.83. Вт
Утром позвонил Коркелия и сообщил мне уже от себя, что я приглашён в Италию. Тут же он стал пропихивать ставку Мартиросяну (мафия). Работы сегодня нет. Я подсчитал, что мы отработали 4 с половиной смены за 13 дней пребывания в Москве. В два часа после диспетчерской стало ясно, что «Мосфильм» нам ничего на даёт, и я издал приказ – немедленно сниматься с якоря. Сегодня уезжаем! Вторую половину дня провёл с Валуцким. Читал у него книжки для серии фильмов о Петербурге, потом пошли с ним обедать, по дороге побывали в сценарной студии (Голубкина). В Доме кино встретил Ливанова, похудевшего после болезни. Он же отвёз нас назад через заправку. Поезд №20.


16.02.83. Ср
(Ленинград) С 16 часов озвучивали – Дорошев, Кузьмин, Игорь Ефимов (Лестрейд).


17.02.83. Чт
Практически весь день ушёл на полторы смены озвучания (Соломин, Ефимов, Наташа Рычагова), которые периодически прерывались всякими отвлечениями...


кадр из фильма18.02.83. Пт
Снова съёмка. Приехал Шакуров и мы решили переснять его кадры на катере. Кажется, будет лучше. Грим лучше, да и играл он убедительнее. Между съёмкой и озвучанием в 16 часов возникла пауза, плотно заполненная посетителями по поводу сокращений. Обсуждали развёртку экспозиции по коридорам. Озвучание состояло из: Ефимова, Шакурова, мальчишек. Кажется, это занятие идёт к концу. Осталась проблема записи музыки, т. к. Дашкевич капризничает (из-за отсутствия Хачатуряна) и не хочет ехать в Ленинград, писать с Дмитриевым.


21.02.83. Пн
Наконец, повидались с директором тов. Аксёновым! Остальное время я сидел в монтажной и смотрел в спину медленно монтирующей Люси Образумовой. Звонил из Москвы женский голос из кор. пункта газеты «Дейли Мейл» – им заказан из Лондона материал – беседа со мной о Шерлоке Холмсе. – Милости просим, – сказал я. Они должны приехать в Ленинград.


22.02.83. Вт
Завтрак прошёл в обществе Дашкевича, который приехал на запись музыки. За разговорами о том, какую собаку им следует завести. Далее мы проследовали на запись, где он устроил «падучую», без которой он не может войти в рабочее состояние, и из которой я его вывел только криком и матом. Музыка хорошая. Дирижёр Дмитриев умён и понятлив. С пяти часов параллельно началось речевое озвучание (Ливанов и Мартиросян), куда я не пошёл – предпочёл музыку, где просидел до половины десятого. Лишь после этого пошёл на речевое, которое вскоре закончилось. Весь день прятался от звонков Коркелии по поводу пропихивания Мартиросяна на роль в картину «Блондинка за углом» (мафия).


23.02.83. Ср
С 12-ти часов дописываем музыку в БТА, а с 14 часов начали озвучание – Ливанов, Соломин, Рычагова и разные мелочи. Обстановка, как всегда при Ливанове, нервная. Он курит. Голос у Соломина садится. Писали до упора – до 12-ти ночи. Ливанов завёл разговор об обмене гравюрами – мои «московские», его Зубов «Свадьба Петра I».


24.02.83. Чт
Мы с Векслером смотрели материал с Шакуровым. Есть брак. В 14 часов – пошёл в Исполком... В 16 часов – начался Партхоз актив... После этого я побежал в тонателье, где Ливанов и Соломин «на автопилоте» озвучивали без меня. Это продолжалось до одиннадцати, так что Ливанов не успел до поезда заехать ко мне и посмотреть московские гравюры.


25.02.83. Пт
18 час. – начало смены озвучания до 22 часов.


26.02.83. Сб
Впервые, идя на субботнюю работу в монтажную, купил пирожных! С 11 до трёх монтировали эпизод с пересъёмкой Шакурова. После этого взялись за музыку. На новом столе работать уже было невозможно. Перешли на старый. И тут меня и Звереву одновременно посетила мысль, что новый стол, за которым Люся работает уже год, сделал её такой глупой, больной, постаревшей. «Низкая частота – может быть использована даже для пыток». Я тоже чувствую себя возле этого стола повышенно нервным. Ставили музыку до вечера, ложится пока хорошо, сделали три части.


