| Заброшенный дом, место убийства Дреббера
|
Ленинград, ул. Академика Крылова, д. 4,
Дача княгини Е.П. Салтыковой
59.985873, 30.300292 |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2006 |
Комплекс дачи включает в себя главный дом, служебные корпуса
и ворота. 1837–43 гг., архитектор П. Садовников. Интерьеры выполнены Г. Боссе. Ныне
объект исторического и культурного наследия федерального значения. |

221b.ru, 2009 |

221b.ru, 2009 |
Княгиня Е.П. Салтыкова была дочерью графини С.В. Строгановой, чей дом располагался неподалёку – для неё и её сестры, княгини А.Г. Голицыной, были выстроены две дачи на территории бывшего Строгановского сада. Дача Салтыковой – это единственная дошедшая до нас постройка обширного владения Строгановых. После 1917 г. дача была занята филиалом больницы, в 30-е годы его сменила школа. После 1935 г. – опять больница. В 1946 г. здесь был открыт профилакторий. В 1979–80 гг. при строительстве метро «Чёрная речка» здание использовалось как прорабская. Затем в течение 11 лет оно пустовало и было разграблено. Пожары превратили его в руины. В 1991–96 гг. фирма «Бурда моден» восстановила дом и ворота в первозданном виде. |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2009 |
Место теперь трудно узнать. Сам дом, благодаря реконструкции, выглядит как новый,
ещё больше изменились его окрестности. Прямо рядом с домом в 1982 году открылась
станция метро «Чёрная речка», за воротами пролегла оживлённая
магистраль, парк вокруг дома был вырублен, и тихое пустынное место
стало многолюдным и шумным. Там, где Холмс прыгал через лужу, теперь ежедневно проходят тысячи
людей, а за воротами вместо кэбов несутся потоки автомобилей. |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2009 |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2009 |
Справа от ворот как раз строился павильон метро – в кадре виден деревянный забор с характерными белыми ромбами. А прямо под воротами теперь
прорыт подземный переход на другую сторону улицы Академика Крылова. |

221b.ru, 2009 |

221b.ru, 2009 |
Фокус в том, что ворота
всё время снимались изнутри, со стороны дома. Это хорошо видно
по теням. Трудно сказать, что помешало снимать ворота снаружи – может быть, неподходящий фон, а может быть, неподходящее освещение. |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2009 |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2006 |
Судя по солнцу, Холмс и Ватсон приехали на место к 16 часам. Однако, перепрыгивая через безобидную на вид лужу, Холмс (а с ним и Ватсон) попал во временную дыру: лишь в восьмом часу Грегсон вышел на крыльцо их встречать. Где их носило всё это время – неизвестно. Более того, разговор с констеблем Рэнсом состоялся в 19 часов – ещё до того, как Грегсон их встретил. Когда состоялся осмотр дома – вообще загадка. Ну а в десятом часу вечера, на закате, Ватсон вернулся сюда снова, чтобы устроить засаду, и прошёл к дому через левую калитку. |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2009 |
Каменные ворота и металлическая решётка были бы превосходным ориентиром, если бы не одно важное обстоятельство: нет никакого сомнения в том, что ворота были полностью перестроены, но нельзя точно сказать, как именно. Каменные блоки были переложены заново, а внешний вид камня и отсутствие дефектов и щелей между блоками позволяют думать, что камень был частично или полностью заменён. То ли новые блоки имеют другую форму и размеры, то ли их теперь больше, но ворота и арки стали выше. Решётка также стала выше за счёт дополнительного фрагмента внизу – теперь только очень высокий человек сможет смотреть на дом поверх неё – а петли решётки перенесены ближе к внутренней стороне ворот. |

221b.ru, 2009 |

221b.ru, 2009 |
Строго говоря, нельзя даже утверждать, что ворота стоят на прежнем месте, хотя большого сдвига, очевидно, всё же не произошло. Если в 1979 году ворота можно было использовать по прямому назначению, то теперь они выполняют чисто декоративную функцию. |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2009 |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2009 |
Сам особняк окружён ещё одной оградой, защищающей его от посторонних, поэтому снять это крыльцо оказалось возможным только благодаря администрации «Бурда моден», оказавшей всяческое содействие съёмке. Впрочем, теперь проход к крыльцу как правило открыт, и с этой стороны дома располагается рынок, где в шатрах продаётся и еда, и одежда. Лестница стала уже вдвое, и вторая половина её ведёт не вверх, а вниз: подвальное помещение прямо под крыльцом сдаётся в аренду то под магазин, то под мастерскую. Вывески здесь меняются часто. |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2009 |

221b.ru, 2009 |

221b.ru, 2008 |
Комната, в которой Хоуп расправился с Дреббером, как ни странно, снималась здесь же – это один из немногих реальных интерьеров в Фильме. Каминный зал с четырьмя окнами находится слева от крыльца, туда можно свободно зайти через главный вход. Теперь там практически ничто не напоминает 1979 год, ну разве что орнамент на дверях. |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2011 |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2011 |

Ленфильм, 1979 |
 Ленфильм, 1979 |
Теперь в этой комнате один магазин сменяет другой. Как правило, всё пространство заставлено вешалками, витринами, стеллажами и прочими торговыми атрибутами. Так что рассмотреть помещение как таковое можно только в перерывах между сменой арендаторов, если повезёт. |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2011 |

Ленфильм, 1979 |

221b.ru, 2011 |

221b.ru, фото – AleksZ, 2006 |

221b.ru, 2011 |
Ни в легендарной комнате, ни на легендарном крыльце ничто теперь не напоминает о съёмках Фильма. Надо сказать, что арендаторы, занимающие помещение с противоположной стороны дома, оказались более предприимчивыми и назвали свой ювелирный магазин «Сокровища Агры». Так что хоть какое-то упоминание о Холмсе здесь есть. |

221b.ru, 2010 |

221b.ru, 2010 |

1 – Ворота.
2 – Заброшенный дом, место убийства Дреббера.
 |
|