Неизвестный в кэбе следит за Баскервилем Отель Нортумберленд Контора Батлера
Баскервиль-холл #1 Баскервиль-холл #2 Гримпен Холмы Болота
Меррипит-хаус (дом Стэплтонов) Лефтер-холл (дом Френкленда)
Жилище Холмса на болоте Гримпенская трясина и каменоломня
Появление собаки Баскервилей
 

Неизвестный в кэбе следит за Баскервилем

улица ХобусепеаЭстония, Таллин, ул. Хобусепеа
{Hobusepea tänav, Kesklinn, Tallinn}

Эта узкая и короткая улочка находится в самом центре старого Таллина. Ей посчастливилось быть заснятой от начала до конца. Баскервиль и Мортимер движутся по ней от улицы Пикк к улице Лай.

улица Хобусепеаулица Хобусепеа

Сэр Генри и доктор Мортимер изучают витрину художественной галереи в доме 2 (всего в этом доме расположено три художественные галереи). Тем временем, Холмс и Ватсон наблюдают за ними из-за угла улицы Пикк.

улица Хобусепеа

Круглая тёмная штуковина над плечом Холмса – не что иное, как держатель для флагов на стене дома напротив. А вторая штуковина, висящая параллельно стене – устройство для поднятия маркизы над витриной, рядом с которой Холмс и Вастон стоят, теперь его нет.

улица Хобусепеаулица Хобусепеа

После того, как кэб уехал, Холмс и Ватсон бредут по тротуару вдоль 10-го дома с дверями, зачем-то затянутыми изнутри бумагой. Первая дверь теперь принадлежит цветочному магазину и имеет деревянные ставни, которые открываются днём. Вторая выкрашена в ядовито-зелёный цвет.

улица Хобусепеаулица Хобусепеа
улица Хобусепеа

 

И ещё один ракурс, не вошедший в окончательный монтаж: Ватсон на фоне двери, расположенной сразу после зелёной. Это жилой дом 12.

Отель Нортумберленд

отель НортумберлендЛенинград, пер. Гривцова, д. 10,
Русское Географическое общество
(в то время Всесоюзное Географическое общество)

Этот объект не удавалось найти в течение многих лет. Ведь эпизод этот длится всего 14 секунд, в течение которых мы видим только двери отеля и игру отражений и преломлений в них. По счастью, виден также кусочек противоположного дома или домов, в зеркальном отображении, и характерный орнамент, который можно считать единственной зацепкой. Поскольку вся натура в «Собаке Баскервилей» снималась в Эстонии, то и поиски этого дома начались в Таллине, но не увенчались успехом.

пер. Гривцова

Ну а старый Петербург куда больше старого Таллина, поэтому нечего было и думать найти это место в Петербурге без подсказки. Искомый дом нашёлся в самом центре города. Дома напротив «отеля» – это дома 3 и 5 по переулку Гривцова, а сам «отель» заслуживает отдельного рассказа.

Русское Географическое общество

Здание в неоклассическом стиле с элементами модерна было построено в 1907–1909 гг. по проекту арх. Г.В. Барановского специально для Русского географического общества и с тех пор ни разу не меняло своих хозяев. Само Русское географическое общество было основано в Санкт-Петербурге в 1845 г. высочайшим повелением императора Николая I для «изучения родной земли и  людей её обитающих». Спустя 4 года оно стало именоваться Императорским, что подразумевало материальную поддержку из личных средств императорской фамилии.

Учредителями общества были мореплаватели Ф. Врангель и Ф. Литке, астроном В. Струве, адмирал И. Крузенштерн, лексикограф В. Даль, историк К. Арсеньев. Первым Председателем общества стал Великий князь Константин, сын Николая I. Под эгидой РГО совершали свои путешествия и открытия Н.М. Пржевальский, Г.Е. Грум-Гржимайло, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Русское Географическое общество

В здании работали выдающиеся российские географы, в том числе П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Ю.М. Шокальский, Н.И. Вавилов, Л.С. Берг.

В настоящее время, помимо Санкт-Петербургского городского отделения РГО, в здании располагаются научный архив, музей, самая большая географи­ческая библиотека в Европе, Центральный лекторий им. Ю.М. Шокальского. Регулярно проводятся бесплатные выставки. В 2009 г. Президентом общества был избран глава МЧС России С. Шойгу, а Попечительский совет общества возглавил В. Путин. В 2010–2011 гг. была выполнена комплексная реставрация здания: фасадов, интерьеров, мебели и осветительных приборов, а также окон и дверей.

Русское Географическое обществоРусское Географическое общество

При просмотре эпизода видно, что Холмс открывает сначала наружную дверь, потом внутреннюю в трёх шагах от первой и перпендикулярную ей, затем делает ещё три шага и попадает в вестибюль. Но всё равно было трудно понять, сколько же там створок и как они расположены относительно друг друга. Оказывается, внутренних створок здесь не 4, как снаружи, а 6, и расположены они не параллельно улице, а полукругом.

Русское Географическое обществоРусское Географическое общество
Русское Географическое общество

Ещё 6 створок представляют собой не двери, а окна гардероба, их мы в кадре не видим. Воистину, это идеальные двери, чтобы запутать зрителя. Вдобавок, жёлтая портьера заслоняла собой простенок, где сейчас находится кнопка пожарной сигнализации. Ватсон, входя, смотрит как раз в тот угол, где расположен пост охраны.

Русское Географическое общество

Однако, не только двери в этом здании имеют отношение к Фильму. Была отснята, но не попала в окончательный монтаж, сцена с портье отеля, у которого Холмс выспрашивает о соседях сэра Генри. Вот здесь, возле парадной лестницы, были собраны соответствующие декорации, но до нас дошёл лишь один этот кадр.