27.02.83. Вс
Пришлось работать в воскресенье. Музыка ложится легко, как, впрочем, всегда у Дашкевича. Однако, сделали мы только шесть частей первой серии, т. к. всё остальное роздано на заключительный этап речевого озвучания. Медленно вползаем в цейтнот. А начальство просит сдать картину в этом квартале вместо 10 апреля.


28.02.83. Пн
Звонил в Москву... на TV в корр. сеть. Нет ли уже отснятого материала из Лондона. Ещё нет. Два звонка в Лондон: Ильяшенко сказал, что на этой неделе они снимут нам проезды и проплывы на улицах и Темзе. Постараются выслать самолётом в пятницу или вернее в понедельник. Значит сразу после 8 марта надо ехать в Москву за плёнкой. Второй раз я у него выяснял, нельзя ли снять на обратимую плёнку. Нет, нельзя. Только негатив. Дома на «Ленфильме» будем переводить на 35 мм. Позвонила Нина из «Дейли Мейл» и сказала, что они в Ленинград не приедут, т. к. корреспондент заболел. Умоляла меня поскорее приехать в Москву с фотографиями. Придётся совместить это с поездкой за плёнкой.


1.03.83. Вт
Полторы смены последнего речевого озвучания, когда Ливанов записал около 70 колец и бегом побежал на поезд. Практически речевое озвучание мы кончили, если не считать массовки и того, что ничего из записанного не слышали.


2.03.83. Ср
В монтажной работал очень недолго, т. к. в 16 часов начинался партком... Вечером было озвучание массовок, групповок и т. д.


3.03.83. Чт
Я не поехал на семинар Горкома... а предпочёл, наконец, провести день в монтажной, преимущественно безвылазно, ибо сроки уже критические. Внизу Боря Андреев писал синхронные шумы, а мы ковырялись с монтажом и ставили музыку. Дошли до 4 части второй серии и в 9 вечера разошлись. Лишь дважды я покидал территорию монтажной – в два часа на обед и бесполезную во второй раз поездку за деньгами во Дворец Молодёжи.


4.03.83. Пт
Из коррсети TV в Москве мне сказали, что камера в Лондоне сломалась и ничего нам не снято. Я уже вешал трубку, когда эта дама упомянула Темирканова и оказалось, что всё перепутано, что для «Холмса» всё сделано и 8 марта будет в Москве. Надо ехать. Получил премию – 360 р. Сидел в монтажной и целый день провёл за перемонтажом 6 части второй серии – погоня на Темзе. Очень оказалось непростое дело. Параллельно идёт шумовое озвучание.


5.03.83. Сб
Рабочий день у всего СССР. Из Смольного даже приезжал инструктор Познин и проверял, все ли работают до конца дня и нет ли пьянок. Тем не менее – в парткоме мы распили бутылку шампанского и вручили женщинам тюльпаны. В монтажную в конце дня я принёс бутылку шампанского. Параллельно делались дела – мы с Образумовой закончили монтаж и установку музыки. Звонил в Москву в «Дейли Мейл» – предупредил, что 9-го буду у них. Получил билет, командировки, комплект фотографий для англичан (кадры из Холмса). Прилетал Соломин на озвучание + Шакуров.


6.03.83. Вс
Взял машину и поехал покупать подарки женщинам. На рынке запасся цветами. Один букетик тюльпанов из 3 штук стоит 5 рублей. Купил ещё нарциссов и мимозы. Затем вспомнил о книжном магазине... Итого праздник 8 марта мне обошёлся около 100 рублей. Поставил машину в гараж и направился на студию – в монтажной завершение дел, последняя смена шумового озвучания. В результате – праздновался конец работы на данном этапе.


8.03.83. Вт
Женский день. Выходной. Провёл его в кругу семьи... Затем не торопясь сложил вещички и поехал на вокзал – в Москву за плёнкой из Лондона и на беседу с корреспондентом «Дейли Мейл».


