Заброшенный дом, место убийства Дреббера Холмс спешит на помощь Ватсону
Гостиница, где был убит Стэнджерсон Арест Джефферсона Хоупа
Хоуп везёт Дреббера в кэбе
 

Заброшенный дом, место убийства Дреббера

Дача СалтыковойЛенинград, ул. Академика Крылова, д. 4
(ст. м. «Чёрная речка»),
Дача княгини Е.П. Салтыковой

Комплекс дачи включает в себя главный дом, служебные корпуса и ворота. 1837-43 гг., архитектор П. Садовников. Интерьеры выполнены Г. Боссе. Ныне объект исторического и культурного наследия федерального значения.

Дача Салтыковой

Княгиня Е.П. Салтыкова была дочерью графини С.В. Строгановой, чей дом располагался неподалёку – для неё и её сестры, княгини А.Г. Голицыной, были выстроены две дачи на территории бывшего Строгановского сада. Дача Салтыковой – это единственная дошедшая до нас постройка обширного владения Строгановых. После 1917 г. дача была занята филиалом больницы, в 30-е годы его сменила школа. После 1935 г. – опять больница. В 1946 г. здесь был открыт профилакторий. В 1979–80 гг. при строительстве метро «Чёрная речка» здание использовалось как прорабская. Затем в течение 11 лет оно пустовало и было разграблено. Пожары превратили его в руины. В 1991–96 гг. фирма «Бурда моден» восстановила дом и ворота в первозданном виде.

Дача Салтыковой

Место теперь трудно узнать. Сам дом, благодаря реконструкции, выглядит как новый, ещё больше изменились его окрестности. Прямо рядом с  домом в 1982 году открылась станция метро «Чёрная речка», за воротами пролегла оживлённая магистраль, парк вокруг дома был вырублен, и тихое пустынное место стало многолюдным и шумным.

Там, где Холмс прыгал через лужу, теперь ежедневно проходят тысячи людей, а за воротами вместо кэбов несутся потоки автомобилей.

Дача СалтыковойДача Салтыковой

Справа от ворот как раз строится павильон метро – виден деревянный забор с характерными белыми ромбами. А прямо под воротами теперь прорыт подземный переход на другую сторону улицы Академика Крылова.

Дача Салтыковой

Фокус в том, что ворота всё время снимались изнутри, со стороны дома. Это хорошо видно по теням. Трудно сказать, что помешало снимать ворота снаружи – может быть, неподходящий фон, а может быть, неподходящее освещение.

Дача СалтыковойДача Салтыковой

Судя по солнцу, Холмс и Ватсон приехали на место к 16 часам. Однако, перепрыгивая через безобидную на вид лужу, Холмс (а с ним и Ватсон) попал во временную дыру: лишь в восьмом часу Грегсон вышел на крыльцо их встречать. Где их носило всё это время – неизвестно. Более того, разговор с констеблем Рэнсом состоялся в 19 часов – ещё до того, как Грегсон их встретил. Когда состоялся осмотр дома – вообще загадка. Ну а в десятом часу вечера, на закате, Ватсон вернулся сюда снова, чтобы устроить засаду, и прошёл к дому через левую калитку.

Дача Салтыковой

Каменные ворота и металлическая решётка были бы превосходным ориентиром, если бы не одно важное обстоятельство: нет никакого сомнения в том, что ворота были полностью перестроены, но нельзя точно сказать, как именно. Каменные блоки были переложены заново, а внешний вид камня и отсутствие дефектов и щелей между блоками позволяют думать, что камень был частично или полностью заменён. То ли новые блоки имеют другую форму и размеры, то ли их теперь больше, но ворота и арки стали выше. Решётка также стала выше за счёт дополнительного фрагмента внизу – теперь только очень высокий человек сможет смотреть на дом поверх неё – а петли решётки перенесены ближе к внутренней стороне ворот.

Дача Салтыковой

Строго говоря, нельзя даже утверждать, что ворота стоят на прежнем месте, хотя большого сдвига, очевидно, всё же не произошло. Если в 1979 году ворота можно было использовать по прямому назначению, то теперь они выполняют чисто декоративную функцию.

Дача СалтыковойДача Салтыковой
Дача Салтыковой

Сам особняк окружён ещё одной оградой, защищающей его от посторонних, поэтому снять это крыльцо оказалось возможным только благодаря администрации «Бурда моден», оказавшей всяческое содействие съёмке. Впрочем, теперь проход к крыльцу как правило открыт. Лестница стала уже вдвое, и вторая половина её ведёт не вверх, а вниз: подвальное помещение прямо под крыльцом сдаётся в аренду то под магазин, то под мастерскую. Вывески здесь меняются часто.