Русское Географическое общество

Жаль, что «Нортумберленд» здесь больше не снимали – интерьеры особняка отлично бы справились с этой ролью, особенно теперь, после ремонта. Например, витражи парадной лестницы были созданы уже после съёмок, в 1983 году худ. А.М. Натаревичем, но в соответствии с задумкой арх. Г. Барановского.

[подсказал Аркадий Тигай]

Контора Батлера

улица ПиккЭстония, Таллин, ул. Пикк, д. 25
(угол ул. Хобусепеа), галерея при
посольстве Российской Федерации
{Pikk tn 25 (Hobusepea tänavanurgal), Kesklinn, Tallinn}

 

 

От улицы, где некто в кэбе выслеживал Баскервиля, до конторы Батлера – несколько шагов, надо всего лишь завернуть за угол.

угол Пикк и Хобусепеа

Трёхэтажное угловое здание в стиле югенд с элементами неоренессанса было построено в 1908-09 годах (архитектор Jacques Rosenbaum, инженер Ernst Boustedt) как квартирный дом. Это одно из немногих зданий этого стиля в Таллине. Фасады, что характерно для домов Розенбаума, богато украшены (скульптор August Volz). В здании смело смешаны разные фактуры: рустика, квадр, кирпичные стены, шпаклёвки. В качестве декора использованы маскароны (стилизованные человеческие или фантасмагорические гротескные маски-лица), свойственные югенду растительные орнаменты. Изюминкой дома являются кокетливый господин в пенсне, смотрящий в чужие окна, и чёрная кошка, установленные на крыше. У дома есть маленький дворик. В советское время здание принадлежало КГБ, сейчас в здании располагается посольство Российской Федерации. Посольство занимает целый квартал, и ему принадлежит не только это здание, но и всё, что выходит на уже известную нам ул. Хобусепеа с западной стороны.

улица Пикк

За дверью, в которую вошли Холмс и Ватсон, с 1993 года и до недавнего времени была художественная галерея при посольстве. Теперь помещение передано консульскому отделу, хотя надпись «Галерея» над входом пока осталась.

[нашёл Алексей Лешков]

Баскервиль-холл #1

замок ГленаЭстония, Таллин, ул. Вана-Мустамяэ 48,
замок Глена {Glenni loss, Vana-Mustamäe tn 48, Nõmme, Tallinn}

Баскервиль-холл изображали два таллинских замка. Первый из них фигурирует только в рассказе Мортимера. Здесь пленница Хьюго спускалась из окна по плющу, здесь же обнаружили тело сэра Чарльза.

замок Гленазамок Глена
замок Глена

Этот замок был построен в 1886 году бароном Николаем Гленом в таллиннском районе Нымме. Парк вокруг замка был готов к концу XIX века. Он был открыт для свободного посещения, и сюда съезжались люди со всего города.

Особняк был восстановлен в 1969-76 гг. как Дом художественной самодеятельности Таллинского политехнического института (инж. Ю. Тярно). С 1977 года там располагается клуб института, а ныне культурный центр Таллинского технического университета. С 1996 года охраняется государством.

замок Гленазамок Глена
замок Глена

"Тисовая аллея" примечательна тем, что на ней нет ни одного тиса. С таким же успехом её можно было назвать "кокосовой" или "банановой". Единственное вечнозелёное растение поблизости – это чахлая ёлочка, возле которой дал дуба сэр Чарльз. Да и аллеи-то нет. Лежать здесь может быть довольно мокро: на склоне повсюду бьют источники, и весной под снегом вода.

Баскервиль-холл #2

замок МаарьямяэЭстония, Таллин, Пирита теэ 56, замок графа
А.В. Орлова-Давыдова (замок Маарьямяэ)
{Pirita tee 56, (Maarjamäe loss), Tallinn}

В конце XVI века, во время русско-ливонской войны, здесь произошло столкновение отрядов Братства Черноголовых и войск Ивана Грозного, после которого это место стали называть Лахингумяги (Гора битвы). В XVII веке на склоне этой возвышенности стояла корчма Ристимяэ, а к концу века в округе стали строить усадьбы с садами и парками.

замок Маарьямяэзамок Маарьямяэ

«Ну ничего! Не пройдёт и полугода – я думаю... провести сюда электричество!» Так говорил попутчикам сэр Генри, пока коляска катила по дорожке парка. После слов «я думаю» он и вправду задумался не на шутку – коляска успела описать большую дугу вокруг усадьбы, прежде чем баронет собрался с мыслями и закончил фразу. Кстати, оператору сильно повезло с погодой: как правило, под деревом, из-за которого он снимал, по весне без болотных сапог делать нечего.

замок Маарьямяэ

В конце XVIII века здесь была построена дача, хозяин которой, купец Клементц, в 1811—1812 гг. основал на возвышенности сахарный завод со складами, подсобными помещениями и жилыми домами, после чего это место стали называть Сахарной горкой (Сухкрумяги). Предприятие стало успешным, продукция поставлялась в Ригу и Петер­бург. Сахар делался из бразильского тростника; это была одна из первых фабрик в Эстонии, где использовался уголь из Англии. Но к 1837 году изготовление сахара на дорогостоящем привозном сырье стало невыгодным, и производство остановилось. Новый владелец Кристиан Ротерманн перестроил завод под производство крахмала и спирта, а в 1861 г. здесь построили первую в Эстляндии паровую мельницу. Пожар 1869 года уничтожил постройки. Название Сахарная горка стало понемногу забываться.

замок Маарьямяэ

С 1820 года Ревель стал модным курортом. Сюда приезжали отдохнуть на морском заливе представители царской династии и зажиточные петербуржцы. В 1820 г. на Сахарной горке открылся салон писателя-историка Н.М. Карамзина, где собирался цвет интеллигенции города и приезжавшие из Петербурга просвещённые люди: Дельвиг и Вязем­ский, отец и сестра Пушкина.

