Киностудия «ЛЕНФИЛЬМ»

Ленинград, Каменноостровский (Кировский) пр., д. 10

59.957982, 30.317300

Ленфильм
unikino.spb.ru

Пожалуй, логично будет начать именно с этого места, ведь это здесь, в павильонах Ленфильма, снимались и квартира великого сыщика, и многие другие помещения. Здесь же происходили все прочие стадии кинопроизводства – от фотопроб и пошива костюмов до монтажа, озвучания и худсовета.

Ленфильм
Фото – Александр Щепин, 2011
Ленфильм
Фото – teitr_k
Ленфильм
Фото – Дмитрий Фуфаев, "Петербургский дневник"

Старейшая киностудия СССР и России была основана 30 апреля 1918 года решением наркома просвещения А.В. Луначарского, под названием Петроградский кинокомитет Союза Северных Коммун. Название Ленфильм киностудия носит с 1934 года.

Современный логотип студии с Медным всадником (художник Марина Бологовская, оператор комбинированных съёмок Эдгар Штырцкобер) впервые появился в титрах картины «В городе С» Иосифа Хейфица в 1966 году. За 90 лет существования киностудии было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

Логотип Ленфильма
Ленфильм, 1966
Медный всадник
221b.ru, 2021

Квартира Холмса была выстроена в третьем павильоне (построенном в 1936 году), в котором уже давно ничего не снимают. Ещё в конце 1980-х годов, когда в здании был проведён капитальный ремонт, оно рассматривалось как идеальное помещение для премьерного показа российских фильмов, однако в критические для "Ленфильма" с финансовой точки зрения 1990-е годы павильон был сдан в аренду коммерческим предприятиям. Сейчас в бывший павильон можно зайти со стороны Каменноостровского проспекта, а в прежние годы вход был с тыльной стороны здания, через большие ворота.

Третий павильон Ленфильма
221b.ru, 2008
Третий павильон Ленфильма
221b.ru, 2022
Третий павильон Ленфильма
221b.ru, 2008
Третий павильон Ленфильма
221b.ru, 2012

Помимо декорации "Квартира Холмса" на 1500 п/м, здесь была выстроена декорация "У дома Холмса" на 500 п/м: фрагмент улицы с фасадами домов и булыжной мостовой. Оригинальный подробный план квартиры, который был сделан на большом листе ватмана за подписью Марка Каплана, не сохранился. Но осталась быстрая копия для восстановления декорации к съёмкам "Собаки Баскервилей".

декорация У дома Холмса
"У дома Холмса", 1979
Медный всадник
"Квартира Шерлока Холмса", М.Каплан / Б.Маневич, 1981

Внутри третий павильон давно перестроен (там теперь 2 этажа), и судить о том, каким он был, можно лишь по другим, ныне действующим павильонам (вот, к примеру, четвёртый и пятый).

Четвёртый павильон Ленфильма
www.lenfilm.ru
Пятый павильон Ленфильма
www.lenfilm.ru

В пятом павильоне, например, снимались сцены в купе поезда. На натуру «комбинаторы» выезжали в район то ли Гатчины, то ли Пушкина. На открытом ЗИЛе ехали по асфальтированному гладкому шоссе, без столбов и прочих мешающих объектов, и снимали леса и поля. А уже в павильоне делали совмещение по методу фронтпроекции: проектор устанавливался с помощью полупрозрачных зеркал на оптической оси камеры и посылал изображение фона с натурными видами на светоотражающий экран, перед которым была установлена декорация купе.

Холмс и Ватсон в купе
Ленфильм, 1980
Вид за окном поезда
Ленфильм, 1980

Для пущего эффекту купе немного раскачивалось. Художники сами оклеивали экран светоотражающей плёнкой «скотчлайт» (как на дорожных знаках – этой же плёнкой «красили» и собаку Баскервилей). Изначально эта установка делалась для совместной с США картины «Синяя птица» в 1976 году.

Холмс в купе
Ленфильм, 1980
Вид за окном поезда
Ленфильм, 1980

Тем же способом снимался эпизод с видом из окна, когда Холмс и Ватсон смотрят на выходящий из тоннеля поезд («ХХ век начинается»). Это была передовая по тем временам технология, хотя и довольно сложная – важно было синхронизировать открытие обтюратора камеры с обтюратором проектора, чтобы изображение фона было синхронно с актёрской сценой, иначе оно становилось невидимым.

железная дорога под домом
Ленфильм, 1986

Ещё из новинок того времени была технология «синего экрана». Этот приём уже использовался в телевидении, но на киноплёнке на студии «Ленфильм» он был применён впервые. Он давал возможность маскирования изображения и последующего совмещения. Для придания большего драматизма сцене нападения собаки Баскервилей на сэра Генри, художник комбинированных съёмок В. Оковитый предложил слегка увеличить собаку и снять её рапидом (замедленной съёмкой). Этот эпизод сняли по частям: в павильоне убегающего сэра Генри (ему пришлось бежать строго по линии на полу), и отдельно собаку, бегущую за ним. Затем увеличенную собаку наложили на изображение основной сцены.

рассказал Виктор Оковитый

нападение собаки Баскервилей
Ленфильм, 1981
нападение собаки Баскервилей
Ленфильм, 1981

На тесно заставленном мебельном складе среди тысяч других подлинных антикварных вещей можно найти и кое-что из холмсовского реквизита. Вне интерьеров эти вещи порой трудно узнать, к тому же периодически их приходится ремонтировать, красить, менять обивку.

часы в гостиной
Ленфильм, 1980
часы в гостиной
221b.ru, 2007
кровать сэра Генри
Ленфильм, 1981
кровать сэра Генри
221b.ru, 2007
стулья в Баскервиль-холле
Ленфильм, 1981
стулья в Баскервиль-холле
221b.ru, 2007
бюро Милвертона
Ленфильм, 1980
бюро Милвертона
221b.ru, 2016

Ленфильм

1 – Главный вход.
2 – Первый павильон.
3 – Второй павильон.
4 – Бывший третий павильон (квартира на Бейкер-стрит).
5 – Четвёртый павильон.
6 – Пятый павильон.


карта Санкт-Петербурга

< 221b.ru >