Железнодорожная станция Айфорд Дом полковника Лизандера Старка
Вокзал Паддингтон Дом мистера и миссис Ватсон Ферма Холмса в Суссексе
Дом на Годолфин стрит, где был убит Эдуардо Лукаш Прихожая Трелони Хоупа
Железная дорога, где нашли тело Кадогена Уэста Дом Джеймса Уолтера Арсенал
Кладбище, могила Кадогена Уэста Дом Оберштейна Дом Фон Борка
Навес, под которым уснул Фон Борк
 

Железнодорожная станция Айфорд

ГвардейскоеЛенинградская область, Выборгский район,
пос. Гвардейское.

До 1939 года посёлок входил в состав Выборгской губернии (Финляндия) и назывался Карисалми (Karisalmi – рифовый пролив). В 1948 году был переименован в Гвардейское.

ГвардейскоеГвардейское

Это самая северная точка во всём Фильме. До Выборга отсюда 20 км, до Санкт-Петербурга 150 км. Проехать можно от Выборга пригородным пассажирским поездом на Каменногорск, Светогорск или Хиитолу, или же автомобилем по трассе "Скандинавия".

Гвардейское

Пассажирские поезда здесь ходят нечасто – всего две пары в сутки. Долгое время дорога была не электрифицирована, небо не было затянуто контактной сетью – может быть, поэтому эти места и выбрали для съёмок.

ГвардейскоеГвардейское

Даже спустя четверть века здесь практически ничего не изменилось, только пристанционные домики покрасили в жёлтый цвет.

ГвардейскоеГвардейское

За спиной Холмса, так же как и за спиной его собеседника, маячит один и тот же станционный туалет – Холмс зачем-то перебежал через пути на противоположную платформу.

ГвардейскоеГвардейское
Гвардейское

Надо сказать, что по этой дороге встречается ещё несколько станций схожей архитектуры. Места вокруг живописные – скалы, густо поросшие лесом и усыпанные большими валунами, множество озёр – и  относительно безлюдные. Примечательно, что неподалёку находятся озёра с говорящими названиями Краснохолмское и Малое Краснохолмское.

Авторам сайта в очередной раз повезло – они успели посетить это место до того, как в 2012 году здесь начались масштабные преобразования. Видов, как на предыдущих снимках, больше нет. РЖД понадобилось организовать движение скоростных пассажирских поездов "Аллегро" между Петербургом и Хельсинки. Для этого было решено освободить железную дорогу Петербург – Выборг от грузовых составов и перевести грузовое движение на новую линию Выборг – Каменногорск – Лосево – Сосново – Ручьи. Реконструкция участка Выборг – Каменногорск предусматривает расширение линии с одного до двух путей, её электрификацию и модернизацию станций.

Гвардейское

Местные жители выступили категорически против этого проекта, их позицию поддержала местная и региональная власть, инженеры, экологи. Тем не менее, строительство начали, даже не дожидаясь, пока проект будет согласован и пройдёт государственную экспертизу. Депутат ЗакС Ленобласти и руководитель общественной организации "Зелёная Волна" назвали действия РЖД самостроем.

Жителей понять можно. Раньше по железной дороге ходили 10 пар поездов в сутки, а после реконструкции их число увеличится до 45 пар – это четыре поезда в час. При этом между Каменногорском и Выборгом всего 16 автомобильных переездов, а строительство виадуков проект не предусматривает. Небольшие поселения окажутся в прямом смысле отрезанными от мира. Например, жители посёлка Гвардейское скорую вызывают из Выборга, а их дети ходят учиться в выборгские школы. Как им жить, если большую часть дня путь в город будет преграждать шлагбаум?

Кроме того, строители активно используют для подвозки материалов дороги общего пользования, в результате некоторые участки полностью приведены в негодность, а деньги на восстановление дорог в проекте не предусмотрены. Местные жители указывают, что грунты при строительстве мостов ссыпаются прямо в воду, загрязняют её и забивают протоки. В результате Смирновское озеро вышло из берегов и весной затопило дороги – людям приходилось ходить по воде. В ответ проектировщики заявили, что строительство и наводнение никак не связаны, но жители в случайные совпадения верить не готовы. Зона акустического воздействия составит около 900 метров: даже в случае установки акустического экрана уровень шума будет превышать санитарные нормы. Согласно ТЭО проекта, до 80% предполагаемых грузоперевозок приходится на нефтеналивные и угольные составы. В случае техногенных аварий возникают риски попадания нефти и нефтепродуктов в водоёмы.

