Стэмфорд ведёт Ватсона к Холмсу Бейкер-стрит 221b
Ватсон беседует со Стэмфордом Суррей, дорога к усадьбе Сток-Морон
Усадьба Сток-Морон
 

Стэмфорд ведёт Ватсона к Холмсу

Рига, Эспланада

Зона использовалась для обучения войск. В 1817 г. здесь был открыт Верманский сад. Эспланада утратила свое значение со сносом в 1857 г. валов и бастионов. Территория перешла во владение города, были образованы улицы, бульвары, парки, планировалась частичная застройка Эспланады.

Рига, Эспланада

Здесь проводились праздники песни, организовывались театральные постановки под открытым небом, выставки. В 1919 г. на Эспланаде было произведено торжественное захоронение коммунаров, павших в борьбе за Советскую власть и площадь была переименована в парк Коммунаров, так она и называлась во время съемок фильма о Холмсе. В 1950-52 гг. зелёные насаждения были изменены – проложены дорожки с бетонным покрытием, разбиты газоны, розарий, устроена детская игровая площадка.

Вдоль прежней «дорожки для верховой езды» в советское время была расположена «Аллея героев» – скульптурные портреты латышских революционеров, героев Великой Отечественной войны, партийных, государственных и военных деятелей. За левым плечом Стэмфорда виднеется один из этих бюстов.

На заднем плане видна Латвийская государственная Академия художеств – к ней мы вернёмся чуть позже.

[нашла Рената Римша, подробнее – в её журнале]

Бейкер-стрит 221b

Рига, ЯуниелаЛатвия, Рига, ул. Яуниела
(Jauniela – «новая улица»), д. 22

Эта старинная улочка, возникшая в конце XVI века, примыкает к Домскому собору. Нынешнее название она носит с 1923 года, а свои границы приобрела в 1936-37 годах, после образования Домской площади.

Рига, Яуниела

И чего здесь только не снималось в советские времена! Одно перечисление кинокартин заняло бы много места. А падающего на мостовую профессора Плейшнера из «17 мгновений весны» можно было бы увидеть и из окон Холмса – эти дома стоят как раз друг напротив друга.

Рига, Яуниела

Дом Холмса и Ватсона, однако, расположен чуть в стороне от проезжей части, в маленьком тесном дворике. С первых же кадров авторы фильма постарались скрыть этот факт и создать иллюзию, что фасад дома выходит на проезжую часть. Несколько раз мы видим, как герои идут по улице, а затем подходят к двери дома 221b с правой стороны. Но именно справа никакого прохода нет, там тупик. Подойти к двери с улицы можно только слева, обогнув старинный одноэтажный домик, стоящий как раз между домом Холмса и улицей.

Рига, ЯуниелаРига, Яуниела
Рига, Яуниела

Лишь в последнем фильме «ХХ век начинается» авторы почему-то сами разрушили свою иллюзию и показали дворик, как он есть.

Увы, фонарь, висевший слева от двери, около 2011 года был – как бы это сказать – утрачен. Долго собирались повесить такой же, но так и не собрались.

Несведущий наблюдатель никак не заподозрит, что это здание – часть монастырского комплекса, а между тем прямо за домом находится двор Домского монастыря, а над крышей виднеется Домский собор. В 1898 году восточное крыло монастыря было слегка расширено и, благодаря архитектору Вильгельму Нейману, у него появился новый фасад.

Рига, Яуниела

Как видите, никакой мемориальной доски на доме нет, а могла бы быть. Хозяева расположенного рядом кафе, которые одно время летом даже ставили свои столики прямо напротив легендарной двери, тоже никак не эксплуатируют имя Холмса, хотя редкому заведению достаётся такой подарок. Оно и понятно – это ведь не латышский фильм...

[подробнее...]


Рига, ЯуниелаЛатвия, Рига, ул. Яуниела, д. 25-27

Есть и другой дом, имеющий право претендовать на звание дома Шерлока Холмса. Он стоит как раз напротив первого, на нечётной стороне улицы. В серии «Знакомство» нам показывают вид, открывающийся из окон гостиной – так вот это как раз здесь.

