Юлий Дунский и Валерий Фрид

Дунский Юлий Теодорович
(22 июля 1922, Москва – 23 марта 1982)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

 

 


Фрид Валерий Семёнович
(13 января 1922, Томск – 7 сентября 1998, Москва)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).

 

"Служили два товарища в однем и тем полке...", в полку кинодраматургов. И придумывали товарищи Юлий Дунский и Валерий Фрид истории... а, впрочем, "придумывали" ли? Их собственная жизнь сложилась таким образом, что достаточно было быть наблюдательным и честно рассказывать об увиденном. Этот творческий тандем образовался на почве школьной дружбы, с четырнадцати лет, когда был написан первый сценарий – пародия на фильм "Дети капитана Гранта". В 1940-м они вместе поступили во ВГИК, а в 41-м из-за сильной близорукости их не допустили в армию (интересно, что даже внешне они были очень похожи). Но, окончив институт через три года, всё-таки отправились на фронт добровольцами. Защитить Родину не успели – по дороге Фрид и Дунский были арестованы и осуждены на 10 лет исправительно-трудовых лагерей за дружбу с детьми "врагов народа" и участие в молодёжной антисоветской группе, готовящей покушение на Сталина. После освобождения решили остаться на вечном поселении в городке Инта Коми АССР. В Москву вернулись после реабилитации в 1956 году, имея на руках сценарий будущего фильма "Случай на шахте восемь", снятый на "Мосфильме" Владимиром Басовым два года спустя. И с этого времени пошел отсчет богатой творческой биографии длиною в 26 лет и в 37 сценариев.

Среди этих картин были героические драмы, комедии, экранизации, исторические и приключенческие ленты, первый советский «фильм-катастрофа». Чтобы понять, какой вклад был внесён выдающимися сценаристами в кино, достаточно перечислить лишь несколько названий: «Служили два товарища», «Старая, старая сказка», «Тень», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», а в числе режиссёров, с которыми работал этот уникальный дуэт сценаристов, – Александр Митта, Ролан Быков, Евгений Карелов, Григорий Чухрай, Надежда Кошеверова, Игорь Масленников, Сергей Микаэлян.

Высококлассные профессионалы, Дунский и Фрид не разменивались на поделки, когда перед ними, людьми со столь тяжёлой судьбой, открылась возможность и житейски преуспеть, и не особо при этом кривить душой. Среди их работ вряд ли отыщутся две-три проходные вещи, хотя работали они и в жанре историко-революционного фильма (несомненно удачная «Красная площадь» В. Ордынского, 1970), и в жанре киносказки («Тень» Н. Кошеверовой с великолепным актёрским составом, 1972), писали сценарии для фильма-катастрофы «Экипаж» (1980, реж. А. Митта; сценарий совместно с Дунским, Миттой при участии Б. Уриновского) и для эксцентрической комедии «Семь нянек» (1962, реж. Р.Быков).

Вряд ли справедлива высказывавшаяся мемуаристами мысль, что на определенном этапе Дунский и Фрид стали изготовлять исторические сценарии едва ли не поточным методом. Если даже отнести фильм «Высокое звание» (1973, реж. Е. Карелов) к работам проходным (а за него сценаристы среди других авторов дилогии получили Золотую медаль имени А.П.Довженко), то никак не случайным был фильм «Служили два товарища» (1968, реж. Карелов) – и по конфликту (по обе стороны Перекопа была своя правда), и по революционному пафосу (в эпизодической роли Фрид играл своего собственного отца, агитировавшего красных бойцов бороться с грязью и вшами, мешающими воевать). Не случаен и сюжет фильма «Гори, гори, моя звезда» (1969, реж. Митта; сц. совм. с Дунским и Миттой), где всем героям приходится выбирать, жить ли, подладившись к обстоятельствам, или делать то, к чему зовёт призвание, и погибнуть. Сценаристы и режиссер будто создавали историческую иллюстрацию к известному вопросу «С кем вы, мастера культуры?» – в фильме все персонажи так или иначе связаны с искусством. Этот всегда актуальный для России вопрос как бы заново осмысливался в годы безвременья, в канун 1970-х годов.

Прямая конфронтация с эпохой характерна не для всех работ Дунского и Фрида, но если избранная тема говорила, скорее, о характере и пристрастиях времени, то решение этой темы почти всегда свидетельствовало о характере и пристрастиях сценаристов. Их интересовали человеческие характеры, раскрывающиеся в различных обстоятельствах, и потому лучшие их сценарии – это развернутые киноповести, с подробностями и мелкими деталями. Интерес к жанровому кинематографу и редкое умение делать жанровое кино Дунский и Фрид продемонстрировали в музыкально-авантюрной комедии «Не бойся, я с тобой!» (1981, реж. Ю. Гусман) и превосходной стилизации «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979, реж. И. Масленников), задавшей тон всем другим фильмам об этих героях режиссера Масленникова.