Так что теперь здесь есть и контактная сеть, и высокие платформы, и акустические экраны. Нет только знакомых по Фильму видов и умиротворённой атмосферы тихого старого посёлка среди лесов, озёр и скал.

ГвардейскоеГвардейское
[подсказал Юрий Цапленков]

Дом полковника Лизандера Старка

Лодочный островЛенинградская область, Выборгский район,
о. Лодочный (Venajansaari - о. Русский).

Лодочный остров, который финны называли Русским, расположен в Выбогском заливе, в 5 километрах от Выборга. Островом владел советник коммерции Е. В. Селлгрен (E. W. Sellgren). В 1913 году по проекту архитектора Уно Уллберга он построил здесь красивую виллу из красного кирпича, с черепичной крышей. Русский остров стал известен, когда во время войны 1918 года в Выборге 19 января произошел бой между красногвардейцами и отрядом щюцкоровцев.

Лодочный островТак остров выглядит из космоса. От берега его отделяет лишь тонкая перемычка, так что при отливе он превращается в полуостров, длиной всего полкилометра. В правой, северной, части видна усадьба, открытое пространство перед которой ведёт к пристани.

Лодочный остров

В этот дом полковник Старк привёз ничего не подозревающего инженера-гидравлика, и вот из этого окна на третьем этаже инженер спасался бегством, потеряв при этом палец. Любопытно, что после этого инцидента прямо к тому окну пристроили железную лестницу – на случай, если ещё какому-нибудь гидравлику не повезёт. В кадре – каскадёр.

В этом эпизоде нам показывают дом лишь фрагментами, однако вскоре мы увидим его целиком – оказывается, шпион Фон Борк жил тоже здесь.


Дом архитектораЛенинград, ул. Большая Морская (Герцена),
д. 52, Дом архитектора (особняк Половцова).

Несмотря на обилие изумительных интерьеров этого памятника архитектуры классицизма и эклектики, внимание съёмочной группы привлекла служебная лестница.

С 1710-х гг. участок принадлежал канцлеру Г.И. Головкину, сын которого построил на нём дом с усадьбой. С 1785 г. здесь жил генерал Левашёв. В начале 19 века домом владели Пашковы, Данауровы и Толстые. В 1804 г. дом куплен князем П.И. Гагариным и полностью перестроен в 1835–36 гг. (арх. А.Х. Пель). В 1864 г. дом приобрёл барон А.Л. Штиглиц, подаривший его своему зятю – сенатору, председателю Русского исторического общества А.А. Половцову, который жил в нём с семьёй с 1869 по 1916 г. (отсюда название).

Дом архитектора

Во 2-й половине 19 в. созданы новые интерьеры и перестроены дворовые флигели. Эти работы выполняли арх. Ф.И. Эппингер, Г.Э. Боссе, Н.Ф. Брюллов, Л.Л. Петерсон, Л.Х. Маршнер. В 1888-92 гг. арх. М.Е. Месмахер осуществил переделку дворовых фасадов, интерьеров 1-го этажа, Портретной на 2-м этаже, пристроил 2-этажный объём, в котором разместился парадный Бронзовый зал, украшенный бронзовыми панно, лепкой, мрамором, гобеленами. Большой интерес представляют также парадная мраморная лестница (арх. Пель), Дубовый зал (арх. Брюллов). При Половцове дом был одним из центров культурной жизни Петербурга. В 1920-х гг. он был приспособлен под профсоюзную школу, в 1932 году здание передано Ленинградскому отделению Союза советских архитекторов. В 1980-х гг. проведены масштабные реставрационные работы.

[подсказал Виктор Корецкий]

Дом архитектораДом архитектора

Прочие интерьеры внутри дома снимались в павильоне и в котельной Ленфильма.


Палец инженераЛенинград, Каменный остров.

Злополучный палец (резиновый муляж) инженеру-гидравлику собственноручно отрубил на кортах Каменного острова Сам режиссёр Игорь Масленников.


