Бейкер-стрит, 221b

Латвия, Рига, ул. Яуниела (Jauniela) /
ул. Паласта (Palasta iela), д. 4

56.948569, 24.105137

Бейкер стрит
Ленфильм, 1979
Jauniela
221b.ru, фото – Рената Римша, 2006

Старинная улочка Яуниела, возникшая в конце XVI века, примыкает к Домскому собору. Нынешнее имя она носит с 1923 года, а свои границы приобрела в 1936–37 годах, после образования Домской площади.

И чего здесь только не снималось в советские времена! Одно перечисление кинокартин заняло бы много места. А падающего на мостовую «Цветочной улицы» профессора Плейшнера из «17 мгновений весны» можно было бы увидеть и из окон Холмса – эти дома стоят как раз друг напротив друга.

Семнадцать мгновений весны
К/с им. М.Горького, "Семнадцать мгновений весны", 1973
Семнадцать мгновений весны
К/с им. М.Горького, "Семнадцать мгновений весны", 1973
Бейкер стрит
Ленфильм, 1979
Jauniela
221b.ru, фото – Рената Римша, 2006

Однако, дом Холмса и Ватсона 221b, хоть и выходит окнами на Яуниела, имеет адрес ул. Паласта, д. 4 – это официальный адрес музея Истории города Риги и мореходства. Дело в том, что в доме Холмса расположены архивные помещения музея и по его лестнице можно пройти наверх для осмотра музейных залов, пройти их анфиладу и выйти наружу через здание на Паласта. Музей представяет собой единый комплекс из нескольких зданий, в течение столетий встроенных друг в друга, и у него несколько входов. Раньше, до возникновения сложных вопросов с недвижимостью, у дома всё же был адрес по ул. Яуниела, куда входил и тот домик, что прикрывает его с улицы. Потом произошло размежевание и де-юре это теперь Паласта, 4.

Jauniela
221b.ru, 2015
Jauniela
www.hoteljustus.lv

Дом Холмса и Ватсона расположен чуть в стороне от проезжей части, в маленьком тесном дворике. С первых же кадров авторы фильма постарались скрыть этот факт и создать иллюзию, что фасад дома выходит на проезжую часть. Несколько раз мы видим, как герои идут по улице, а затем подходят к двери дома 221b с правой стороны. Но именно справа никакого прохода нет, там тупик. Подойти к двери с улицы можно только слева, обогнув старинный одноэтажный домик под номером 22, стоящий как раз между домом Холмса и улицей.

Бейкер-стрит, 221b
Ленфильм, 1979
Palasta iela, 4
221b.ru, 2015
Palasta iela, 4
221b.ru, 2015
Palasta iela, 4
221b.ru, 2015

Лишь в последнем фильме «ХХ век начинается» авторы почему-то сами разрушили свою иллюзию и показали дворик, как он есть.

Увы, фонарь, висевший слева от двери, около 2011 года был – как бы это сказать – утрачен. Долго собирались повесить такой же, но так и не собрались.

Бейкер-стрит, 221b
Ленфильм, 1986
Palasta iela, 4
221b.ru, 2015

Несведущий наблюдатель никак не заподозрит, что это здание – часть монастырского комплекса, а между тем прямо за домом находится двор Домского монастыря, а над крышей виднеется Домский собор. В 1898 году восточное крыло монастыря было слегка расширено и, благодаря архитектору Вильгельму Нейману, у него появился новый фасад.

Как видите, никакой мемориальной доски на доме нет, а могла бы быть. Хозяева расположенного рядом кафе, которые одно время летом даже ставили свои столики прямо напротив легендарной двери, тоже никак не эксплуатируют имя Холмса, хотя редкому заведению достаётся такой подарок. Оно и понятно – это ведь не латышский фильм...

подробнее...

Бейкер-стрит, 221b
Ленфильм, 1979
Palasta iela, 4
221b.ru, 2015

Латвия, Рига, ул. Яуниела, д. 25/27

56.948594, 24.105666

Jauniela
221b.ru, 2015
Jauniela
221b.ru, 2015

Есть и другой дом, имеющий право претендовать на звание дома Шерлока Холмса. Он стоит как раз напротив первого, на нечётной стороне улицы. В серии «Кровавая надпись» нам показывают вид, открывающийся из окон гостиной – так вот это как раз здесь.

Бейкер-стрит
Ленфильм, 1979
Бейкер-стрит
Ленфильм, 1979

В «17 мгновениях весны» именно в этом доме находилась проваленная явка, куда так неосторожно забрёл профессор Плейшнер, не заметив цветка в окне. Теперь здесь располагается 4-звёздочный отель и ресторан "Neiburgs". С верхних его этажей открывается роскошный вид на Домский собор.

Jauniela
221b.ru, 2015
Jauniela
221b.ru, 2015

Но вряд ли вид из гостиной снимался непосредственно из окна – для второго этажа слишком низко. Скорее всего, это был операторский кран, зависший где-то между первым и вторым этажом. Ну и рама перед камерой.

Кстати, такой же приём был использован незадолго до этого в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», причём на этом же месте, только чуть правее, на углу улицы Краму. Главный герой Джи, судя по этому виду из его окна, тоже жил здесь (не говоря уже о том, сколько реквизита он позаимствовал у Холмса).

Яуниела
Ленфильм, "Трое в лодке, не считая собаки", 1979

Домский собор

«Знакомство»:
1 – Бейкер-стрит.
2 – Дом 221b.

«Кровавая надпись»:
3 – Вид из окна гостиной 221b.
4 – Холмс спешит на помощь Ватсону.
5 – Арест Джефферсона Хоупа.
6 – Хоуп везёт Дреббера в кэбе.
«ХХ век начинается»:
7 – Дом Джеймса Уолтера.
8 – Ватсон спешит к Холмсу на автомобиле.


< 221b.ru >