Дача Салтыковой

Комната, в которой Хоуп расправился с Дреббером, как ни странно, снималась здесь же – это один из немногих реальных интерьеров в Фильме. Каминный зал с четырьмя окнами находится слева от крыльца, туда можно свободно зайти через главный вход. Теперь там практически ничто не напоминает 1979 год, ну разве что орнамент на дверях.

Дача СалтыковойДача Салтыковой
Дача СалтыковойДача Салтыковой

Теперь в этой комнате один магазин сменяет другой. Как правило, всё пространство заставлено вешалками, стеллажами и прочими торговыми атрибутами. Так что рассмотреть помещение как таковое можно только в перерывах между сменой арендаторов, если повезёт.

Дача СалтыковойДача Салтыковой
магазин Сокровища Агры

Ни в легендарной комнате, ни на легендарном крыльце ничто теперь не напоминает о съёмках Фильма. Надо сказать, что арендаторы, занимающие помещение с противоположной стороны дома, оказались более предприимчивыми и назвали свой ювелирный магазин «Сокровища Агры». Так что хоть какое-то упоминание о Холмсе здесь есть.

Холмс спешит на помощь Ватсону

Рига, площадь Гердера
Латвия, Рига, площадь Гердера

Площадь, обозначенная на плане Риги ещё в 1650 году, с 1864 года носит имя Иоганна Готфрида Гердера – немецкого философа-просветителя, литератора и фольклориста. В 1764 г. Гердер получил место проповедника и заведующего Домской школой, а с 1767 г. служил ещё и как пастор и имел в Риге огромный успех как воспитатель и проповедник, преподавал также естествознание, математику, французский язык, стилистику и историю до 1769 г. Труды Гердера повлияли на развитие классической немецкой философии.

Но самая большая заслуга Гердера в том, что он впервые использовал и ввёл в обиход термин «народная песня». Он собирал песни народов мира, в том числе и латышские, систематизировал их и издал в сборнике, который выдержал два издания. Стихотворные произведения Гердера публикуются в сборниках немецкой поэзии рядом с такими авторами как Гейне и Гёте.

Домский собор

Справа виден угол Домского собора, наиболее значительного памятника средневекового зодчества Латвии. Собор заложен в 1211 г. основателем Риги епископом Альбертом Буксгевденом, завершён около 1270 г. неизвестным мастером из Кёльна. С тех пор и до конца XIX века собор постоянно перестраивался, вбирая в себя признаки разных архитектурных стилей. После реставрации (1959-60 гг.) собор, обладающий хорошей акустикой и одним из лучших в бывшем СССР и одним из крупнейших в мире органов, был преобразован в концертный зал-музей. Ныне передан в собственность Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, но в специально отведённые часы здесь проводятся концерты органной музыки.

Гостиница, где был убит Стэнджерсон

Рига, Яня сетаЛатвия, Рига, Яня сета (Иоанново подворье)

 

Ворота, через которые проезжает экипаж, прячутся в глубокой тени между церковью Св. Иоанна (д. 24 по улице Скарню) и зданием, известным в Риге как Конвент Экка (д. 20/22). Сама улица Скарню впервые в исторических документах упоминается в 1408 году, как улица торговцев мясом. Через арку ворот бывшего доминиканского монастыря виден фрагмент фасада церкви Святого Петра.

Рига, Яня сета

Ворота ведут во двор, именуемый Иоанновым подворьем (по-латышски Яня сета). Это место – ключевая точка истории города Риги, некий поворотный пункт очень многих событий. Когда-то Иоанново подворье было территорией первого епископского замка – местом, где в 1201 г. обосновался основатель города Рига епископ Альберт Буксгевден.

Рига, Яня сета

С приходом в Ригу инквизиции в 1232 г. старая капелла замка была переделана под церковь Св. Иоанна, а рядом с ней возникли наши ворота. В  1234  г. епископский замок с прилегающими земельными участками был передан в дар новообразованному Доминиканскому монастырю.

После Реформации монастырские постройки отошли к городу. В XIX веке здесь размещались рижские полицейские казармы. Внутри подворья сохранился фрагмент крепостной стены Риги начала XIII века.

[нашла Рената Римша, подробнее - в её журнале]

Арест Джефферсона Хоупа

Рига, площадь ГердераЛатвия, Рига, площадь Гердера

Уже знакомая нам площадь. Крайнее справа здание, от которого виден лишь угол – Музей истории Риги и мореходства. Фонарь на углу – бутафорский, а большой портал вдали справа – это вход в Домский собор.