ПальцевоЛенинградская область, Выборгский район,
пос. Пальцево

Остаётся загадкой, как Холмс, стоя на станции Айфорд, смог увидеть сгоревший дом Старка. Ведь находился он в пяти километрах от Гвардейского, недалеко от платформы Пальцево. Действительно, где ж ещё снимать экранизацию рассказа «Палец инже­нера», как не в Пальцево? Это бывшая финская деревня, до 1939 года она входила в состав Выборгской губернии Финляндии и называлась Тали. В 1948 году её переименовали в память красноармейца Владимира Пальцева, погибшего здесь в июне 1944 г.

ПальцевоПальцево

Буйная летняя зелень и выросшие деревья не позволяют сделать аутентичные снимки – приходится снимать оттуда, откуда хоть что-то видно. Сам дом – это макет, стоявший в 2-х метрах от камеры, сделанный художником комбинированных съёмок Олегом Николаевым. Ему же пришлось залезть на тонкую берёзу и спилить её верхушку, чтобы она не бросала тень на макет.

Пальцево

Кроме того, там были настоящие обгоревшие руины очень небольшого железобетонного строения, где Холмс и нашел табличку от пресса. Руины сохранились до сих пор, вряд ли кто-то станет тратить силы и деньги, чтобы сравнять их с землёй. Туда теперь и не подобраться. С одной стороны стена дома, с другой небольшая деревянная постройка, с третьей густые заросли.

Пальцево

Сквозь такие джунгли ничего не разглядеть. Пришлось выйти на шоссе, чтобы увидеть переезд и приметный камень слева от дороги, который виден за спиной Холмса. А за переездом стоит метал­лическая вышка, которую, если приглядеться, также можно заметить в кадре.

Рядом с развалинами, на месте «сгоревшего дома», выросло кафе «Привал». А возле того места, где стояла камера оператора, торчит непритязательная временная коробка магазина «Стройхозтовары».

ПальцевоПальцево
Пальцево

Многие обратили внимание на не вполне соответствующий времени товарный состав, проносящийся мимо. Вышло это так. Накануне съёмок группа выезжала сюда на выбор натуры, и в это время прошёл красивый красный состав в сторону Финляндии. Сразу пришла идея совместить съёмку с проходом этого, необычного по цвету, поезда. Запомнили время его прохода. В день съёмки пиротехник должен был задымить фон, имитируя паровозный дым, и герои на фоне уходящего поезда должны были двинуться в сторону сгоревших развалин. Дождались поезда, он появился по расписанию. Когда головная часть состава скрылась из кадра, пиротехник задымил, герои пошли на фоне поезда, но на беду споткнулся и едва не упал Василий Ливанов. Дубль был безнадёжно испорчен. Другого такого состава в этот день не было, поэтому дождались какой-то товарняк советского пошиба и сняли уже с ним – пиротехник снова задымил, и актёры не споткнулись.

[подробности рассказали Виктор Корецкий и Виктор Оковитый]

Вокзал Паддингтон

Витебский вокзалВитебский вокзал
Ленинград, Загородный пр., д. 52, Витебский вокзал.
Он же знакомый нам вокзал «Виктория» (см. «Смертельная схватка»). Это т. н. Световой зал.

Дом мистера и миссис Ватсон

Особняк БрантаЛенинград, ул. Куйбышева, д. 4,
«Особняк Бранта»
.

Об этом доме рядом с клубом «Багатель» мы уже рассказывали (см. «Смертельная схватка»). А дверь ведёт не в покои Ватсона, а в Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции.

Особняк Бранта Особняк Бранта

Ферма Холмса в Суссексе

ЛахтаЛенинград, Лахта.

Ферму Холмса раскидало по двум, сильно удалённым друг от друга, местам. Первое из них – пасека – расположено в Лахте, историческом районе Петербурга на северном берегу Финского залива. Первые поселения здесь возникли свыше трёх тысяч лет назад. В начале XVIII века близ Лахты находилась усадьба Петра I, а позднее резиденции графов Г. Орлова и Стенбок-Ферморов. В 1760-х недалеко отсюда был найден громадный ледниковый валун, послуживший основанием для знаменитого монумента Медного всадника, а на берегу залива сохранились фрагменты валуна, отколотые при его погрузке на морскую платформу.

Интересующее нас место – ничем не примечательный песчаный намыв возле протоки, ведущей в озеро Лахтинский разлив, зацепиться взглядом тут практически не за что. Единственным значимым ориентиром были мачты с электрическими проводами, уходящими в воду, которые в 1980-е годы тянулись к землечерпалке. Но теперь никаких проводов тут нет, а мачта сохранилась всего одна и, по всей видимости, совсем не там.

