Ватсон едет к Адэру Дом Рональда Адэра
Кавендиш сквер Холмс везёт Ватсона закоулками
 

Ватсон едет к Адэру

Толстовский домЛенинград, наб. р. Фонтанки, д. 54 /
ул. Рубинштейна, д. 15-17, «Толстовский дом».

 

Памятник архитектуры позднего модерна, шести-этажный доходный дом сооружен в 1910-12 гг. по заказу домовладельца графа М.П. Толстого (арх. Ф.И. Лидваль, Д.Д. Смирнов).

Толстовский дом

Основу сложной планировочной композиции определяют три двора различной конфигурации, образующие своеобразную "улицу" с хорошо организованным внутренним пространством. Это место полюбилось многим кинематографистам. Его можно видеть, например, в фильмах «Вам и не снилось», "Приключения принца Флоризеля", «Женщина в белом», или у того же Масленникова – здесь жила главная героиня «Зимней вишни». К сожалению, теперь это пространство битком забито припаркованными авто, и всё это условно движимое имущество напоминает игру «15».

Толстовский домТолстовский дом

Дом Рональда Адэра

дача Великого князя Бориса Владимировича Ленинград, Пушкин, Московское шоссе, д. 11,
дача Великого князя Бориса Владимировича
.

Главное здание дачного комплекса, арх. Шерборн и Скотт. Этот дом нам уже знаком – в предыдущей серии «Смертельная схватка» внутри него снималась гостиница в Мейрингене. Теперь мы увидим здание снаружи.

дача Великого князя Бориса Владимировича

Даже несмотря на недавно отремонтированную кровлю, запустение здесь чувствуется во всём. Несколько лет подряд возле крыльца стоял строительный вагончик, лишь недавно его убрали. Некогда белые столбики с вазами разрушены, скульптура в фонтане тоже имеет жалкий вид.

дача Великого князя Бориса Владимировичадача Великого князя Бориса Владимировича

Что интересно, парадная аллея, по которой к дому подъезжали экипажи, на самом деле заканчивается тупиком. Дальше – канава, через которую можно перейти по пешеходному мостику, и поле с высоковольтной линией электропередачи.

дача Великого князя Бориса Владимировичадача Великого князя Бориса Владимировича

Между полуразрушенными столбиками ворот кэб протискивается еле-еле, да и дальше дорожка к дому довольно узка. Куски полиэтилена на клумбе – это укрытые на зиму розовые кусты. Напротив клумбы – резное деревянное крыльцо, где Ватсон заглядывал в окно.

дача Великого князя Бориса Владимировичадача Великого князя Бориса Владимировича

Местные и не местные бродяги облюбовали это крыльцо под всякого рода посиделки. Кирпичные стены пестрят граффити, которые периодически закрашивают, а в щели балюстрады повсеместно натыканы пластиковые бутылки. Перед фотосессией пришлось найти веник и навести хоть какой-то порядок.

дача Великого князя Бориса Владимировичадача Великого князя Бориса Владимировича

Пожалуй, наиболее безобидные посетители этих мест – воспитанники детского сада, которых группами водят сюда на прогулки.

дача Великого князя Бориса Владимировичадача Великого князя Бориса Владимировича

Завернув за угол, оказываемся возле другого крыльца поменьше – это главный вход. Крыльцо явно дышит на ладан, деревянные столбики редеют год от года, а крышу приходится укреплять дополнительными подпорками.

дача Великого князя Бориса Владимировичадача Великого князя Бориса Владимировича
дача Великого князя Бориса Владимировичадача Великого князя Бориса Владимировича

За углом, за который сворачивает Ватсон, а за ним и маркёр, наблюдается ещё больше мусора. Вдоль тыльной стороны здания мало кто ходит, для глаз туристов этот закуток не предназначен. Туда же выходит большое окно холла.

дача Великого князя Бориса Владимировичадача Великого князя Бориса Владимировича

С одной стороны, хорошо, что дача находится в таком тихом месте, вдали от городского шума и выхлопных газов. Но с другой стороны, если бы она выходила фасадом на шоссе – может быть, за её состоянием следили бы более тщательно?

Кавендиш сквер

Ленинград, Пушкинская ул., д. 9–11.

Здесь Ватсон разгуливал под зонтом, дожидаясь Холмса с экипажем. Этот сквер с памятником Пушкину посередине находится в двух шагах от Невского проспекта и Московского вокзала. Мы ещё увидим его в «Сокровищах Агры».

Пушкинская ул.
Пушкинская ул.

Холмс везёт Ватсона закоулками

НИИ фтизиопульмонологии
НИИ фтизиопульмонологии

Ленинград, Лиговский пр., д. 2-4, НИИ фтизиопульмонологии.

Это место уже хорошо знакомо нам по серии «Смертельная схватка», здесь Холмс лазал по крышам. На этот раз это внутренний парк больницы. Ещё одно спасибо А.М. Петрову.


Апраксин двор Ленинград, Апраксин двор.
Михайловский проезд, корпуса 15, 39.
Ягодный проезд, корпуса 46, 47, 49.

Архитектурный комплекс «Апраксин двор» занимает 14 га территории, ограниченной улицами Садовая, Ломоносова, набережной Фонтанки и  Апраксиным переулком, включает 57 корпусов, большинство из которых находятся в городской собственности. Исторически его территория делится на Щукин и Апраксин дворы.

Купец Иван Щукин выкупил свой участок в середине XVIII в. у графа Чернышёва. В 1744 г. императрица Елизавета пожаловала Фёдору Апраксину огромную территорию между Фонтанкой и Садовой улицей, когда она ещё была загородной зоной, и лес подступал к самому берегу Фонтанки. Учитывая выгодное в торговом отношении местоположение этих усадеб, в 1766 г. было решено создать на этих территориях торговые ряды.

Апраксин двор

Значение Щукина и Апраксина дворов в торговой жизни города постоянно росло. В 1833 г. по указу Николая I их торговые ряды были объединены в один обширный рынок. В 1862 г. произошел крупнейший пожар, который практически уничтожил квартал, но вскоре его отстроили вновь. В 1875 г. был утверждён новый генеральный план А.Д., и в последующие 10 лет были возведены практически все корпуса. Перед Первой мировой войной А.Д. стал крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. На его территории вкупе с Мариинским двором разместилось более 50 корпусов с 650 лавками.

Так продолжалось вплоть до революции, а затем многие корпуса остались бесхозными, в  остальных разместились склады. Функциональная структура почти полностью была утрачена. Наибольший урон композиции комплекса был нанесен в 1960-е годы, когда на месте церкви и четырех торговых корпусов был возведен корпус Лениздата, а также застроена Большая линия напротив театра. В годы съёмок фильма это было действительно безлюдное место в центре города.

С 1990-х годов началось возрождение А.Д. как многофункционального общегородского центра, воссоздание его общественной значимости. Но сегодня А.Д. – это хаотичная неконтролируемая торговля, по существу криминогенная зона. По словам губернатора, «это такая, с позволения сказать, экзотика, что туда зайти нормальному человеку страшно». Поэтому давно говорят о кардинальной реконструкции квартала, и многое уже сделано, но останется здесь рынок или нет – неизвестно.

Апраксин дворАпраксин двор

* Овсянка * Персонажи * Сюжет * Срезки *

<
>

 

последнее обновление на сайте – 10 июля

Хочу хороший интересный фильм смотреть в кино.

цетротид