9.03.83. Ср
Несколько дней назад я сорвал приём на «Ленфильме» одного жулика-грузина, который уже однажды у нас работал. Так вот ночью в поезде в Москву была подсунута шикарная баба (из его бывших работниц) и он сам сидел за стенкой в купе №19. Но я это заметил и поменялся на другое купе. Её глаза полыхали ненавистью. Утром – у Валуцкого. В 13 часов встреча в «Арагви» с «Дейли Мейл» – ленч. Впечатление от ресторана чудовищное, от англичанина посредственное. Беседовали около двух часов о Холмсе. Потом поехал на TV в Останкино, где плёнку из аэропорта ещё не привезли. Долго там болтался в ожидании, беседовал с Огородниковой и Грошевым. Наконец узнал, что сегодня плёнки из Лондона не будет и вообще может быть не будет. За мной заехал в Останкино Ливанов, у него пил чай, говорили, поехали к Валуцкому, и у него отсидел безвылазно, как банный лист. Дарил мне всякие фото и бумажки.


10.03.83. Чт
После длительных ожиданий и попыток прорваться по телефону в Лондон стало ясно, что до Ильяшенко не добраться. У них в Ирландии украли (?) одну из двух кинокамер. Дозвонились до оператора Шишкина, который сказал, что он даже не снимал ещё, т. к. сплошное солнце, а надо пасмурно. Как только будет погода, он снимет.


11.03.83. Пт
После жаркой ночи, наконец, оказался дома. Поспал и пошёл на работу. Идёт подготовка к перезаписи.


12.03.83. Сб
Первый день перезаписи (с 9 утра) был посвящён тому, чтобы просмотреть все шестнадцать частей картины и сделать поправки. Оказалось, что почти во все части это нужно делать. Общее ощущение? Отсутствие стройности, перебои в стиле, слабые по организации (гонки на воде) места. А в остальном – актёры на прежнем уровне, музыка тоже. Векслер не блеснул, но снял грамотно. Очень недостаёт лондонского материала. Надо ещё обкатывать и обкатывать. С понедельника начнём.


кадр из фильмакадр из фильма14.03.83. Пн
Наконец, перезапись. И сразу рекорд: за полторы смены мы записали 5 частей! И шестую приготовили назавтра – свели шумы. Возился с комбинаторами над шапкой.


15.03.83. Вт
Отправил в Москву фото Ирэн Адлер для «Дейли Мейл». Говорил с Москвой о Лондоне, ждут... Параллельно – перезапись – кончили писать первую серию.


16.03.83. Ср
Очень тепло, +5. В течение дня я десять раз ходил из парткома в студию перезаписи через двор... Перезапись продолжалась до половины девятого – записали первые 4 части второй серии. Вечером на TV встречался со школьниками и беседовал о... Холмсе, конечно. Днём также был худсовет телеобъединения, где я довогорился с Кацевым, что он в пятницу примет наш фильм. Звонили из Москвы – прибыл лондонский материал.


кадр из фильмакадр из фильмакадр из фильма17.03.83. Чт
Целый день провёл на перезаписи и практически мы её закончили. Завтра лишь будем делать поправки. Прибыл, наконец, материал из Лондона и одновременно в газете «Сов. Культура» написано, что корреспонденты нам помогали.


18.03.83. Пт
Погода плохая. Еле встал, притом очень рано. Хотел отговориться и не идти на телевидение – не тут-то было. Пришлось мыть голову, наряжаться и к 10 часам утра – на TV. До 12-ти писали сюжет с Бурыкиным. Потом с Ларисой Нестеровой отбирали лондонский 16-мм материал. В час дня был на перезаписи. Пришли последние части, а в 15 часов состоялся Худсовет в директорском зале. Народу было немного – никто не пускал. Общее мнение, что это получилось лучше даже первых двух серий. Очень хорош финал, я даже неожиданно прослезился. Однако, «заказчик» Кацев выразил одно замечание и даже требование, что начало II серии – воспоминания об Ирэн Адлер – сбивает с толку. Надо думать, как исправить – завтра придётся работать. Дашкевич сегодня имеет творческий вечер с Камбуровой во Дворце искусств, но у меня нет сил.