замок Маарьямяэзамок Орлова-Давыдова
замок Маарьямяэ

Замок был построен в 1874 году, т. е. за 15 лет до приезда сэра Генри, а не за пять веков, как ему нравилось думать. В 1873 г. граф Анатолий Орлов-Давыдов выкупил у Ротерманна землю на горе и на месте бывшего фабричного здания выстроил что-то вроде средневекового замка. Спроектировал его профессор Петербургской Академии Искусств архитектор Роберт Гёдике, строительными работами руководил воспитанник той же Академии, а с 1872 г. действующий архитектор Таллина Николай Тамм-старший. В восьмигранной четырёхэтажной башне находился кабинет графа, на крыше был установлен флюгер с датой окончания строительства — 1874. Имение получило название Мариенберг (Маарьямяги) — Гора Марии — в честь жены и дочери графа.

замок Маарьямяэ

Вот из этой башни, по идее, Бэрримор должен был подавать сигналы Селдену. Но, к сожалению, ни в башне, ни в других помещениях замка съёмки не проводились – все интерьеры Баскервиль-холла снимались в павильоне.

замок Маарьямяэ

Последний владелец, Алексей Орлов-Давыдов, служил российским послом в Лондоне в 1902 году, был церемониймейстером при дворе, членом Государ­ственной канцелярии и одним из богатейших людей Российской Империи. После 1917 г. он с семьёй эми­грировал во Францию. Некоторое время замок исполь­зовал как летнюю резиденцию консул Голландии.

замок Маарьямяэ

В 1930 году здесь был открыт ресторан «Riviera Palace». В 1937 г. эстонское государство выкупило недвижимость и открыло в замке Лётную военную школу. В башне разместилась учебная часть и радио- и метеорологические службы. В 1940 г. после прихода советской власти здесь была казарма, после войны – коммунальные квартиры. С 1975 года здесь находится Эстонский Исторический музей.

замок Маарьямяэзамок Маарьямяэ

В 1983–1988 годах польские реставраторы восстановили главное и несколько вспомогательных зданий. Замок стал выглядеть наряднее, и мрачным его теперь не назовёшь. Виды с боковой и тыльной сторон замка сильно изменились. Полуразрушенной плитняковой ограды, вдоль которой бродил Ватсон, давно нет, остался лишь фрагмент. Лужайка возле замка так заросла, что летом дом был почти не виден за густыми зарослями – лишь к весне 2010 года эти джунгли снова расчистили, благодаря чему стало возможно снять более-менее нормальные кадры.

замок Маарьямяэзамок Орлова-Давыдова

Вот этот вид на замок теперь испорчен автостоянкой. Более того, поблизости планируется строительство высотных зданий с видом на залив и на исторический центр.

замок Орлова-Давыдова

Ворота Баскервилей должны были украшать кабаньи головы, но этот орёл (видимо, в честь хозяина замка, Орлова-Давыдова) тоже выглядит убеди­тельно. Фонтан возле входа в замок охраняет лев – возможно, поэтому фонтан и не работает, ведь не всякий отважится его чинить.

замок Маарьямяэ

Вопреки ожиданиям, главные ворота выходят не на торфяные болота, а прямо на набережную Таллин­ского залива Балтийского моря, где проходит оживлённое шоссе Пирита. Такие вот киношные метаморфозы. А до постройки шоссе (1926 год) лестница спускалась прямо к воде – волны плес­кались уже там, где сейчас автобусная остановка. Терраса и лестница были восстановлены в конце ХХ века.

замок Маарьямяэзамок Маарьямяэ

И ещё один любопытный штрих. Призрак огромной собаки – не единственное, что могло бы напугать здесь сэра Чарльза. Куда с большей вероятностью это могли бы оказаться призраки вождя мирового пролетариата или же других известных личностей – как в полный рост, так и  в  виде отдельных частей тела. На задворках усадьбы расположилось целое кладбище опальных памятников.

замок Маарьямяэзамок Маарьямяэ

Гримпен

SagadiЭстония, волость Вихула,
деревня Сагади, мыза Сагади
{Sagadi mõis, Sagadi küla, Vihula vald}

Мыза Сагади впервые упомянута в письменных источниках в 1469 году, когда ею владел барон Отто фон Ризебитер. В 1687 году мыза перешла в собственность шведского генерал-адъютанта Гидеона фон Фока. Он сразу же приступил к перестройке усадьбы, но отремонтированное им здание сгорело в 1703 году во время Северной войны.

SagadiSagadi

Затем внук Гидеона, Йохан Эрнст фон Фок, начал строить каменное здание, которое было готово в 1753 г. В то же время был разбит сад и посажены аллеи парка. В 1793 г. началась очередная реконструкция поместья. Усадьба была расширена, появились ворота и вспомогательные строения – амбар и каретная.

SagadiSagadi
Sagadi

Последним владельцем поместья до 1919 г., когда здание было национализировано, был Эрнст фон Фок. Большую часть угодий он успел продать, а после реформы сам вынужден был арендовать у государства центральную часть усадьбы – господский дом. Но в 1939 году, когда началась Вторая мировая война, фон Фок уехал в Германию. С 1919 года в усадьбе находилась начальная школа, а в 1970-х годах здание передали под нужды Раквереского лесхоза. В 1977 г. директор предприятия организовал реставрационные работы. Усадьба стала одной из немногих, восстановленных в Эстонии.

Вот здесь, в центральной части усадьбы возле господского дома, сошли с дилижанса сэр Генри, Мортимер и Ватсон. Только пройти их путём до коляски уже не получится – столбики теперь объединены оградой, а проезд находится посередине.