ЛахтаЛахта
Лахта

Тем не менее, удалось установить, где именно проходила та электрическая линия, и таким образом найти примерное место, где была пасека Холмса. Примерное – потому что границы намыва вполне могли измениться за эти годы, а некогда песчаный берег теперь завален бетонными блоками. Предположительно, пасека находилась на небольшом полуострове, оканчивающемся пристанью для грузовых судов. Узкий и мелкий заливчик отделяет «пасеку» от яхтенного порта «Геркулес». За спиной Холмса, на противоположной стороне залива, находится Стрельна, в бинокль можно разглядеть Константиновский дворец.

ЛахтаЛахта

В 2012 году в нескольких метрах от «пасеки» вырос бетонный забор, ограничивающий территорию будущего строительства «Лахта-центра» – очередного скандального проекта Газпрома с 500-метровой башней. Если стройка всё же начнётся, эти места изменятся неузнаваемо.

[подсказали Игорь Масленников и Аркадий Тигай]

ЛахтаЛахта

Латвия, Рига, Бривибас гатве (Brïvïbas gatve), 440.
Латвийский Этнографический музей под открытым небом
.

Вот и второе место, здесь находится дом Холмса. Для того, чтобы попасть в самый крупный в Европе этнографический музей под открытым небом, даже из Риги выезжать не надо. Сразу за мостом через Юглу – большой белый указатель направо. Ещё метров тридцать – и вы на месте.

Музей был основан в 1924 году, когда управление памятников Министерства просвещения приняло специальное постановление о создании музея. В 1927 г. для музея был отведен участок площадью 70 га на берегу озера Юглас. Первые шесть старинных построек, перевезённых и собранных на новом месте, посетители увидели летом 1932 года.

Ныне музей занимает около 100 га и насчитывает около 117 построек (экспозиция продолжает пополняться). В его экспозиции можно познакомиться с характерными образцами архитектуры, одежды и предметов быта крестьян, живших в различных уголках культурно-исторических областей Латвии – Курземе, Земгале, Видземе и Латгалии. Среди них – жилые дома, хозяйственные постройки, мастерские ремесленников, мельницы, кузницы, печи гончаров и смолокуров. В музее собраны хутора ливов, обитавших на севере Курземе с древнейших времён, и русских старообрядцев, нашедших убежище в Латгалии в 18 веке.

Этнографический музейЭтнографический музей

Загородный дом Холмса – это т. н. двор курземского рыбака (Курземе – одна из исторических областей Латвии, самая западная из них). На плане музея 1985 года – № 21. Дом, мимо которого проезжает Ватсон – № 24. Но что это за постройка под № 22? На фото из книги 1986 года она видна слева, а теперь её и вовсе там нет.

Этот сарай, то есть клеть из Папе Руцавской волости, хутора «Витолниеки» (1889), был установлен вскоре после съёмок фильма, в 1986 г. Но в мае 2000 года в Этнографическом музее вспыхнул пожар, в результате которого полностью сгорели 3 старинные постройки. Работники музея уверены, что причиной пожара был умышленный поджог. Сгорел и "дом Холмса" № 21, и клеть № 22.

Этнографический музей

 

Так что теперь на месте дома – его восстановленная копия. Кроме того, в 1998 г. рядом с домом поставили ещё одну клеть – с хутора «Лаукгали» (1889). Поставили «неудачно» – прямо перед «домом Холмса», поэтому на снимке его не видно.

Этнографический музейСам же «дом Холмса» – это жилой дом из местечка Папе Руцавской волости, с хутора «Лурти», принадлежавший роду курземских рыбаков, построенный в 1880-е гг. В Музее был установлен в 1983 г. Посмотрите, как этот дом выглядел на старом месте, и как выглядит на новом.

Этнографический музей

 

 

Вот этот флюгер в виде рыбы можно видеть в фильме.

На панораме из фильма видны слева направо:
- жилой дом из Лубэзере, хутор «Маури» (построен в 1840-е гг., в музее с 1983 г.)
- хлев из Лубэзере, хутор «Жулниеки» (ок. 1880 г., с 1985 г.)
- клеть из Лубэзере, хутор «Маури» (сер. 19 в., с 1984 г.)

Этнографический музейЭтнографический музей
[подсказал Игорь Масленников; нашла Рената Римша, подробнее - в её журнале]

Дом, где был убит Эдуардо Лукаш

ул. Смилшу

Латвия, Рига, ул. Смилшу, д. 8
(ул. Алдару, д. 2/4).