19.03.83. Сб
Как велика их консолидация! Можно позавидовать. Не упускают ни единого случая поддержать друг друга. Кацев, Аранович и т. д. говорили прежде всего о группе: – Вот тот случай, когда нужно отметить оператора, художника и т. д. О режиссёре ни слова. Колоссально! Сделал поправки в картине. Поставил проезды по Каменному острову вместо неполученных лондонских. Перемонтировал начало второй серии для большей ясности с переходом в ретроспекцию. В понедельник внесём поправки в перезапись и отправим всю картину на монтаж негатива.


21.03.83. Пн
Кончена картина и наступило ощущение чёрной дыры. Это знакомо. Хоть партком и заполняет часть времени, но отсутствие дела по картине нарушило равновесие.


22.03.83. Вт
Москва. Договорился с Центр. Домом кино и Хессиным о премьере Холмса в мае. Валуцкий довёз меня до «Метрополя»...


23.03.83. Ср
Поехал на Ордынку в филиал Малого театра. Премьера пьесы Ливанова «Мой любимый клоун» в постановке и исполнении Соломина. Трогательно. Собрался бомонд, банкет, с которого я убежал на поезд. Ливанов разрешил мне звать его Васей.


24.03.83. Чт
Возвращение в Ленинград сопряжено с мрачным состоянием духа, которое в конце дня определилось явными сердечными болями. Вот так-то! Готов лондонский материал в 35-мм варианте. Надо бы перемонтировать 6 часть второй серии.


26.03.83. Сб
К одиннадцати часам пришёл в монтажную – там были Ася и Люся Образумова, размечали шестую часть второй серии. Весь день провозились с перемонтажом «гонок на Темзе». Теперь англичане будут очень удивлены, когда увидят, как мы склеили Большеохтинский мост с тремя лондонскими. Короче, монтаж фильма я закончил, осталось в понедельник сделать перезапись, и всё... Вечером позвонил Валуцкий и затем пришёл ужинать. Он здесь работает с Авербахом.


28.03.83. Пн
12 – перезапись 6 части II серии, там, где внесены лондонские кадры. Вечером в Москву.


30.03.83. Ср
Поздно вечером пьянствовали у Соломина. Были Юрские.


31.03.83. Чт
Теплынь!!! +15. Поспел как раз к 18:45 к служебному входу в т-р Моссовета, где Серёжа Юрский вручил мне билет на спектакль «Тема с вариациями» Алёшина. Он ставил. Очень хорошо – Плятт, Юрский, Терехова.


1.04.83. Пт
Толя Наумович привёз «Холмса» для сдачи в ЦТ. Поехал на телевидение, где проторчал довольно долго в ожидании просмотра, т. к. телевиз. начальство хоронило Каверзнева, корреспондента, вернувшегося из Афганистана и умершего в два дня, покрывшись синими пятнами, волдырями и получив кровоизлияние в мозг. Это был один из лучших журналистов-международников. Директор «Экрана» Хессин сказал после просмотра только одну фразу: «Надо ставить в план продолжение "Холмса"». Картину приняли. Однако, я заметил там две оговорки у Соломина и необходимость дописать его одну фразу. Так что первую серию можно печатать, а во вторую нужны поправки в звуке. Я поехал к Соломину и записал на кассету эту фразу, однако, ясно, что придётся вызывать его в Ленинград. Заодно и деньги получит. Ехали «Стрелой». Домой, домой!


2.04.83. Сб
В Ленинграде потеплело, +15. Мы приехали домой на дежурной машине, завезя в «Асторию» Андрея Миронова, который покорил нас своей воспитанностью и любезностью. Съездил к Зверевой (у неё не работал телефон) и договорился о работе на понедельник, потом на Мальцевский рынок...


4.04.83. Пн
Соломин прилетит завтра.


5.04.83. Вт
Поход в райком. Я везу Митю Долинина на беседу с В.И. Серовой, которая не хочет подписывать ему документы на поездку в Болгарию из-за его статьи о Векслере, которую она считает вредной по духу, сионистской даже. Беседа прошла в «товарищеской обстановке». Она подписала. Он ушёл. Когда я пришёл на студию, то встретил растерянных Асю и Аркадия. Соломин прилетал на полчаса, денег не получил, ругался, не записал фразы, не дождался меня и уехал. Погода самая жаркая за всю историю, +20.


7.04.83. Чт
Получил сегодня полный расчёт за сценарий по Холмсу. Хессин требует копию.