SagadiSagadi

В 1987 году в господском доме был открыт Музей леса, рассказывающий о деревьях и травах, птицах и животных Эстонии. В нём представлена коллекция охотничьих трофеев и звериных чучел. В 1996 г., когда были восстановлены и дворовые постройки, музей перевели в бывшее здание каретной, а господский дом открыли для посещения туристов, как образец быта прибалтийских баронов в 19 веке. С 1999 года усадьба находится под ответственностью Центра управления государственными лесами.

Sagadi

 

Окно, в которое то и дело выглядывал Мортимер, расположено в торце господского дома. Вот такой вид открывается из этого окна (слева), а вот и вид с противоположной стороны, из-за внешней ограды усадьбы (справа).

SagadiSagadi
Sagadi

А вот и почта, с которой Ватсон отправлял донесения Холмсу. Здесь, в историческом доме управляющего имением теперь расположено общежитие «Sagadi Manor Hostel». Здание 18  века с толстыми стенами было превращено в удобное место для недорогого проживания, а также для проведения различных мероприятий. Просторный холл с камином вмещает около 40 человек и годится как для конференций, так и для празднований. Финская сауна с передней отлично подходит для небольших вечеринок. В шести номерах умещаются 35 кроватей.

SagadiSagadi

Удивительно, но деревянная дверь, ведущая на почту, сохранилась до сих пор. Вот как выглядят окрестности, если смотреть на них с крыльца. В Фильме нам эти ракурсы не показывают, но Ватсон-то их видел!

SagadiSagadi
Sagadi

А в этом старинном деревянном здании раньше находился амбар. Но после съёмок фильма его полностью снесли и на его месте построили почти такое же здание, только в полтора раза длиннее. Новая часть пристроена к амбару со стороны почты, справа, а стоявший там раньше сарай исчез. Осенью 2005 г. бывший амбар был обставлен и заполнен историческими ремесленными инструментами, станками и т. п., которые раньше обычно использовались в поместьях – их пожертвовали близлежащие деревни и фермы. В летнее время здесь проводятся экскурсии.

[подсказал Игорь Масленников, нашёл Алексей Лешков]

SagadiSagadi

Холмы

отвалы МаардуЭстония, уезд Харьюмаа,
волость Йыэляхтме, деревня Ребала
{Rebala küla, Jõelähtme vald, Harjumaa}

 

Одним была плоха Эстония для изображения холмистого Девоншира: холмов здесь нет. А если изредка и попадаются, то только искусственного происхождения. Поэтому дорогу к Баскервиль-холлу решили снимать среди отвалов химического комбината под Таллином.

отвалы Маарду

Немного об истории комбината. В деревне Юлгазе, на самом берегу моря, в конце XIX века были открыты богатые залежи фосфорита. В 1920-е годы начались разработки фосфоритных месторождений: были вырыты предварительные колодцы, взяты пробы, заложена первая шахта, а в 1925 г. построили первую обогатительную фабрику.

отвалы Маарду

Возникновение промышленного посёлка Маарду произошло в 1939 г. благодаря разработке фосфоритных месторождений. В советское время был построен большой химический комбинат «Эстонфосфорит», который был закрыт по экологическим соображениям с восстановлением независимости в 1991 г. Миллионы тонн добываемой фосфоритной руды, отработанные отвалы и отсутствие очистных сооружений на вредном химическом производстве – всё это мало кого радовало, особенно жителей близлежащих посёлков и хуторов. Да и центр Таллина всего в 10 километрах отсюда. Рыжий дым из трубы Маардуского химического комбината, называемый в народе «лисий хвост», тянулся через весь таллинский район Ласнамяэ и дальше на много километров, сказываясь на атмосфере всего города.

отвалы Маарду

К сожалению, найти точное место съёмок – а это два вида в 1-й серии и один вид во 2-й, когда в Девоншир приезжает Лестрейд – уже не представляется возможным. После съёмок Фильма комбинат проработал ещё 10 лет. Территория отвалов в Маарду достигает площади более 10 кв. км, а длина траншей составляет несколько десятков километров.

отвалы Маарду

Здесь была проведена противоэрозионная и лесопарковая рекультивация, то есть отвалы были выровнены и засажены искусственным лесом. Многие траншеи подверглись естественному задернению и зарастанию либо заполнились грунтовой или дождевой водой. Кроме того, в 2003 г. в центре карьера появилась новая таллинская свалка, которая дополнительно изменила внешний вид этих мест.

[подсказал Игорь Масленников, нашёл Gara]

Болота

БолотаЭстония, уезд Ляэнемаа, волость Кулламаа, посёлок Ристи, болото Куйстлемма
{Kuistlemma raba, Risti, Kullamaa vald, Läänemaa}

Строго говоря, не все окрестности Баскервиль-холла представляли собой болота – в этом можно убедиться, изучив нижеследующий пункт «Гримпенская трясина и каменоломня». Но здесь мы поговорим именно о настоящих болотах – вот об этой топкой местности с низкорослыми соснами. Надо сказать, что подобных болот в Эстонии более чем достаточно, и все они похожи друг на друга. Изначально было известно только то, что болото снимали недалеко от посёлка Ристи, но поиски конкретного места заняли довольно много времени и сил. Пришлось сверяться по солнцу, изучать скорость роста сосен на болотистых почвах и копаться в архивах. Несмотря на кажущееся однообразие видов, были найдены и некоторые ориентиры.

Болота

Самым важным ориентиром оказалось солнце – тем более, что днём на этих болотах оно светит всегда. Его положение в кадре позволило ограничить поиски дорогами, пересекающими болота с запада на восток. Вот сцена знакомства Ватсона со Стэплтоном. Солнце светит Стэплтону в спину. Зритель ждёт, что сейчас покажут лицо Ватсона, и тогда мы увидим другую сторону дороги. Однако каждый раз какая-то неведомая сила разворачивает коляску с Ватсоном на 180 градусов, и солнце теперь светит в спину уже Ватсону. Противоположную сторону дороги нам упорно не хотят показывать – за весь фильм так ни разу и не покажут – и, видимо, на то есть причина.