Здание было построено в 1902 г. по проекту архитекторов Генриха Шееля и Фридриха Шеффеля как доходный дом с магазином. Один из наиболее значительных образцов рижского югендстиля. (На верхнем фото – слева.)

Здание имеет два главных фасада, которые выделяются богато украшенными эркерами, балконами и кованой металлической балюстрадой. Расположено оно на одной из самых оживленных и активных улиц Старой Риги, что позволяет его арендаторам находиться в  центре коммерческой, дипломатической и финансовой жизни города. Сейчас в нём базируются офисы таких компаний, как Reuters, Международный банк реконструкции и развития и Churchill Club. Справка из Земельной книги с историей перехода этого здания из рук в руки занимает 10 страниц формата А4. В именах владельцев, отметках о залогах и кредитах можно утонуть.

Дом на заднем плане (верхнее фото) – бывшее здание Министерства финансов (1937-39), арх. А.Клинклавс. Оно же фигурировало в фильме «Семнадцать мгновений весны» как музей природоведения и здание гестапо.

Справа (верхнее фото) – дом 6 по ул. Смилшу. Строился как банк 1-го Рижского общества взаимного кредита в 1912 году, арх. В. Бокслаф. Этого архитектора мы уже знаем как автора здания Академии художеств Латвии. Сейчас здесь расположен банк NORD/LB Latvija.

ул. Смилшуул. Смилшу
[нашла Рената Римша, подробнее - в её журнале]

Прихожая Трелони Хоупа

Военный комиссариатЛенинград, Английский (Маклина) пр., д. 8-10,
Военный комиссариат Санкт-Петербурга.

Нам уже доводилось видеть это здание снаружи в серии "Король шантажа". Теперь мы заглянем внутрь. За эту возможность нужно сказать спасибо работникам военкомата, и в особенности Михаилу, который ассистировал при съёмке. Интерьеры особняка Гильзе фан дер Пальса превосходно сохранились (во всей красе их можно наблюдать в фильме "Господин оформитель"), а в нашем Фильме были использованы только два интерьера, примыкающие друг к другу, второй из которых мы увидим чуть позже.

Военный комиссариатВоенный комиссариат

Нашлось это место только благодаря окну, которое невозможно не узнать, и которое выходит прямо на "первый забор Милвертона".

Железная дорога, где нашли тело Кадогена Уэста

метродепо Автово
метродепо Автово
Ленинград, пр. Стачек, д. 100,
метродепо "Автово".

Это первое метродепо Ленинграда, открытое в 1955 году, на месяц позже первой очереди метрополитена. Обслуживает Кировско-Выборгскую линию. В данный момент это единственное депо, расположенное не в конце линии, а между станциями: пути к нему видны между станциями "Автово" и "Ленинский Проспект". Холмс, Ватсон и Лестрейд входят в портал туннеля соединительной ветви, где пути уходят под землю.

[подсказал Advokat]

Дом Джеймса Уолтера

ул. Пилс
Латвия, Рига, ул. Пилс (Зaмковая), д. 23 –
Домская площадь, д. 6.

 

Этот объект снимался в трёх разных точках: внешний вид, прихожая и комнаты – всё по отдельности. Начнём с внешнего вида.

Это место расположено недалеко от Домского собора. Слева – нынешнее здание филиала Vecrigas банка SEB Unibanka. Оно изначально строилось как банк, только биржевой. Строительство было завершено в 1887 г. по проекту архитектора Генриха Шееля. Монументальные неоренессансные формы здания были созданы с помощью красного облицовочного кирпича и эстонского известняка.

Здание справа – местная достопримечательность, один из архитектурных шедевров города. Характерное сооружение стиля эклектизм, заимствующее формы различных архитектурных стилей прошлого и преподносящее их в новом содержании. Здание было построено в 1852-1855 гг. по проекту Харалда Боссе как здание Рижской биржи, в формах ренессансного палаццо Венеции. Фасады украшает нарядный архитектонический и скульптурный декор.