11.04.83. Пн
Разбудил Коркелия и сказал, что всё-таки они посылают нам телекс с моим вызовом в Италию. Чуть позже я узнал, что копия, которую так срочно требуют в Москву, нужна, чтобы отправить её на просмотр к Андропову на отдыхе. Поговорил с фирмой «Мелодия» насчёт пластинки «Холмс».


12.04.83. Вт
По просьбе корреспондента всесоюзного радио Матвея Фролова утром сидел и сочинял выступление, затем поехал в Дом радио и записал его... Сдал на студии контрольки фотореклам Холмса для печати.


22.04.83. Пт
После завтрака отправился в город. Причин много: надо провести партком, в конференцзале будет просмотр Холмса. Но сначала заехал в военкомат по повестке – переучёт. Вопросы: где хотите воевать: в гусеничных или колёсных войсках?


26.04.83. Вт
После завтрака поехал в город. Вечером в Доме писателей был показ «Шерлока Холмса» (открыл вечер драматург Кургатников). Народу было много, но не писатели, а их дети. Смотрели хорошо.


27.04.83. Ср
Поехал через Горскую в Репино... Привёз с собой картину и в 16 часов начал её показывать. После просмотра куча добрых слов и всеобщее пожелание продолжать. Пришлось отвезти копию в город.


28.04.83. Чт
Прослушивание фирмой «Мелодия» наших записей музыки было без меня. Ася сама там всё организовала. Они сказали, что запись годится. Музыка сама по себе ничего не представляет. Надо делать литературную пластинку. Я это им и предлагаю. Собрание на студии, посвящённое 65-летию Ленфильма, прошло без меня.


29.04.83. Пт
Договорился по телефону с директором «Мелодии», что за праздники я составлю план литературной композиции для пластинки, а он 3 мая посмотрит картину в Доме кино. Видел в коридоре Валуцкого, но вечером он не зашёл (он приехал к Авербаху). Много времени провёл у Аксёнова. Обсуждали без конца возможные перестановки худруков в объединениях... Аксёнов груб чрезвычайно с народом, безвкусен и чванлив.


30.04.83. Сб
Обзвонил знакомых по поводу премьеры 3 мая в Доме кино. Появился вечером Валуцкий, уже в лёгком подпитии. Разговоры вертелись вокруг его сценария для Квинихидзе «Мэри Поппинс», которую хорошо бы сыграть Алле Демидовой...


3.05.83. Вт
Приехал домой, переоделся, и мы с Инной потопали в Дом кино на премьеру. Представлял Аранович. Потом был вкусный банкет с зеленью и икрой. В конце сеанса пошёл посмотреть финальные кадры. Поехали к Векслеру и слушали Светлану с гитарой.


4.05.83. Ср
Выяснил в Москве, что Холмс в Центр. Доме кино будет в июне. Поехал в ДК Пищевиков, где показывали Холмса.


12.05.83. Чт
Съездил на фирму «Мелодия», беседовал с чопорным и глуповатым директором. Надо писать текст. Без этого всё будет только на стадии разговоров.


18.05.83. Ср
Послал письмо Лапину с просьбой показать всего Холмса. Встретил Соломина, они здесь гастролируют.


26.05.83. Чт
Сегодня закрытие фестиваля... Собираюсь в дорогу – в Италию. На вокзале весь фестиваль уезжал. Поклонники Гурченко, после того как она уехала первой стрелой, кинулись на меня с криками: «Да здравствует Шерлок Холмс!»


29.05. – 5.06.83. Италия, Кьянчано-Терме.


2.06.83. Чт
Вручил президенту фестиваля и его девушке водку, книгу, пластинки. Выпустили они, наконец, листовку обо мне и фильме. Добросовестно изложено то, что я рассказал. Мы очень волновались перед нашим показом, что народу не будет, т. к. «5 канал», который показывает после нас амер. фильм «Синий и серый», устроил дегустацию в 19:30, а наше начало в 21:00. Но зал был полон. Многие подъехали. Смотрели хорошо. Хлопали. Потом мне говорили о культуре постановки. Беседовал с девочкой из «Униты», которой картина понравилась, но в газете в её отчёте не было потом ни слова...