БолотаБолота

Второй ориентир – полоска леса справа от пустоши. С поправкой на давность, силуэт леса вполне узнаваем. По счастью, сосны на болоте растут довольно медленно и неохотно, так что пустошь также не претерпела больших изменений.

Болота

 

Есть и третий ориентир – высокая сосна с характерной кроной, издали напоминающая пальму. Это дерево видно и из окна комнаты Ватсона, и из башни замка, видно его и с дороги, ведущей через болота.

БолотаБолота

Место со всеми искомыми приметами нашлось. Им оказался участок шоссе Таллин–Хаапсалу возле посёлка Ристи. В 1981 году здесь была лишь просёлочная дорога, по которой и гуляли-ездили-скакали наши герои, а шоссе шло прямо через посёлок. Вскоре после съёмок Фильма здесь был построен новый участок шоссе в объезд посёлка. С северной стороны дороги болота нет, а есть полоска леса, за которой и находится посёлок – вот почему нам всё время показывали только южную сторону дороги.

Kuistlemma rabaKuistlemma raba
Kuistlemma raba

После строительства нового шоссе по краю болота, т. е. по самым легендарным местам, высадили зелёную полосу, которая на долгие годы скрыла от глаз исторический вид. Лишь в 2004 году поросль была вырублена, и болото стало вновь доступно для обзора с шоссе.

В том месте, где Ватсон выезжает на болота, растут более высокие деревья. Возможно, это тот же участок, где высокие деревья растут и теперь – возле развилки. Об этом же свидетельствуют две отдельно стоящие сосны и характерная лужа справа от них.

Kuistlemma rabaKuistlemma raba

Что же касается камней, которыми так густо была утыкана местность – то все они были сделаны из картона и привезены сюда художником Беллой Маневич.

БолотаБолота

Таким образом, есть основания полагать, что все болотные виды снимались на том небольшом отрезке нынешнего шоссе (около 800 м), что идёт по краю пустоши. Таскать актёров и аппаратуру по нескольким болотам не было нужды, учитывая, что болота эти мало чем отличаются одно от другого.

ПанорамаKuistlemma raba
Болота

 

Правда, есть ещё несколько неопознанных видов, которые, скорее всего, доснимали отдельно. Но все они статичные и настолько неопределённые, что вряд ли удастся их найти.

Kuistlemma raba

 

Если бы мы отошли от дороги вглубь болота, мы увидели бы примерно вот такие места, в которых Стэплтон ловил своих циклопидесов. «Эти болота никогда не примелькаются, а сколько тайн хранят...»

К слову, соседнее болото Мариметса (фото внизу) является заповедником, а в 2003 г. там была открыта тропа для туристов протяжённостью 5,5 км. Возможно, оно красивее, чем наше баскервильское болото Куйстлемма, а флора и фауна там богаче, вот только к Фильму оно отношения не имеет.

Marimetsa rabaMarimetsa raba
[подсказал Игорь Масленников, нашёл Gara]

Меррипит-хаус (дом Стэплтонов)

музей Антса Лайкмаа
Эстония, дер. Кадарпику, волость Таэбла,
уезд Ляэнемаа {A. Laikmaa majamuuseum, Kadarpiku, Taebla vald, Läänemaa}

Стэплтоны жили в доме-музее известного эстонского художника Антса Лайкмаа (1866-1942), примерно в 10 км от Хаапсалу. В 1917 году он купил в деревне Кадарпику половину хутора Таммику и в 1920-х годах начал там строительство своего дома. В 1932 году он переехал сюда окончательно и прожил здесь всю оставшуюся жизнь. В 1960 году открыт дом-музей Антса Лайкмаа. На первом этаже выставлены экспонаты, знакомящие с жизнью художника, там же находится столовая. На втором этаже расположились ателье-студия художника, рабочий кабинет и спальня.

музей Антса Лайкмаамузей Антса Лайкмаа
музей Антса Лайкмаа

Сарай, в котором Стэплтон держал собаку, находится с обратной стороны дома, а не там, где Ватсон заглядывал в окно.

А вот интерьеры снимались не здесь, а в павильоне, от реального дома там остались только формы окон.

[подсказал alzar007]

Лефтер-холл (дом Френкленда)

JuulikuЭстония, волость Саку, Харьюский уезд,
деревня Юулику, Юльенхоф
{Julienhofi, Juuliku, Saku vald, Harjumaa}

Пастушеская вилла Juuliku построена в 1927-29 годах по проекту эстонского архитектора Роберта Натуса. Охраняется государством с 1996 года, но пока единственная часть дома, не вызывающая опасений – это мраморная табличка у входа, говорящая о том, что дом является памятником архитектуры.

JuulikuJuuliku

Здание деревянное, оштукатуренное снаружи. Внутренняя планировка жилища проста: на первом этаже находятся большая кухня, гостиная и служебная комната. На втором этаже, куда ведёт деревянная лестница, находятся спальни и выход на балкон над главным входом, где Френкленд устроил себе наблюдательный пункт.

[подсказали Aleksei Klisevits, alzar007]

Жилище Холмса на болоте

мельница в КантсиЭстония, Раплаский уезд, волость Мярьямаа, деревня Лаукна, Кантси
{Kantsi, Laukna, Märjamaa vald, Raplamaa}

Сооружение, в котором жил Холмс – не что иное, как развалины мельницы голландского типа. Время постройки мельницы – предположительно 19 век, а  хутор Лайсилла поблизости от неё впервые упоминался в 1645 году.