Интерьер здания выделяется насыщенностью художественной отделки, особенно роскошными были интерьеры 2-го этажа, которые восстанавливали с 1976 по 1979 г., и которые погибли в пожаре 1979 г. В советское время в здании биржи находились Латвийский НИИ научно-технической информации и технико-экономических проблем, а также отделы Республиканской научно-технической библиотеки. Затем здесь находился Латвийский информационный центр Министерства Экономики Латвии, а с 1993 г. начала свою работу биржа, которая часто предоставляет свои залы различным культурным мероприятиям – фестивалям и выставкам.

А в глубине улицы виднеется шпиль церкви Скорбящей Богоматери – памятника архитектуры республиканского значения.

[нашла Рената Римша, подробнее - в её журнале]


Военный комиссариатЛенинград, Английский (Маклина) пр., д. 8-10,
Военный комиссариат Санкт-Петербурга.

Вот и второй интерьер особняка Гильзе фан дер Пальса, и опять он изображает чью-то прихожую. Ещё одна благодарность работникам городского военкомата.

Военный комиссариатВоенный комиссариат

Вот в эту дверь вошёл Ватсон, а за ним и Холмс.

Это парадный подъезд военкомата, он предназначен для большого начальства и как правило закрыт.

Военный комиссариатВоенный комиссариат
Военный комиссариат

 

Любопытно то, что лестница эта ведёт не в дом Джеймса Уолтера, а ведёт она прямиком в прихожую министра по европейским делам сэра Трелони Хоупа. А вот покои Уолтера находятся совсем по другому адресу...


особняк Абамелек-ЛазареваЛенинград, наб. р. Мойки, д. 21 –
Миллионная ул. (ул. Халтурина), д. 22,
особняк С.С. Абамелек-Лазарева.

Первое деревянное строение на участке дома 22 по Миллионной ул. было построено в 1730-х гг. для вице-адмирала М.П. Госслера. В 1734–1737 гг. на его месте был построен каменный особняк графа Ф.А. Апраксина, в стиле позднего петровского барокко. В 1770-х годах здание, принадлежавшее уже князю В.С. Васильчикову, перестраивалось предположительно по проекту Антонио Ринальди. Именно тогда вместо крытого крыльца здесь появился мраморный четырёхколонный портик. Стены гладко оштукатурили, после чего дом приобрёл существующий сейчас облик.

особняк Абамелек-Лазарева

Хозяевами здания в разное время были Апраксины, жена герцога Бирона Евдокия Борисовна, фаворит императрицы Елизаветы Платон Зубов, министр внутренних дел В.П. Кочубей, князья Долгорукий и Куракин, Потёмкины. Последним частным владельцем особняка стал князь Семён Семёнович (!) Амабелек-Лазарев. Князь выкупил этот дом после того, как был вынужден по условию завещания отца покинуть свой дом на Невском проспекте, 40 – дом переходил во владение Армянской церкви. Часть здания, выходящая на реку Мойку, построенная в 1907—1909 гг. по проекту Е.С. Воротилова, в 1912 г. была основательно перестроена арх. И.А. Фоминым. По всей видимости, её новый облик напоминал новому владельцу его прежний дом на Невском.

В 1920–1925 гг. эти здания арендовал Пушкинский дом для размещения части фондов и организации выставок. В 1927 г. дом 22 был передан Центральному дому работников физической культуры, а с 1933 года и до сих пор здесь работает Комитет по физической культуре и спорту.

особняк Абамелек-Лазарева

Дома на Мойке и Миллионной разделяет тесный двор, куда и выходит большое окно комнаты, в которой Холмс и Ватсон дожидались полковника Валлентайна. Раньше здесь находилась библиотека, а теперь это рабочее помещение Комитета, в котором сидит около десятка сотрудников, отделённых друг от друга полупрозрачными перегородками. Вся мебель и скульптуры, видимые в кадре – местные, их можно теперь найти в других комнатах особняка. Большое дерево за окном не сохранилось.

Несмотря на иллюзию кино, коридор за спиной полковника Валлентайна вовсе не примыкает к библиотеке, а находится в соседнем здании на Миллионной. Это покои Комитетского начальства, и вход туда ограничен.

особняк Абамелек-Лазареваособняк Абамелек-Лазарева
[подсказал Hudson Bay]

Арсенал

Музей артиллерииЛенинград, Александровский парк, д. 7,
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск
и войск связи.

Старейший военный музей России расположен в историческом центре города, в Кронверке Петропавловской крепости. Созданный в 1703 году по указу Петра I как Цейхгауз для хранения и «памяти на вечную славу» уникальных исторических образцов вооружения, сегодня музей приобрел статус одного из крупнейших военных музеев мира.