площадь Гердера

Площадь Гердера обозначена на плане Риги уже в  1650 г. До 1864 г. на ней находились малые городские весы, и она называлась Малой Весовой. Нынешние вид и размеры обрела в конце 19 в., когда была снесена застройка с западной стороны Домского собора. В ознаменование 100-летия со дня прибытия в Ригу Иоганна Готфрида Гердера в 1864 г. на площади был установлен памятник Гердеру (это был первый памятник деятелю культуры в истории города), а сама площадь получила его имя.

Рига, площадь ГердераРига, площадь Гердера
памятник Гердеру

Фрагмент памятника виден слева от скамейки, на которую уложили внезапно занемогшего Холмса. Бронзовый бюст является слепком верхней части другого памятника Гердеру, воздвигнутого в Веймаре (Германия), работы скульптора Л. Шаллера.

[подробнее...]

Рига, площадь ГердераРига, площадь Гердера

Хоуп везёт Дреббера в кэбе

Рига, художественный музейЛатвия, Рига, ул. Валдемара (ул. Горького),
д. 10а, Городской художественный музей

 

Мы уже говорили о «доме Холмса» на ул. Яуниела, д. 22, который перестраивал известный искусствовед и историк, архитектор Вильгельм Нейман. Среди его работ – общественные здания самого различного назначения, и вот ещё одно из них – Городской художественный музей (1903–1905 гг.), в интерьерах которого есть детали в стиле модерн, а сам фасад решён в стиле необарокко. Когда здание было построено, в рижской прессе было немало возмущённых отзывов по поводу того, что этот неуклюжий монстр уродует облик Риги и не вызывает ничего, кроме стыда. Впрочем, то же самое говорили и об Эйфелевой башне.

Сам музей был основан в 1869 г. Коллекция насчитывает около 14 000 экспонатов и отражает развитие живописи в Латвии до 1945 г. Представлены работы Пурвитиса, Розенталя, Рериха, Айвазовского. Проводятся художественные выставки латвийских и зарубежных авторов. В годы гитлеровской оккупации фашисты разграбили музей, похитили 534 картины, в т. ч. работы Репина, Сурикова, Серова, Пурвита, Валтера, Розенталя. После освобождения Риги началось восстановление музея, и уже 1 мая 1945 г. открылась первая выставка работ латышских художников.

Два фонаря у входа – бутафорские. За прошедшие два десятилетия здание очистили от пыли веков и заново покрасили.

Рига, Академия художеств

Кэб с седоком начинает движение от музея (слева) по направлению к Академии художеств (справа).

[нашла Рената Римша, подробнее - в её журнале]


Рига, Академия художествЛатвия, Рига, бульвар Калпака (Комунару),
д. 13, Латвийская государственная
Академия художеств

Это здание нам уже знакомо по предыдущей серии. На этот раз мы видим его внутренний двор. Кэб развернулся и снова едет к художественному музею.

Рига, Академия художествРига, Академия художеств

Рига, Маза Сколас Латвия, Рига,
ул. Маза Сколас (Малая Школьная)

 

Слева мы видим здание музея Истории города Риги и мореходства, а по сути всё то же здание Домского монастыря, его южный фасад. Улица получила своё название в честь Домской школы, в которой раньше готовили священнослужителей, а затем, после Реформации (XVI в.) Домская школа стала первым светским высшим учебным заведением в Риге.

С 1791 г. здесь также размещался один из старейших музеев Европы, созданный в 1773 г. на основе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля. После того, как школа переехала, появилась возможность расширения и реставрации помещений. Монастырский двор был реставрирован в 1888-92 по проекту архитекторов В. Неймана и К. Нейбургера. По проекту последнего были переделаны южное и западное крылья монастыря, к которым были пристроены дополнительные здания.

Музей истории Риги и мореходства

В 1959 г. ансамбль Домского собора и монастыря был передан Музею истории Риги и мореходства, в 1962 г. образован его филиал (Домский музей). В экспозиции отражена история Риги с её основания до 1940 г., история мореходства Латвии с Х века до наших дней. В собрании музея полмиллиона материалов, здесь регулярно устраиваются выставки. Музей предлагает экскурсии по экспозиции, хранилищу, Домской церкви и Крестовой галерее, а также образовательные программы для учащихся, консультации.

[нашла Рената Римша, подробнее - в её журнале]


Ну а закончилась эта поездка, как мы уже знаем, на Чёрной речке. Как видите, Дреббер был настолько пьян, что даже небольшая поездка в кэбе из Риги в Ленинград не вызвала у него подозрений.

* Овсянка * Персонажи * Сюжет *

<
>

 

последнее обновление на сайте – 23 мая