
|
|
Киностудия «ЛЕНФИЛЬМ» 
|
Ленинград,
Каменноостровский (Кировский) пр., д. 10.
Пожалуй, логично будет начать именно с этого места, ведь это
здесь, в павильонах Ленфильма, снимались и квартира великого
сыщика, и многие другие помещения.
Старейшая киностудия СССР и России была основана 30 апреля 1918 года решением наркома просвещения А.В. Луначарского, под названием Петроградский кинокомитет Союза Северных Коммун. Название Ленфильм киностудия носит с 1934 года.
Современный логотип студии с Медным всадником (худ. Марина Бологовская) впервые появился в титрах картины «Рабочий посёлок» реж. Владимира Венгерова в 1965 году (по другой версии – в картине «В городе С» Иосифа Хейфица в 1966 году). За 90 лет существования киностудии было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд мирового киноискусства. |
Квартира Холмса была выстроена в третьем павильоне, в котором уже давно ничего не снимают. В трудные для киностудии времена Ленфильму пришлось сдать павильон в аренду коммерческим предприятиям. В бывший павильон можно свободно зайти со стороны Каменноостровского проспекта. А в те годы вход был с тыльной стороны здания, через большие ворота. |
  |
Внутри 3-й павильон давно перестроен (там теперь 2 этажа), и судить о том, каким он был, можно лишь по другим, ныне действующим павильонам (вот, к примеру, 4-й и 5-й). Да и сама легендарная декорация не сохранилась, не осталось даже чертежей. |
Кстати, в 5-м павильоне, например, снимались сцены в купе поезда. На натуру «комбинаторы» выезжали в район то ли Гатчины, то ли Пушкина. На открытом ЗИЛе ехали по асфальтированному гладкому шоссе, без столбов и прочих мешающих объектов, и снимали леса и поля. А уже в павильоне делали совмещение по методу фронтпроекции: проектор устанавливался с помощью полупрозрачных зеркал на оптической оси камеры и посылал изображение фона с натурными видами на светоотражающий экран, перед которым была установлена декорация купе.
Для пущего эффекту купе немного раскачивалось. Художники сами оклеивали экран светоотражающей плёнкой «скотчлайт» (как на дорожных знаках – этой же плёнкой «красили» и собаку Баскервилей). Изначально эта установка делалась для совместной с США картины «Синяя птица» в 1976 году. |
Тем же способом снимался эпизод с видом из окна, когда Холмс и Ватсон смотрят на выходящий из тоннеля поезд («ХХ век начинается»).
Это была передовая по тем временам технология, хотя и довольно сложная – важно было синхронизировать открытие обтюратора камеры с обтюратором проектора, чтобы изображение фона было синхронно с актёрской сценой, иначе оно становилось невидимым. |
Ещё из новинок того времени была технология «синего экрана». Этот приём уже использовался в телевидении, но на киноплёнке на студии «Ленфильм» он был применён впервые. Он давал возможность маскирования изображения и последующего совмещения. Для придания большего драматизма сцене нападения собаки Баскервилей на сэра Генри, художник комбинированных съёмок В. Оковитый предложил слегка увеличить собаку и снять её рапидом (замедленной съёмкой). Этот эпизод сняли по частям: в павильоне убегающего сэра Генри (ему пришлось бежать строго по линии на полу), и отдельно собаку, бегущую за ним. Затем увеличенную собаку наложили на изображение основной сцены.
[рассказал Виктор Оковитый] |
На тесно заставленном мебельном складе среди тысяч других подлинных антикварных вещей можно найти и кое-что из холмсовского реквизита. Вне интерьеров эти вещи порой трудно узнать, к тому же периодически их приходится ремонтировать, красить, менять обивку. |
  |
Филиал киностудии «ЛЕНФИЛЬМ» 
|
Ленинград,
ул. Тамбасова, д. 5.
Здесь, в юго-западном районе Сосновая Поляна, с 1964 года находится филиал Ленфильма, который тоже имеет отношение к съёмкам «Холмса». Филиал создавался с размахом, как будущий Советский Голливуд. Цех по обработке плёнки в 1960-е годы был самым современным в стране и обслуживал студии многих республик. |
В трудные послеперестроечные годы два павильона филиала были законсервированы, часть помещений была сдана в аренду коммерческим предприятиям, а пустырь был отдан городу под строительство жилья. Однако, большая часть территории за бетонным забором так и осталась невостребованной, а у Ленфильма после акционирования появилась возможность привлечь частных инвесторов, чтобы не только возродить съёмочную площадку на ул. Тамбасова, но и расширить её. К работам приступят, как только станет ясна схема финансирования. |
  |
Вот здесь, на месте ничем не примечательной автостоянки, где раньше был просто пустырь, снималась сцена пожара в квартире Холмса. Игорь Масленников в последнюю минуту засомневался в безопасности этих съёмок, и тогда Марк Каплан построил вот на этом пустыре копию комнаты Холмса. Столяры на скорую руку сколотили похожую мебель. Юрий Векслер на всякий случай поставил две камеры. С улицы в комнату должны были лететь огненные шары, а Ватсон должен был их гасить. Вся съёмка заняла меньше минуты. А ещё через две минуты от декорации не осталось ничего – пожарные даже не успели включить брандспойты. А Виталий Соломин ещё долго отращивал опалённые волосы.
[подсказал Игорь Масленников] |
  |
Здесь же находится участок игрового транспорта, где хранится около полусотни исторических автомобилей и репликаров (это точные копии автомобилей, но трансформеры). Первый репликар был сделан для картины «Шерлок Холмс. Двадцатый век начинается». Очень интересная получилась машина: кузов можно снимать, ставить другой, делать открытый, закрытый верх. На фото справа: нет полной уверенности, что это именно та машина, на которой ездил Фон Борк, но это вполне возможно. |
|
|
|
последнее обновление на сайте – 24 февраля |