В 1756 г. на основе коллекции Цейхгауза граф П. Шувалов создал «Достопамятный зал» на Литейном проспекте. В 1869 г. «Достопамятный зал» перевели в Кронверк Петропавловской крепости и стали именовать Артиллерийским музеем. С 1903 г. музей носит название Артиллерийского исторического музея.

Музей артиллерии

850 тыс. экспонатов музея размещены в 13 залах на площади более 17 тыс. кв. м. Здесь собрана крупнейшая в мире коллекция холодного и стрелкового оружия, ценнейшая коллекция артиллерийского вооружения и боеприпасов, военно-инженерной техники, средств военной связи, военной формы одежды, произведений батальной живописи и графики, наград и знаков.

В числе раритетов музея – пушечки потешных полков Петра I, военные награды императоров России, подарки полкам российской армии, личное оружие Александра I, Николая II, атамана Платова, Наполеона Бонапарта, маршала Мюрата, русских и советских полководцев и военачальников. С 1918 года музей хранит коллекции 27 полковых музеев Российской армии (в их числе лейб-гвардии Преображенский, Семёновский и Павловский полки, Конная гвардия, Сапёрный батальон и др.)

Музей артиллерии

Особый интерес вызывает внешняя экспозиция музея. Основная её часть расположена во внутреннем дворе Кронверка на площади более двух гектаров. На открытых площадках размещено около 200 единиц отечественного и иностранного вооружения – от средневековых пушек до современных самоходных орудий и ракетных комплексов.

Музей артиллерииМузей артиллерии

Дверь, в которую входят Холмс, Ватсон и хранитель Арсенала, расположена в центре здания на втором этаже, прямо напротив главного входа. Дверь закрыта для посетителей, и лишь работники музея пользуются ею для входа и выхода. Ворота, ведущие в зал – напротив, всегда открыты.

Музей артиллерии

 

Вот участок коридора, по которому прошли наши герои, и зал, в который они затем вошли.

Музей артиллерииМузей артиллерии

От главного входа на второй этаж ведёт колоссальных размеров лестница, по которой можно не только ходить, но и возить военную технику. Наша троица поднялась по этой лестнице и подошла к двери с правой стороны.

[подсказал Тим]

Кладбище, могила Кадогена Уэста

Смоленское лютеранское кладбищеЛенинград, наб. р. Смоленки, д. 27,
Смоленское лютеранское кладбище.

Это старейшее из неправославных кладбищ Петербурга – основано в 1747 г. В 1939 г. кладбище было закрыто, хотя отдельные захоронения производились здесь до 1950-х годов. В 1930-80-х гг. территория кладбища была значительно сокращена, многие захоронения и надгробия уничтожены. В годы Великой Отечественной войны в братских могилах были похоронены воины Ленинградского фронта, а также дети, погибшие при артобстреле 9 мая 1942 года.

Смоленское лютеранское кладбище

Здесь захоронено много выдающихся деятелей прошлого, в т. ч. Людвиг Нобель - российский промышленник, старший брат Альфреда Нобеля, выдающийся математик Леонард Эйлер, выдающийся русский естествоиспытатель В. Докучаев, основатель Петербургского цирка Гаэтано Чинизелли, первый директор Царскосельского лицея Е. Энгельгардт и др.

Смоленское лютеранское кладбище

Кладбище является памятником ландшафтной архитектуры, его надгробные памятники находятся под охраной КГИОП. Многие из них, помимо исторической, представляют собой огромную культурную и художественную ценность. Однако в последние годы некрополь находится в плачевном состоянии: склепы разрушены, ограды сломаны, скульптуры повреждены.

Смоленское лютеранское кладбище

Некоторые участки почти непроходимы. Один из значимых исторических и культурных памятников города сегодня остро нуждается в восстановлении. 27 могил, находящихся под охраной государства, разрушены. По выходным на кладбище проходят сборища представителей субкультуры готов, псевдосатанистов и просто гопников.

Смоленское лютеранское кладбище

 

В частности, надгробный памятник за спиной невесты К. Уэста упал с постамента, явно не без посторонней помощи, а надпись на нём гласит: "Nicolas Corbaz, умер в Египте 7 марта 1882, в возрасте 35 л."

