|  Засада у доков
 |  
Ленинград, Гапсальская ул., д. 1, 
НИИ синтетического каучука им. ак. С.В. Лебедева 
59.914954, 30.261430  | 
 
  
Ленфильм, 1982 | 
  
Ленфильм, 1982 | 
 
Изрядно походив по рекам Питера и Лондона, наш полицейский катер бросает якорь, чтобы устроить засаду и дождаться появления катера со Смоллом, Тонгой и сокровищами.      | 
 
  
Ленфильм, 1982 | 
  
221b.ru, 2013 | 
 
Найти это место не удавалось очень долго. Во-первых, в кадре довольно много дыма и контрового света, за которыми трудно разглядеть детали натуры. Во-вторых, члены съёмочной группы основательно разошлись во мнениях, где это место следует искать. И в третьих, как оказалось в итоге, это место вообще труднодосягаемо для большинства городских жителей, ибо находится на закрытой территории Морского порта, окружено судостроительными предприятиями и защищено от случайного постороннего взгляда акваторией Большой Невы и Екатерингофки.      | 
 
  
221b.ru, 2013 | 
Главным ориентиром послужило промышленное здание из красного кирпича, ощетинившееся множеством тонких труб, наводящих на мысль о  вредном производстве. Оно оказалось корпусом бывшего Казённого спиртоочистного завода, занимающего целый квартал от гавани Таможенный Ковш до Гапсальской улицы. Несколько построек этого завода относят к 1860 году, а что касается данного здания – вопрос пока открыт. С 1930 года здесь располагается опытный завод синтетического каучука (с 1981 г. – Всесоюзный Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени НИИ синтетического каучука им. академика С.В. Лебедева). В 1931 г. завод получил первую партию каучука, исходным сырьём для которого служил этиловый спирт. Это была большая победа советских химиков, впервые в мире начавших промышленное производство синтетического каучука. В 1980-е годы СССР занимал первое место в мире по его производству. По сей день институт остаётся крупнейшим центром, в котором сосредоточены все фундаментальные и прикладные исследования, проводимые в России в области каучуков и латексов.        | 
 
  
221b.ru, 2013 | 
  
221b.ru, 2012 | 
 
Старинные корпуса завода видны с Гапсальской улицы, а искомое здание, как назло, находится с противоположной, невидимой стороны. Стоя на Екатерингофском мосту, можно увидеть лишь его краешек, выглядывающий из-за соседнего корпуса. Напротив через Екатерингофку – завод «Адмиралтейские верфи», куда проход тоже закрыт.      | 
 
  
221b.ru, 2013 | 
  
221b.ru, 2013 | 
 
Сразу за тем самым заводским корпусом, за небольшой гаванью, начинается территория Морского порта. В нескольких метрах от нашего холмсоместа находится причал для железнодорожного парома-ледокола, всё так же курсирующего между портом и «Балтийским заводом», как и во времена съёмок Фильма.      | 
 
  
221b.ru, 2013 | 
  
221b.ru, 2013 | 
 
Несколько попыток получить пропуск на территорию порта не увенчались успехом, что обидно, ведь нужное место находится у самого края порта, и от ближайших Гапсальских ворот до него пешком всего около 400 м. Близок локоть, да не укусишь. И тогда был использован менее короткий, зато более простой путь: по воде. Места здесь невесёлые, гражданский транспорт сюда заплывает редко, многие судовладельцы предпочитают держаться подальше и от порта, и от Екатерингофки. Тем не менее, подобраться удалось.  | 
 
  
221b.ru, 2013 | 
  
221b.ru, 2013 | 
 
Говорят, раньше здесь было кладбище списанных судов. Одного такого полузатопленного ветерана мы видим в кадре. Гавань Таможенный Ковш слишком узкая, чтобы даже такое небольшое судно могло поместиться поперёк неё – по всей видимости, съёмка велась с воды, из акватории Екатерингофки, поэтому проникновение на территорию порта не слишком помогло бы делу. 
подсказал Аркадий Тигай, помог в поисках pasha_su  | 
 
  
Ленфильм, 1982 | 
  
221b.ru, 2013 | 
 
 
    
  
  | 
 
  | 
 
Ленинград, Средняя Невка, Крестовский остров 
59.978706, 30.238082  | 
 
  
Ленфильм, 1982 | 
  
221b.ru, 2008 | 
 
Затем вдруг оказывается, что катер стоит прямо напротив стрелки Елагина острова, где в то время как раз шла реконструкция. Именно оттуда наутро появился катер «Диана».  | 
 
  
Ленфильм, 1982 | 
  
221b.ru, 2009 | 
 
Вот где-то здесь, у северного берега Крестовского острова (кстати, примерно здесь же должен находиться и «дом Смита»), вся наша компания просидела в засаде всю ночь. Мы говорим «всю ночь», так как вечер сменился сумерками, а потом снова наступил день, но, судя по направлению солнца, всё снималось исключительно вечером. Справа – вид со стрелки Елагина острова, откуда вышла «Диана».  | 
 
  
221b.ru, 2009 | 
  
221b.ru, 2009 | 
 
Несколько слов о Елагином острове. На первых петербургских картах остров именовался Мишиным – говорят, отряд петровских солдат искал здесь шведов, а встретил медведя. Пятым владельцем острова стал обер-гофмейстер императорского двора И.П. Елагин – при нём здесь был построен каменный дворец со служебными корпусами, оранжереи, павильоны и беседки. Для защиты от наводнений были выкопаны пруды и каналы, вдоль берегов насыпали валы в два метра высотой. Сад был сделан публичным, сюда мог пройти любой желающий. Остров стал называться Елагиным. 
После смерти Елагина в 1796 г. дворец несколько раз менял своих владельцев, а в 1817 г. его выкупил император Александр  I для своей матери, императрицы Марии Фёдоровны. Была создана комиссия для реконструкции дворца и территории острова под руководством Карла Росси – эта работа стала первым единым архитектурным ансамблем, созданным К. Росси.  | 
 
  
Ленфильм, 1982 | 
  
221b.ru, 2008 | 
 
На протяжении ста лет остров оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха императорской семьи. В 1826 г. императором Николаем I Елагин остров был открыт для публичного доступа. В 1932 г. на острове был открыт Центральный парк культуры и отдыха, ставший самым массовым местом отдыха ленинградцев. После гибели С.М. Кирова в 1934 г. Крестовский, Елагин и Каменный острова назвали Кировскими, а Центральному парку присвоили имя С.М. Кирова. На острове создаются многочисленные спортивные и детские площадки, аттракционы.  | 
 
  
Ленфильм, 1982 | 
  
221b.ru, 2008 | 
 
Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль сильно пострадал, но и в мирные 1960–1970-е годы от нерегулируемого посещения отдыхающими парк пострадал не меньше. В течение 1980–1990-х годов в парке велись работы по воссозданию его в историческом виде, и следы этих работ можно наблюдать в Фильме.  | 
 
 
    
1 – Дом Мордекая Смита (точное место неизвестно). 
2 – Ожидание в полицейском катере у доков. 
3 – Выход катера Смолла. 
4, 5 – Погоня за катером Смолла. 
6 – Место гибели Тонги. 
7 – Берег, где погоня закончилась. 
8 – Полиция ищет тело Тонги. 
 
  | 
 
 
 
 |