мельница в Кантси

Подобных мельниц в Эстонии сохранилось довольно много, и найти нужную было непросто. Некоторые из них приведены в порядок и используются, например, как рестораны, другие продолжают медленно разрушаться. Нашу холмсо-мельницу, пожалуй, восстанавливать уже поздно.

мельница в Кантсимельница в Кантси

Подзорная труба Френкленда, в которую Ватсон впервые увидел эту постройку, обладала удивительным свойством: она меняла угол зрения примерно на 90 градусов. То есть, сначала «невооружённым глазом» мы видим мельницу с западной стороны, а «в трубу» мы видим её уже с севера.

мельница в Кантсимельница в Кантси

Надо сказать, с комфортом у Холмса было туго. Мало того, что сквозняк со всех четырёх сторон, так ещё и крыши нету. Да и камнем по затылку получить недолго – на фото видно, как обрушился главный вход, а место, откуда вылезал Ватсон, завалено наполовину.

мельница в Кантсимельница в Кантси
[подсказал Алексей Лешков, нашёл altavista]

Гримпенская трясина и каменоломня

КадакаЭстония, Таллин, ул. Кадака, 191
{Kadaka tee 191, Tallinn}

Обрыв, вдоль которого убегает, отстреливаясь, Стэплтон, представляет собой Харкуский клиф Северо-Эстонского глинта. В этих местах была одна из главных каменоломен Таллина, а рядом с ней на 30 гектарах в течение двух веков располагался хутор Таммику, жители которого добывали там известняк.

КадакаКадака

В советское время на месте этого хутора была воинская часть, протянувшаяся до складов «Морской крепости Императора Петра Великого» в Астангу. В конце сороковых годов с другой стороны улицы находились лагерные бараки. В год съёмок (1981) это была окраина города – воинская часть, заброшенная каменоломня, сосновый лес и пустыри. Велика вероятность того, что весь эпизод с сараем и перестрелкой снимался здесь, под обрывом. В настоящее время там уже не вода и кочки, а достаточно ровный пустырь на задворках многочисленных авторынков. На этом пустыре по погожим выходным дням люди продают автомобильные покрышки, колёсные диски, колпаки и другие автомобильные товары. Дальнейшая судьба этого участка в земельном регистре пока не определена.

КадакаКадака

За последние годы эти места заметно изменились. Сначала продлили бульвар Кадака, который до этого проходил только в районе Баскервиль-холла №1. Для этого пришлось достаточно широко прорезать склон обрыва. Улица Кадака и продлённый бульвар Кадака соединились как раз в районе этого пустыря.

Тем не менее, также велика вероятность того, что в этом районе снимались и некоторые другие эпизоды, где в кадре видны обломки камней и срезы слоистых пород. Возможно, вот здесь проезжала эта коляска по пути в Баскервиль-холл. А возможно, ехали по старой дороге, что идёт в 10 метрах от новой.

КадакаКадака
Кадака

В 1983 году сквозь обрыв проложили отрезок железной дороги от Тяхеторни до Кадака – возможно, для подвоза мазута к Мустмяэской котельной. Но к 2008 году рельсы и шпалы с этой ветки уже сняли.

В начале 1990-х годов здесь стали появляться автомобильные рынки и склады. На бульваре Кадака, рядом с прежней каменоломней, построили автомастерские. В 2004 г. у обрыва, между бульваром Кадака и железной дорогой, построили три жилых дома. В 2007 году на месте заброшенного карьера начали строить дома, которых, возможно, будет семь.

КадакаКадака

Есть стойкое подозрение, что проезды в коляске, проход и пробежку Ватсона через каменоломню снимали в этих местах. А также ночную погоню за Селденом и сюжет из легенды.

КадакаКадака
Кадака

Если каменоломню действительно снимали где-то поблизости, то можно сказать, что она потеряна. Но подтвердить или опровергнуть это пока невозможно, ландшафт там слишком изменился. В целом, места тут похожие. Если отыскался «обрыв Стэплтона» – может быть, отыщется и остальное? Но надо спешить – строительство в этом районе только начинается. Здесь планируются и другие жилые кварталы, а там, где была Гримпенская трясина, возможно, будет круговая развязка.

[нашёл Gara]


Кадака Эстония, Таллин, бульвар Кадака, 167а–169а
{Kadaka pst 167a–169a, Tallinn}

Надежду на то, что дальнейшие поиски пока возможны, даёт ещё одна находка – камни, где Холмс, Ватсон и Лестрейд собирались устроить засаду. По хронологии этот объект должен предшествовать «обрыву Стэплтона», однако было бы несправедливо не рассказать, каким образом он был найден, а это находится в прямой связи с предыдущими исследованиями. А найден он был в результате «медитирования» над фотографиями района Кадака, спустя два с лишним года после фотосъёмки и на расстоянии нескольких сотен километров от Таллина. «Вот так начнёшь изучать фамильные портреты...»

Кадака

Для внимательного наблюдателя камни довольно приметные, но чтобы окончательно убедить себя и других, пришлось каждый камень пронумеровать на обоих снимках. Как видите, этот маленький заповедник холмсоведения сохранился лишь чудом – если бы строители срыли породу на пару метров правее, то опознать это место стало бы совершенно невозможно, и оно было бы потеряно навсегда. Как раз здесь в 2004 году построили три жилых дома, о которых говорилось выше. Траншея была наполовину засыпана, а обрыв, на который карабкались Холмс, Ватсон и Лестрейд, почти весь сточен под автостоянку (какое варварство!). К сожалению нет гарантий, что со временем эта стоянка не будет расширена. Но пока придомовая территория обнесена оградой, а калитка по выходным закрыта. Так что заповедный островок с камнями и остатком обрыва находится под какой-никакой охраной.