Рига, Яуниела

В «17 мгновениях весны» именно в этом доме находилась проваленная явка, куда так неосторожно забрёл профессор Плейшнер, не заметив цветка в окне.

Теперь здесь располагается 4-звёздочный отель и ресторан "Neiburgs". С верхних его этажей открывается роскошный вид на Домский собор.

Рига, Яуниела

Но вряд ли вид из гостиной снимался непосредственно из окна – для второго этажа слишком низко. Скорее всего, это был операторский кран, зависший где-то между первым и вторым этажом. Ну и рама перед камерой.

Рига, Яуниела

 

Кстати, такой же приём был использован незадолго до этого в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», причём на этом же месте. Ну, чуть правее, на углу улицы Краму. Главный герой Джи, судя по этому виду из его окна, тоже жил здесь.

Ватсон беседует со Стэмфордом

Рига, Академия художествЛатвия, Рига,
бульвар Калпака (Комунару), д. 13,
Латвийская государственная
Академия художеств

Это наиболее значительная работа архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, 1902-05 гг. До Академии художеств (основанной в 1919–1921 гг.) здесь находилось коммерческое училище Биржевого комитета.

Рига, Академия художеств

Здание «одето» в роскошные готические формы. Является новаторским памятником архитектуры, который, будучи облечённым в форму исторического стиля неоготики, тем не менее воплотил в себе пространственную структуру и планировку в духе только появившегося тогда стиля модерн (в Латвии этот стиль называется югендстиль).

Рига, Академия художеств

Наружные стены выложены из красного кирпича, крыша вначале была покрыта черным натуральным тюрингенским шифером, теперь – медными пластинами. Поэтажные вестибюли украшены колоннами, вытесанными из различных сортов песчаника, а колонны входного портика сделаны из известняка.

Окна украшены витражами, выполненными рижской мастерской Э. Тоде. В своё время это было наиболее благоустроенное здание в Риге.

[нашла Рената Римша, подробнее – в её журнале]

Суррей, дорога к усадьбе Сток-Морон

КримулдаЛатвия, Рижский район, Кримулдская волость,
Кримулдская церковь (Krimuldas baznica)

Коляска с Холмсом и Ватсоном проезжает у самых стен Кримулдской лютеранской церкви – старейшей из уцелевших сельских каменных церквей Латвии. За 800 с лишним лет её существования она много раз перестраивалась, рушилась и снова возводилась, но всё на том же месте.

Кримулда

Первую церковь здесь, в населенном ливами городище Кубеселе,  основал в 1205 году проповедник Алебранд. В то время предводителем местных турайдских ливов был вождь Каупо, который в трудное время раздоров и войн между ливами и  балтскими племенами, а позже и крестоносцами, принял решение встать на сторону крестоносцев и епископа Альберта, чем способствовал внедрению католицизма в Латвии. Этому решению Каупо предшествовало его путешествие в Европу и встреча с Папой Римским Иннокентием III.

Кримулда

Каупо погиб в 1217 г. во время похода немцев, ливов и латгалов в Эстонию. У подножия городища Кубеселе, где ныне построен пасторат, есть холмик, который считают местом захоронения Каупо, однако есть версия, что он похоронен в самой церкви. В 2001 году у подножия холма был открыт памятный камень Каупо.

Кримулда

О расположении церкви ходит легенда. Якобы строить собирались в совсем другом месте, на Курмишской горе, да строительство там не заладилось: что за день построят, то за ночь разрушается. Поставили стражу, но она каждый раз засыпала, а наутро привезённые камни оказывались сброшены со склона горы. Тогда решили, что место непригодно для церкви, и надо выбрать другое. В конце концов погрузили камни, запрягли волов и вывели их на дорогу. Там, где волы свернули пощипать траву, и построили церковь.

КримулдаКримулда

Вид сооружения значительно изменился в 1905 г., когда в честь 700-летия церкви на месте деревянной башни воздвигли массивную каменную башню высотой 46 м по проекту рижского архитектора Августа Рейнберга. В Первую мировую войну башня сильно пострадала, но была восстановлена в 1924 г. Внутреннее убранство церкви было полностью уничтожено в 1918 г., однако в период между двумя мировыми войнами приход восстановил разорённый храм и оборудовал его новыми предметами культа.

