Железнодорожная станция Айфорд

Ленинградская область, Выборгский район, пос. Гвардейское

60.798947, 28.957356

станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008

До 1939 года посёлок входил в состав Выборгской губернии (Финляндия) и назывался Карисалми (Karisalmi – рифовый пролив). В 1948 году был переименован в Гвардейское.

станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008

Это самая северная точка во всём Фильме. До Выборга отсюда 20 км, до Санкт-Петербурга 150 км. Проехать можно от Выборга пригородным пассажирским поездом на Каменногорск, Светогорск или Хиитолу, или же автомобилем по трассе "Скандинавия".

станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008

Пассажирские поезда здесь ходят нечасто – всего две пары в сутки. Долгое время, вплоть до начала 21 века, дорога не была электрифицирована, небо не было затянуто контактной сетью – может быть, поэтому эти места и выбрали для съёмок.

станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2011
станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008
станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008

Даже спустя четверть века здесь практически ничего не изменилось, только пристанционные домики покрасили в жёлтый цвет.

станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008
станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008

За спиной Холмса, так же как и за спиной его собеседника, маячит один и тот же станционный туалет – Холмс зачем-то перебежал через пути на противоположную платформу.

станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008
станция Айфорд
Ленфильм, 1986
станция Гвардейское
221b.ru, 2008

Надо сказать, что по этой дороге встречается ещё несколько станций схожей архитектуры. Места вокруг живописные – скалы, густо поросшие лесом и усыпанные большими валунами, множество озёр – и относительно безлюдные. Примечательно, что неподалёку находятся озёра с говорящими названиями Краснохолмское и Малое Краснохолмское.

станция Гвардейское
221b.ru, 2008
станция Гвардейское
221b.ru, 2008

Авторам сайта в очередной раз повезло – они успели посетить это место до того, как в 2012 году здесь начались масштабные преобразования. Видов, как на предыдущих снимках, больше нет. РЖД понадобилось организовать движение скоростных пассажирских поездов "Аллегро" между Петербургом и Хельсинки. Для этого было решено освободить железную дорогу Петербург – Выборг от грузовых составов и перевести грузовое движение на новую линию Выборг – Каменногорск – Лосево – Сосново – Ручьи. Реконструкция участка Выборг – Каменногорск предусматривает расширение линии с одного до двух путей, её электрификацию и модернизацию станций.

станция Гвардейское
221b.ru, 2013
станция Гвардейское
221b.ru, 2013

Местные жители выступили категорически против этого проекта, их позицию поддержала местная и региональная власть, инженеры, экологи. Тем не менее, строительство начали, даже не дожидаясь, пока проект будет согласован и пройдёт государственную экспертизу. Депутат ЗакС Ленобласти и руководитель общественной организации "Зелёная Волна" назвали действия РЖД самостроем. Жителей понять можно. Раньше по железной дороге ходили 10 пар поездов в сутки, а после реконструкции их число увеличится до 45 пар – это четыре поезда в час. При этом между Каменногорском и Выборгом всего 16 автомобильных переездов, а строительство виадуков проект не предусматривает. Небольшие поселения окажутся в прямом смысле отрезанными от мира. Например, жители посёлка Гвардейское скорую вызывают из Выборга, а их дети ходят учиться в выборгские школы. Как им жить, если большую часть дня путь в город будет преграждать шлагбаум?

станция Гвардейское
221b.ru, 2017
станция Гвардейское
221b.ru, 2017

Кроме того, строители активно используют для подвозки материалов дороги общего пользования, в результате некоторые участки полностью приведены в негодность, а деньги на восстановление дорог в проекте не предусмотрены. Местные жители указывают, что грунты при строительстве мостов ссыпаются прямо в воду, загрязняют её и забивают протоки. В результате Смирновское озеро вышло из берегов и весной затопило дороги – людям приходилось ходить по воде. В ответ проектировщики заявили, что строительство и наводнение никак не связаны, но жители в случайные совпадения верить не готовы. Зона акустического воздействия составит около 900 метров: даже в случае установки акустического экрана уровень шума будет превышать санитарные нормы. Согласно ТЭО проекта, до 80% предполагаемых грузоперевозок приходится на нефтеналивные и угольные составы. В случае техногенных аварий возникают риски попадания нефти и нефтепродуктов в водоёмы.

станция Гвардейское
221b.ru, 2017
станция Гвардейское
221b.ru, 2017

Так что теперь здесь есть и контактная сеть, и высокие платформы, и акустические экраны. Нет только знакомых по Фильму видов и умиротворённой атмосферы тихого старого посёлка среди лесов, озёр и скал.

подсказал Юрий Цапленков


Гвардейское

< 221b.ru >