КадакаКадака
Кадака

Из окон ближайшего к обрыву дома открывается вид прямо на холмсоместа, только с обратной стороны: на правом снимке видно место, где троица карабкалась на обрыв (там теперь машины стоят), а на левом видны сохранившиеся камни, по которым они шли. Для тех, кто понимает, такая квартира должна стоить особенно дорого. И кто знает, возможно сами дома стоят именно там, где меж каменных столбов лежало растерзанное тело Хьюго Баскервиля, или там, где Ватсон ездил в своей коляске или бродил пешком. Сейчас это уже не проверить.

Кадака

Слева: Вот всё, что осталось от траншеи и от камней. Шансы невелики, но может быть дальнейшее изучение фотографий и кадров из Фильма позволит отыскать поблизости что-то ещё?

Справа: А пока будем любоваться тем, что уже найдено. Тем более, что холмсо-камни видны и с проезжей части бульвара Кадака.

[сфотографировал Gara, обнаружил Pinguin]

Появление собаки Баскервилей

Собака Баскервилей Ленинградская область, Гатчинский район,
пос. Пудость

Пудость – посёлок в 7 км к северу от Гатчины. Это место – одно из самых загадочных во всей холмсо-географии: непонятно толком, что же именно здесь снимали, а где конкретно это снимали – неизвестно вовсе. Игорю Масленникову и оператору Владимиру Ильину пудостские каменоломни приглянулись тем, что были похожи на эстонские – по крайней мере, им так казалось. Нужно было снять пробег светящейся собаки, собака была ленинградская, везти её в Эстонию никому не хотелось, и нужно было найти натуру поближе. А поскольку собака замучила всех – не хотела бежать на камеру, не так светилась, не была страшная и т.п. (вся эта эпопея описана в разделе «История»), то в Пудость группа выезжала аж пять раз, и всё по ночам.

ПудостьПудость

Здесь следует рассказать, чем же знаменита Пудость и её каменоломни. В окрестностях посёлка часто бывали на охоте российские императоры. Здесь неоднократно отдыхал поэт Игорь Северянин. Рядом с посёлком находятся каменоломни, где в XVIII—XIX веках добывали известковый туф – так называемый пудостский камень, использовавшийся для постройки и облицовки многих строений в Санкт-Петербурге, Гатчине, Павловске и Царском селе. Добывать его было не так уж и сложно - под землёй он достаточно мягок, легко поддаётся пилению и шлифовке, но, пробыв некоторое время на воздухе, он отвердевает и становится прочным. Различается несколько сортов пудостского камня, в зависимости от глубины его залегания. Верхние слои являются известковым туфом. Он порист, как пемза, и более мягок, чем нижний слой - собственно известняк.

Пудостский камень

Специалисты считают, что по составу он схож с травертином, из которого сложены многие памятники Западной Европы, включая Колизей и Собор Святого Петра в Риме. Главным достоинством пудостского камня нужно считать его сходство с древним камнем, как бы выветрившимся за столетия. Именно этим объясняется его популярность в эпоху классицизма, когда по всей Европе возводили современные «древности» в римском и греческом стиле. Любое сооружение, возведённое из пудостского камня, сразу же становилось похожим на старинное. Это его свойство широко использовалось в ландшафтной архитектуре. Например, Ринальди при создании знаменитого грота «Эхо» (1770) облицевал его выход грубыми глыбами туфа, передав дикий первобытный хаос необузданной природы.

Пудостский камень

В 1755 году для оформления кровли Зимнего дворца по рисункам Растрелли из пудостского камня было вырезано 178 скульптур-аллегорий. Изваяния покрыли известковой краской, отчего они были неотличимы от мраморных, хотя стоили гораздо дешевле. К сожалению, эти скульптуры сильно пострадали при пожаре 1837 года и были впоследствии заменены на медные. Но и сегодня во многих сооружениях Петербурга можно встретить пудостский камень: это облицовка стен и колонн Казанского собора, скульптуры Ростральных колонн, здания Биржи, Горного института, наземный вестибюль станции метро «Площадь Восстания». В Павловске это «Большие круги», Колоннада Апполона, пьедесталы под скульптуру. В Царском Селе – Нижний ярус Камероновой галереи и Пандус. А в Гатчине этот камень встречается на каждом шагу. Он использован практически во всех парковых воротах и мостах. Из него сложены Амфитеатр, стены Павильона Орла и Лесной Оранжереи, терраса-пристань, терраса на проспекте 25-го Октября, терраса Собственного сада, Сильвийская стена, здание суконной фабрики. Из него изготовляли балюстрады и декоративные вазы, им облицован вестибюль Большого Гатчинского дворца и подпорная стена Приоратского дворца.

Пудостский камень

Однако запасы пудостского камня оказались небезграничны. С середины XIX века остатки залежей использовали только для изготовления фильтров для воды и выжигания извести, и когда в конце XIX века проводился ремонт отдельных парковых сооружений, сложенных из пудосткого камня, мастера оказались в сложном положении: отсутствовал требуемый материал. Пришлось снимать часть облицовки, срезать пудостский камень с тыльной стороны, облицовку возвращать на место, а срез использовать для восполнения утрат. В 1920-х годах этот камень ещё использовался при реставрации скульптур Ростральных колонн, но в дальнейшем месторождение разрабатывалось уже с помощью взрывчатки. Драгоценный камень шёл на щебень. Трудности у реставраторов возникли и в 1980-х годах, когда восстанавливались Карпин, Львиный мосты и Мост с кордегардиями. Первый мост пришлось облицевать азербайджанским известняком, отдаленно напоминающим пудостский. Два других возвели с применением гранита, что значительно ухудшило их облик с учётом и без того низкого качества проводившихся работ.