Смоленское лютеранское кладбище

Несмотря на то, что действие эпизода происходит в одной точке, реальные объекты находятся в разных местах, хотя и не очень далеко друг от друга. Чтобы найти эти места, нужно пройти от ворот по главной аллее, вымощенной булыжником, около 90 шагов, пока не увидите вот этот вид на снимке, свернуть вправо от могилы Ермолаева Константина Сергеевича (1924-1942), и шагов через 40 будет первое место, ещё через 30 – второе, а ещё через 50 – третье.

Смоленское лютеранское кладбищеВ поисках последней точки съёмочная группа дошла до самой ограды, о чём свидетельствует этот архивный снимок.

[подсказал Игорь Масленников]

Дом Оберштейна

аэродром Касимово Ленинградская обл., Всеволожский р-н, аэродром Касимово

Вообще-то, этот кадр можно было снимать где угодно, ведь из натуры в  нём – только люди и поверхность лётного поля, зафактуренная под дорогу. Касимово – бывший военный аэродром, на котором до 1998 года базировался вертолётный полк, сейчас является аэродромом совместного базирования. На нём размещаются самолёты аэроклуба «Звезда» и Федерации парашютного спорта Северо-западного региона России.

Снимать на аэродроме было удобно по нескольким причинам, и этим киношники всегда пользовались. Первое: аэродром охраняется – значит, не надо сторожить. Второе: бесплатные рабочая сила (солдаты) и транспорт. В то время армия денег не брала, нужно было только договориться с командованием. Третье: бесплатное (или за символическую плату) жильё в офицерском общежитии. Четвёртое: открытый горизонт, который в данном случае для перспективного совмещения необходим. Пятое: твёрдое покрытие – асфальт или бетон – по переднему плану.

В Касимово выезжала маленькая группа «комбинаторов». Плоские фанерные дома были расписаны художником В. Оковитым. К ним цеплялись для достоверности какие-то объёмные детали. Паровоз и вагоны – объёмные макеты с подвижными частями, они снимались в кино и до, и после «Холмса». Эпизод небольшой, всего один кадр, но подготовка и съёмка заняли не меньше недели. Нужно было вывезти макеты, достроить их на натуре, отфактурить дома (покрасить, добавить детали), выложить железную дорогу, наладить движение поезда и дождаться погоды. Так что в советские времена группы часто работали в воинских частях.

Четыре человека, идущие по естественному возвышению, относительно которого выставлялся макет – тоже не совсем те, за кого себя выдают... Первым идёт художник В. Оковитый, за ним пиротехник А. Яковлев и двое рабочих подшофе, одетые в игровые костюмы (бюджет!).

[рассказал Виктор Оковитый]


Большая Монетная ул.Ленинград, Каменноостровский (Кировский) пр.,
д. 24 /
Большая Монетная ул., д. 10.

Особняк Е.Ц. Кавоса был построен в 1896–1897 гг., арх. Л.Н. Бенуа. В 1907 и 1912 гг. он был расширен и надстроен, превращён в доходный дом – арх. В.М. Андросов. В 1908–1918 годах здесь находилась гимназия Н.И. Шеповальникова.

Чёрные ворота, через которые проходили Холмс, Ватсон, Лестрейд и Майкрофт, теперь заменены решёткой.

[нашёл Hudson Bay]

Большая Монетная ул.Большая Монетная ул.

Дом Фон Борка

остров ЛодочныйЛенинградская область, Выборгский район,
о. Лодочный (Venajansaari - о. Русский).

Этот дом уже знаком нам – здесь жил фальшивомонетчик Лизандер Старк. Но теперь мы сможем рассмотреть его получше, при дневном свете и с разных сторон.

[подсказал gerr]

остров Лодочныйостров Лодочный

Навес, под которым уснул Фон Борк

наб. Большой НевкиЛенинград, Каменный остров,
наб. Большой Невки
.

Это железобетонное сооружение – один из экспонатов Международной строительно-архитектурной выставки 1908 года, которую посетило более 100 тысяч человек. Построенный из самого современного материала (железобетона) железнодорожный навес был экспонатом Товарищества «Железо-Бетон». Кто и зачем придумал снять его в этом эпизоде – для нас загадка. И кто держал перед камерой рамы окна несуществующего дома – нам пока тоже неизвестно. В этом эпизоде роль Фон Борка исполнил администратор картины.

* Овсянка * Персонажи * Сюжет *

назад
вперёд

 

последнее обновление на сайте – 15 июля