| 
Дом Оберштейна
 | 
Ленинградская обл., Всеволожский р-н, аэродром Касимово 
  60.201861, 30.338354  | 
  Вообще-то, этот кадр можно было снимать где угодно, ведь из натуры в  нём – только люди и поверхность лётного поля, зафактуренная под дорогу. Касимово – бывший военный аэродром, на котором до 1998 года базировался вертолётный полк, сейчас является аэродромом совместного базирования. На нём размещаются самолёты аэроклуба «Звезда» и Федерации парашютного спорта Северо-западного региона России.      | 
  
  
Ленфильм, 1986 | 
Снимать на аэродроме было удобно по нескольким причинам, и этим киношники всегда пользовались. Первое: аэродром охраняется – значит, не надо сторожить. Второе: бесплатные рабочая сила (солдаты) и транспорт. В то время армия денег не брала, нужно было только договориться с командованием. Третье: бесплатное (или за символическую плату) жильё в офицерском общежитии. Четвёртое: открытый горизонт, который в данном случае для перспективного совмещения необходим. Пятое: твёрдое покрытие – асфальт или бетон – по переднему плану. 
     | 
  В Касимово выезжала маленькая группа «комбинаторов». Плоские фанерные дома были расписаны художником В. Оковитым. К ним цеплялись для достоверности какие-то объёмные детали. Паровоз и вагоны – объёмные макеты с подвижными частями, они снимались в кино и до, и после «Холмса». Эпизод небольшой, всего один кадр, но подготовка и съёмка заняли не меньше недели. Нужно было вывезти макеты, достроить их на натуре, отфактурить дома (покрасить, добавить детали), выложить железную дорогу, наладить движение поезда и дождаться погоды. Так что в советские времена группы часто работали в воинских частях.     
    Четыре человека, идущие по естественному возвышению, относительно которого выставлялся макет – тоже не совсем те, за кого себя выдают... Первым идёт художник В. Оковитый, за ним пиротехник А. Яковлев и двое рабочих подшофе, одетые в игровые костюмы (бюджет!). 
    рассказал Виктор Оковитый 
 | 
   
 
        
     
       | 
        | 
  Ленинград, Каменноостровский (Кировский) пр., д. 24 / Большая Монетная ул., д. 10, 
  дом Кавоса 
      59.961445, 30.315303  | 
    
    Ленфильм, 1986 | 
    
    Ленфильм, 1986 | 
  Сначала Холмс и Ватсон наведались в этот двор вдвоём, а позже в компании Майкрофта Холмса и Лестрейда.   | 
    
    Ленфильм, 1986 | 
    
    Ленфильм, 1986 | 
    
    Ленфильм, 1986 | 
    
    221b.ru, 2008 | 
  Особняк для инженера Евгения Цезаревича Кавоса – надворного советника и директора горнозаводского общества, сына академика архитектуры Императорской академии художеств Цезаря Кавоса и внука известных столичных зодчих Кавосов – был построен в 1896–1897 гг. по проекту Л.Н. Бенуа. Особняк являлся одной из первых и наиболее весомых построек при становлении модерна. Дом Е.Ц. Кавоса выделялся на фоне поздней петербургской эклектики чёткостью и укрупнённостью форм, сдержанностью и утонченностью, тщательной проработкой деталей. 
    В конце XIX – начале XX века в особняке бывали И.Е. Репин, А.И. Куинджи, П.П. Чистяков, А.Ф. Кони, И.И. Толстой, которые неоднократно посещали акварельные вечера Е.С. Зарудной-Кавос, жены Е.Ц. Кавоса. В начале XX века в доме проживали историк Иван Михайлович Гревс, географ Эмилий Францевич Лесгафт и ученый-энергетик Генрих Осипович Графтио.      | 
    
    221b.ru, 2014 | 
    
    221b.ru, 2014 | 
  В 1907–1912 гг. здание особняка претерпело кардинальную трансформацию. Он превратился в доходный дом, выполненный по проекту архитектора, ученика и помощника Л.Н. Бенуа – Василия Андросова. Здание надстроили и расширили как по Каменноостровскому проспекту, так и по Большой Монетной улице. Осенью 1907 года здание стало одним из пяти призёров в «конкурсе на красоту домов», организованном при городской управе. 
    В 1908–1918 годах здесь находилась гимназия Н.И. Шеповальникова. В 1914 году в одной из квартир дома прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская на свои средства устроила лазарет на 20 кроватей для тяжелораненых.  | 
    
    221b.ru, 2014 | 
    
    221b.ru, 2014 | 
  Благодаря своему выразительному и запоминающемуся облику,  дом Кавоса неоднократно являлся площадкой для съёмок известных кинокартин. В частности, парадная лестница дворового флигеля видна в фильмах «Неоконченная повесть» (1955) и «Ленинград. Ноябрь» (1990). В фильмах «Колье Шарлотты» (1984) и «Сестры» (2002) съёмки велись во внутреннем  дворе и на Большой Монетной.  | 
    
    kgiop.gov.spb.ru | 
    
    kgiop.gov.spb.ru | 
  В 2021 году здание признано объектом культурного наследия регионального значения. 
    Вместо чёрных металлических ворот, через которые проходили Холмс, Ватсон, Лестрейд и Майкрофт, теперь решётка. Были ли они здесь в 1986 году на самом деле –  неизвестно.  
    нашёл Hudson Bay  | 
    
    221b.ru, 2013 | 
   
          
      |