3.06.83. Пт
Надежд на получение приза немного, но тем не менее – подходят люди и говорят о том, что фильм интеллигентный, что они отвыкли тут от интеллигентности и т. д. Отнёс сумку с водкой, пласт. и книгой Ивано Чиприани – главному устроителю. Он живёт на горе в отеле «Микеланджело». Топал по жаре после обеда. Состоялся круглый стол, где мне они предложили выступить, но не дали переводчика и я отказался. Чиприани упомянул «Холмса» как пример оригинальной организации сериала (Впрочем, это элементарно, Ватсон, – пошутил он). Познакомился с Мазиной, которая сразу сказала, что я полный тёзка Стравинского. Приехал корр. «Известий» Николай Паклин с женой, которая предложила мне задержаться в Риме. Взял у меня интервью норвежец. Он же сказал, что 5 канал хочет купить Холмса.


4.06.83. Сб
С утра заседало жюри и я, несмотря на отсутствие честолюбия, был до обеда словно парализован. Я говорил себе, что всё это ерунда, и в то же время молился мадонне, висевшей над кроватью. Простаков долго не звонил, а когда я его увидел, всё стало ясно – ничего. Весь день меня утешали итальянцы тем, что наш фильм показывает «5 канал» (самый богатый, коммерческий). Раздал оставшиеся подарки двум славным людям – мальчику из Монтепульчано, который меня принимал, и пресс-атташе, сверстнику (он родился на 30 часов позже меня) Джанкарло Барберис. Получил диплом и стал ждать конца фестиваля. Итальянцы все уехали (из RAI), т. к. призы получили одни немцы. В заключение показывали скучный итал. фильм «Корсар». Вручение началось во втором часу ночи. Затем был приём. Мы ушли с него в четвёртом часу. Спать пришлось только три часа.


13.06.83. Пн
Получил письмо из Англии от Херцберга, который пишет, что в англ. газетах хвалят Холмса.


14.06.83. Вт
Векслер просит, чтобы я ходатайствовал за арестованного Ходюшина. Я уклонился. Звонил в «Дейли Мейл» – действительно, статья о Холмсе в газете была, но ещё в Москве не получена. Обещали прислать.


18.06.83. Сб
Решил, что должен поправляться и лежать на даче в Репино. Побросал вещи в сумку, сел в машину, поехал. В этот вечер была хорошая передача обо мне и Шерлоке Холмсе.


25.06.83. Сб
Смотрели моего нового Холмса по Первой программе. Потом пили шампанское. Звонили Белинский, Дашкевич и т. д.


26.06.83. Вс
Утром позвонил Карасик и сказал, что мой фильм (прекрасный) был достойным завершением вчерашних экзаменов. Что я всем очень понравился, хоть и был строг. Звонили Феликс Нафтульев, Валуцкий (он в городе).


28.06.83. Вт
Прочитал два прекрасных сценария («Ящерица» Володина и «Зимняя вишня» Валуцкого). У Валуцкого сценарий просто класс.


10.07.83. Вс
Чуть свет, в 6:30 утра я должен был встать и ехать на Моск. вокзал – встречать Кнута Андерсена, который на один день приезжает из Москвы. Долго катались по городу. Потом поехали за город – до Репино, гуляли у моря. Собирали землянику. Вернулись домой – поспали. И затем длинный обед, который продлился до самого поезда. Рассказал, что норвежский посол в Москве очень хвалил моего Холмса.


22.07.83. Пт
(Обширная пневмония, больница.) После тихого часа я, наконец, отправился гулять (разрешили!). Тепло оделся и решил удрать с территории. Гулял на Каменном острове по местам, где снимали Холмса, зашёл даже на дачу Клейнмихеля и предался воспоминаниям. Назад лез через забор и измазался.


23.07.83. Сб
После тихого часа опять гулял, снова потянуло на Каменный, к даче Клейнмихеля, ходил даже внутри.


16.08.83. Вт
Получил почту, в том числе первое отправление от Барбериса из Рима (есть заметки о Холмсе). Звонил из Москвы Ливанов (советует делать «Наш человек в Гаване»).


15.11.83. Вт
Отдал Розе Копыловой письма про Холмса. Она будет делать доклад об обратной связи со зрителями.

 

назад 221b.ru дальше