Когда сегодня говорят о кризисе идей в кинематографе, о глобальном засилье агрессии и зла, бьющего зрителя с "волшебного экрана", когда мы имеем дело с новым кино, каждый раз ждёшь чего-то обнадёживающего в образовавшейся пустоте. И трудно постичь, почему же кинематографисты, творившие в сложный, трагический период нашей истории, лично пережившие трагедию и страх, вопреки этому несли в мир любовь и радость, старались сделать действительность светлее, чище. Безусловно, это вопрос философский. Это их кредо, их выбор, следование которому было для них долгом и честью. Высокие слова? Да нет. Просто сегодняшние жизнь и искусство эти слова (вместе с их понятиями) отмели. Сейчас неприлично говорить о высоком. Но в этом и есть ошибка. Идеи и идеалы – вот на чем держится искусство Дунского и Фрида и чего не хватает большинству современных кинематографистов.

Не хватает нынешнему кинематографу и самих Юлия Дунского, ушедшего из жизни в 1982 году, и Валерия Фрида, скончавшегося в 1998-м.

После смерти Дунского Фрид написал немного, отдавая время и силы работе с молодыми кинематографистами. По его сценариям сняты сказки и жестокий фильм о ГУЛАГе "Затерянный в Сибири". За два года до кончины В. Фрид издал книгу своих мемуаров "58 1/2". Записки лагерного придурка" – воспоминания о счастливой дружбе двух талантливых людей, прошедших огонь, воду и медные трубы.

Премию «Ника» за 1995 год, полученную Фридом в номинации «Честь и достоинство», в равной степени разделяет и не доживший до этого дня его друг.


Фильмография Юлия Дунского:
(выборочно)


1957 Случай на шахте восемь, совм. с В. Фридом
1960 Ровесник века, совм. с В. Фридом
1962 Семь нянек, совм. с В. Фридом
1962 Шестнадцатая весна, совм. с В. Фридом
1963 Непридуманная история, совм. с И. Зверевым
1964 Жили-были старик со старухой, совм. с В. Фридом
1965 Сегодня — новый аттракцион, совм. с В. Фридом
1968 Всего одна жизнь (СССР/Норвегия) совм. с О. Банг-Хансеном, С. Эвенсму, В. Фридом
1968 Служили два товарища, совм. с В. Фридом
1968 Старая, старая сказка, совм. с В. Фридом
1969 Гори гори моя звезда, совм. с А. Миттой, В. Фридом
1970 Красная площадь, совм. с В. Фридом
1971 Тень, совм. с В. Фридом
1973 Высокое звание. Ф. 1-й: Я – Шаповалов Т. П., совм. с В. Фридом
1974 Высокое звание. Ф. 2-й: Ради жизни на земле, совм. с В. Фридом
1975 Всадник с молнией в руке, совм. с В. Фридом
1976 Вдовы, совм. с В. Фридом
1976 Псевдоним: Лукач (СССР/ВНР) совм. с В. Фридом
1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил, совм. с А. Миттой, В. Фридом
1978 Человек меняет кожу (ТВ) совм. с В. Фридом
1979 Шерлок Холмс и доктор Ватсон (ТВ) совм. с В. Фридом
1980 Овод (ТВ) совм. с В. Фридом
1980 Экипаж, совм. с А. Миттой, В. Фридом
1981 Не бойся, я с тобой! (ТВ) совм. с В. Фридом
1982 Сказка странствий (СССР/ЧССР/Румыния) совм. с А. Миттой, В. Фридом
1983 Каждый десятый, совм. с В. Фридом
1983 Приключения маленького Мука (ТВ) совм. с В. Фридом
1984 И вот пришел Бумбо…, совм. с В. Фридом


Фильмография Валерия Фрида:
(выборочно)


1957 Случай на шахте восемь, совм. с Ю. Дунским
1960 Ровесник века, совм. с Ю. Дунским
1962 Семь нянек, совм. с Ю. Дунским
1962 Шестнадцатая весна, совм. с Ю. Дунским
1963 Непридуманная история, совм. с Ю. Дунским
1964 Жили-были старик со старухой, совм. с Ю. Дунским
1965 Сегодня – новый аттракцион, совм. с Ю. Дунским
1968 Всего одна жизнь, совм. с Ю. Дунским, Оддом Банг-Хансеном и Сигурдом Эвенсму
1968 Служили два товарища, совм. с Ю. Дунским, сценарист, актёр
1968 Старая, старая сказка, совм. с Ю. Дунским
1975 Всадник с молнией в руке, совм. с Ю. Дунским
1976 Вдовы, (выход на экран 1978), совм. с Ю. Дунским
1976 Псевдоним: Лукач, совм. с Ю. Дунским
1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил, совм. с Ю. Дунским и А. Миттой
1977 Талант (ТВ), совм. с Ю. Дунским
1978 Человек меняет кожу (ТВ), совм. с Ю. Дунским
1979 Шерлок Холмс и доктор Ватсон (ТВ), совм. с Ю. Дунским
1980 Овод, совм. с Ю. Дунским
1982 Сказка странствий, совм. с Ю. Дунским и А. Миттой
1983 Каждый десятый, совм. с Ю. Дунским
1983 Приключения маленького Мука (ТВ), совм. с Ю. Дунским
1984 И вот пришел Бумбо..., совм. с Ю. Дунским
1987 Сказка про влюбленного маляра, совм. с М. Вольпиным
1990 Смерть в кино, совм. с Э. Володарским и В. Черных
1991 Затерянный в Сибири, совм. с А. Миттой, Ю. Коротковым и Дж. Брабазоном