Кримулда

В 1964 г., после смерти здешнего пастора, церковная община перестала существовать. Церковь передали в ведение Кримулдского сельсовета, что не спасло её от разграбления и вандализма – в храме устроили склад минеральных удобрений. Лишь в 1980-х годах администрация Национального парка «Гауя» стала проводить в разрушенной церкви восстановительные работы, а в 1988 г. церковная община возобновила свою деятельность и продолжила начатое дело по восстановлению.

Кримулда

С нынешним пастором, Аустрисом Равиньшем, тоже связана мистическая история. Как пишут на http://chas-daily.com, он был фотографом и приехал сюда, когда его попросили сделать кое-какие снимки для восстановления церкви. Никогда прежде не бывавший в Кримулде, Аустрис эту белую церковь узнал. Однажды, очень давно, он видел её – не во сне, а как бы наяву – и себя в ней, занятого очень важным делом. Аустрис считает, что это было видение. Так или иначе, но в  Кримулду он зачастил. А потом, круто изменив свою жизнь, поступил на теологический факультет и стал лютеранским пастором.

Кримулда

Ещё одна местная достопримечательность – единственный в Латвии церковный лабиринт, выложенный из камня неподалёку от церкви: в 2002 году пастор Равиньш построил здесь точную копию лабиринта из Шартрского собора (кстати, одногодки Кримулдской церкви). Это не аттракцион для туристов, а средство работы над собой, символ пути человека к Богу.

Кримулда

За спиной Холмса видны белые столбики ворот. С этой стороны они не сохранились, зато такие же остались с другой стороны церкви.

Кстати, с этим местом связано ещё одно забавное происшествие. В один погожий весенний денёк сразу два рижских фотографа приехали сюда, чтобы снять эти виды для нашего сайта, где и столкнулись почти нос к носу, узнав друг друга по скриншотам в руках – впервые в истории отечественного холмсоведения. Письма с фотографиями пришли на сайт также одновременно.

КримулдаКримулда
Кримулда

Слева, где была лужайка, теперь стоянка для машин. К стоянке проложена дорожка, а старая дорога заасфальтирована. Коренастое дерево, возле которого Холмс и Ватсон сошли с коляски (кажется, ива) – наиболее пострадавший объект. Его состояние вызывает подозрение, что через пару-тройку лет церковь с этой точки будет видна полностью.

КримулдаКримулда

Рядом со стоянкой – там, где находился оператор – теперь дренажная канава, полная воды, так что снимать приходится практически из канавы. От высокой ели остался лишь пень, а извилистое дерево в центре кадра обломилось и стало меньше ростом.

Кримулда

Рядом с нашей ивой стоит её родная сестра. Вот как выглядят деревья и дорога, по которой ехала коляска, со стороны церкви.

Любопытно, что сама усадьба Сток-Морон находится не в Кримулде, а совсем по другую сторону от Риги – за Юрмалой. Так что в реальности Холмсу с Ватсоном пришлось бы ехать не несколько минут, а много часов.

[нашла Рената Римша, подробнее – в её журнале: часть первая, вторая, третья]

Усадьба Сток-Морон

Кемери, Межа МааяЛатвия, Юрмала, Кемери, Кемерский Национальный парк, ул. Туристу, д. 15,
«Межа Маая» (Лесная дача)

Здание построено в 1932 или 1933 году по проекту архитектора Фридриха Скуиньша. Представляет собой образец позднего стиля национальный романтизм в Латвии. Сочетание каменных и деревянных конструкций, деталей, выполненных в традициях народного деревянного зодчества, и соломенной крыши придало зданию его неповторимый и запоминающийся облик.

Кемери, Межа Маая

В своё время в нём располагался широко известный ресторан «Jautrais Ods» («Весёлый комар»). До ресторана, по-видимому, здание служило спортивным павильоном, о чём свидетельствуют старые фото-открытки 1930-х гг. В советское время здесь располагался детский санаторий. Затем здание переняла для своих нужд администрация Национального парка «Кемери». В 2006 году здание подверглось капитальной реконструкции, которая завершилась в январе 2007 г.

[подробнее здесь и тут...]

* Овсянка * Персонажи * Сюжет *

<
>

 

последнее обновление на сайте – 15 июля