Пудость

На сегодняшний день возле Пудости остались лишь заброшенные каменоломни, обросшие травой, кустарником и множеством слухов и легенд. Некоторые карьеры и провалы пользуются дурной славой, что немудрено. Надо полагать, не один невольник нашёл здесь свою кончину от непосильного труда. Поговаривают, что во время войны в старых каменоломнях немцы устроили какие-то секретные лаборатории, тайные склады с оружием, которые то ли сами взорвали при отступлении, то ли наши сотрудники госбезопасности после войны завалили ходы.

Пудость

В 80-е годы в старые полуразрушенные каменоломни хлынули искатели приключений из Ленинграда. Непонятно, что хотели найти энтузиасты-спелестологи – тайники Третьего Рейха или клады, но приключений, говорят, нашли. Их рассказы про призрак старого каменотёса Ивана Горбатого, растения-мутанты, странные аномальные явления в подземельях добавили дурной славы каменоломням.

Пудость

Официально карьер был закрыт ещё в 70-е годы – считалось, что пригодного для реставрации камня там уже не осталось. Однако, по некоторым данным, это не совсем так. Нелегальная добыча камня продолжается. Воры – как правило, профессионалы в добыче и обработке камня. Не платя ни копейки государству, они пилят туф, а потом сбывают реставраторам, которых понять можно: если они не будут покупать у браконьеров туф, им нечем будет работать. Ближайшее месторождение аналогичного туфа, который мог бы использоваться в реставрационных целях, находится на юго-западе Псковской области, практически на границе с Латвией. Возить оттуда туф недёшево. Кроме того, добытый камень нельзя везти сразу – он крошится и мнётся, он должен полежать на воздухе и созреть. В общем, мороки много. А вот почему туф не добывают в Пудости легально, если ещё явно есть что брать, – вопрос крайне занятный. Кому-то выгодно ночами пилить туф бесплатно, а днём с оглядкой толкать его в городе, и кому-то выгодно делать вид, что этого явления не существует.

ПудостьПудость

Вот в такие интересные места группа и отправилась доснимать то, что не сняли в Эстонии. Сейчас уже трудно сказать, как эти места выглядели в 1981 году и  были ли здешние каменоломни похожи на таллинские. Однако на сегодняшний день сходство уже практически не прослеживается. Местность интересная, холмистая, но никаких знакомых по Фильму пейзажей здесь обнаружить не удалось. Сами каменоломни находятся за воротами, на которых написано «Заповедник Ельник», и лишь примерно три десятка заколоченных входов в штольни напоминают о былых разработках. Эти холмики с дверями можно было бы использовать в роли бывшего рудника на островке посреди трясины – но, как мы знаем, не использовали.

Собака Баскервилей

Поскольку бегущую собаку снимали в темноте, остаётся непонятным, зачем группа ездила в такую даль пять раз. Собака могла пробежаться совершенно где угодно, хоть на городском пустыре. В кадре не видно ничего, кроме нескольких камней, которые прожектор высвечивает на несколько секунд. Похожие камни в окрестностях обнаружить не удалось.

Каторжник

Кроме того, нашёлся очевидец съёмок, показания которого не только не прояснили дело, но ещё больше его запутали. По воспоминаниям очевидца, там были Ливанов, Соломин, Брондуков, а также Селден или его дублёр, и ещё дублёры Янковского и Купченко. Во-первых, снималась сцена гибели Селдена, где тот лежит на земле, а Ватсон его аккуратно переворачивает (тут Соломин даже поспорил с Масленниковым, как профессиональный врач должен дотрагиваться до тела), а тут и Стэплтон появляется. Во-вторых, снималась сцена, в которой Лестрейд говорит: «Ну раз на мне брюки, значит и задний карман на них есть...» Сюда привезли те огромные каменные столбы из папье-маше, а снимали в каком-то карьере, в темноте, поэтому теперь место уже не найти.

Собака Баскервилей

Что касается заднего кармана Лестрейда, то в Фильме в этот момент, как мы помним, компания едет на коляске по местности, напоминающей отвалы химкомбината Маарду. Причём, Лестрейд виден только со спины, так что это может быть вовсе и не Брондуков, а его дублёр. А вот насчёт сцены гибели каторжника стоит призадуматься. В кадре видны холмы, возможно искусственного происхождения, и круглые валуны, не похожие на плоские слоистые камни таллинской каменоломни. В Пудости на собственно каменоломнях камней нет вовсе, однако в округе похожие валуны всё же имеются. Один такой карьер, превратившийся в пруд, находится в непосредственной близости от жилых домов. По берегам разбросаны группы камней – все они были изучены, но знакомых валунов среди них не нашлось.

ПудостьПудость
Пудость

Ещё один карьер с валунами, постепенно превращающийся в свалку, находится в паре километров от первого. Но и там не лучше – силуэт холмов другой, подходящих деревьев нету, а камни есть, но их гораздо меньше, чем в сцене с Селденом.

 

Встречается ещё несколько россыпей камней, но все они не слишком выразительные. Есть только один приметный валун, выше человеческого роста, лежащий над обрывом. Если бы группа туда добралась – его наверняка бы сняли. Ничем не хуже бутафорских столбов, и даже Холмс мог бы на нём постоять на фоне Луны.

ПудостьПудость

Кстати, о столбах – если их действительно возили сюда, то непонятно, зачем. Ни в сцене с каторжником, ни в сцене с собакой, никаких столбов нет. Лестрейда и сестры-жены Стэплтона в этих сценах также не наблюдается. Самого Стэплтона возле тела каторжника мы видим только спереди, и ни разу со спины – так что дублёр ему здесь вроде тоже ни к чему. В общем, сплошная загадка. Остаётся надеяться, что отыщутся и другие свидетели, которые смогут внести ясность – что здесь снималось и где.

Ну а само нападение собаки снималось в павильоне, о чём можно прочитать здесь.

[подсказали Игорь Масленников, Big_mmike]

* Овсянка * Персонажи * Сюжет * Срезки *

 

последнее обновление на сайте – 23 мая